(Alexandria) Город в Египте, основанный Александром Великим в 331 г. до Р.Х. Столица Египта в течение эллинистического и римского периода, Александрия была самым значительным городом Древнего мира после Рима. Стояла она на западном берегу реки Нил, в дельте, на полуострове между материковой частью Египта и Средиземным морем. Гавань была защищена островом Фарос, на котором высился громадный маяк (Александрийский маяк), одно из семи чудес света. Маяк возвели на оконечности длинного мола в форме буквы «Т», не менее чем на милю выдававшегося в море; по обе стороны от Т-образного мола располагалась древняя гавань. Александр строил город как военную базу, крупный порт и торговый центр — связующее звено между Египтом и Востоком. В плане город представлял собой решетку с двумя центральными улицами, обсаженными деревьями; каждая из них была ок. 200 футов (61 м) шириной, и пересекались они ровно посередине. Город был разделен на три района: на северо-востоке селились иудеи, на западе — египтяне, а на юге — греки. Александрия в древности славилась своими архитектурными памятниками: маяком; Мусейоном, с его величайшими в эллинистическом мире библиотекой и научным центром; мавзолеем Александра, построенным Птолемеем (согласно географу Страбону, он имел форму сосновой шишки) и торговыми постройками. Археологических находок, связанных с этими строениями, чрезвычайно мало. В 796 г. по Р.Х. маяк сильно пострадал во время землетрясения, а примерно через 500 лет был полностью разрушен. От Мусейона остались только одна подставка для свитков и одна статуя. Александрия играла очень важную роль в истории греко-римского мира. Когда в 323 г. до Р.Х. умер Александр Великий, Египтом стал править Птолемей, один из его военачальников. Птолемей учредил династию, которая продолжалась вплоть до правления Клеопатры. Так как Александр разрушил Тир, Александрия стала для греков центром торговли с Востоком и Центральным Египтом. Роман Юлия Цезаря с Клеопатрой был концом династии Птолемеев. Мусейон на самом деле был не музеем в современном смысле слова, но скорее университетом и библиотекой. Благодаря Мусейону, основанному Птолемеем Филадельфом, Александрия стала интеллектуальным центром греческого мира; там занимались изучением грамматики, литературной критикой и сохранением текстов. В 47 г. до Р.Х., когда войска египтян и Юлия Цезаря нанесли существенный урон Мусейону, в нем, по сообщениям историков, хранилось 700 000 книг, в том числе прекрасные издания греческих классиков. В поздний эллинистический и римский период Мусейон обратился к новым научным проблемам, в частности там разрабатывался проект громадного маяка, который благодаря продуманному использованию зеркал можно было бы видеть с моря на расстоянии 20 миль (32 км).
С момента самого ее основания в Александрии жило много иудеев. Иудейские ученые, которым покровительствовала династия Птолемеев, выполнили перевод ВЗ на греческий язык, известный как Септуагинта. По мере того как иудейская часть населения росла и богатела, усугублялись этнические конфликты. В 42 г. по Р.Х. вследствие этнических распрей взбунтовавшиеся греки изгнали иудеев из обжитых ими языческих районов города. Успехи иудеев в торговле, в особенности пшеницей, еще более подстегивали антисемитов. В Писании Александрия упоминается редко. Стефан, первый из христианских мучеников, спорил с иудеями«Александрийцами» по поводу мессианства Иисуса (Деян 6:9).
Аполлос, о котором говорится как «муже красноречивом и сведущем в Писаниях» (Деян 18:24), был родом из Александрии. Апостол Павел совершил путешествие в Рим по морю на двух александрийских кораблях (Деян 27:6; Деян 28:11).
Самые ранние исследователи Библии в Александрии, при Василиде и его сыне Исидоре, были преимущественно гностиками. Позже образовалась школа аллегорического толкования, регулярно получавшая поддержку богатых покровителей и действовавшая согласно организованному расписанию. С этой школой прежде всего связывают Климента Александрийского и Оригена. В их учении выделялось три уровня значения в Писании: историческое, этическое и духовное. Позже в Александрии возникло арианство, могущественная ересь, сформулированная александрийским пресвитером Арием. Эта школа отрицала вечное существование Христа, утверждая, что раз Он был зачат, значит, когда-то не существовал. Основным оппонентом ариан был Афанасий, также из Александрии. Прежде всего благодаря его усилиям это еретическое учение было опровергнуто в IV веке, а в 381 г. по Р.Х. Константинопольский собор утвердил Никейский символ веры.
Смотрите также: Александр №1; еллинисты; филон александрийский; эллинизм.