Рабби (akiba, Rabbi) Выдающийся иудейский вождь, деятельность которого приходится примерно на 110-135 г. по Р.Х. Акива был незнатного происхождения и начал обучение в возрасте 40 лет. Добившись признания в раввинистических занятиях, он основал свою собственную школу в Бене-Вераке, недалеко от Яффы. Во время иудейского восстания против римлян в 132-135 г. по Р.Х. Акива был арестован за обучение иудейским законам и с готовностью пошел на мученическую смерть. Он активно поддерживал вождя бунтовщиков Бар-Кохбу, считая его долгожданным Мессией. В раввинистической деятельности Акивы можно выделить три направления. Акива находился в Иавнеиле (Иамнии), когда там (ок. 90 по Р.Х.) велись споры, какие книги следует включать в канон иудейского Писания, а какие нет. Речь шла о возможности включения в канон новых книг, а также о пересмотре статуса старых, в особенности Екклесиаста и Песни песней. Акива придерживался иных взглядов на толкование Библии, чем остальные раввины. Например, рабби Ишмаэль считал, что язык Писания следует рассматривать как обычный человеческий язык, с такой же грамматикой, тем же значением слов и т. д. Акива, напротив, настаивал на том, что Писание следует толковать не так, как людские произведения. Обычный язык допускает разные написания одного слова, причем значение его не изменяется; но если такое происходило с Писанием, для Акивы это имело особое значение. Сторонники других школ толкования обвиняли его в том, что он искажает язык Писания, чтобы истолковать его по-своему. Акива побудил ученого по имени Акила перевести Писание на греческий язык, воплощая в этом переводе его принцип толкования. В результате перевод Акилы был чрезмерно буквальным; так как стандартные правила греческой грамматики в нем не соблюдались, он не может считаться приемлемым греческим переводом.
Смотрите также: Библия: канон , талмуд.
Смотрите также: Библия: канон , талмуд.