Левит
Третья книга Пятикнижия, названная в евр. тексте, подобно другим частям Пятикнижия, по первому слову «Вайкра» (vajikra – «и воззвал»), в предании Иудейском называется, соответственно содержанию, «Torat-kohanim» – «закон священников», или «Torat-qorbanot» – закон жертв. Равным образом греческое название (у LXX) книги Λευιτικὸν, латинск. Leviticus, слав.-рус. «Левит» показывает, что содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т. п. Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, гл. Лев.10.1–3, и казнь богохульника, Лев.24.10–23); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения (Лев.25:1, 26:46, 27:34). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в Лев.26.11–12) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления:
1. о жертвах (Лев. 1–7);
2. о посвящении священнослужителей (Лев. 8–10);
3. о чистом и нечистом (Лев. 11–16);
4. о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (Лев. 17–20);
5. о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (Лев. 21–27).
Таким образом идея святости и освящения – господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.
Помимо непосредственной задачи – освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, – законы книги Левит по преимуществу были "тенью и образом грядущих благ» (Евр 10.1) новозаветных.
1. о жертвах (Лев. 1–7);
2. о посвящении священнослужителей (Лев. 8–10);
3. о чистом и нечистом (Лев. 11–16);
4. о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (Лев. 17–20);
5. о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (Лев. 21–27).
Таким образом идея святости и освящения – господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.
Помимо непосредственной задачи – освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, – законы книги Левит по преимуществу были "тенью и образом грядущих благ» (Евр 10.1) новозаветных.