Загрузка

Большой библейский словарь : аммон, аммонитяне

Народ «племенной» (ammon; ammonites) Семитский народ, занимавший плодородную область на северо-востоке Моава, простиравшуюся на восточном берегу Иордана, между реками Арнон и Иавок, и на востоке доходившую до Сирийской пустыни. Их столицей был город Равва, современный Амман, столица Иордании. Аммонитяне происходили от младшей дочери Лота (Быт 19:38).

Их название по-еврейски означает «сын из рода моего отца», что, указывая на род и личное имя, предполагает родство между Израильтянами и аммонитянами. Это название часто упоминалось на Ближнем Востоке, начиная с середины II тысячелетия до Р.Х. Одна из его форм обнаружена в ассирийских надписях; другие — в угаритских текстах XV века до Р.Х., текстах Мари, табличках Амарны и Алалаха. Народ аммонитян сформировался в южной части восточного побережья Иордана примерно в начале II тысячелетия до Р.Х. Хотя происхождение народа было смешанным, язык, на котором они говорили, был близок к еврейскому. Аммонитяне использовали старый ханаано-финикийский алфавит, который Израильтяне, скорее всего, понимали. Аммонитяне вступали в смешанные браки с евреями (3Цар 14:21,31; 2Пар 12:13), и их ранние имена определенно указывают на арабское влияние. Что касается языка, этнических особенностей и физических характеристик, то аммонитян трудно отделить от аморреев, с которыми они, вероятно, были тесно связаны. и те, и другие поселились на этой земле примерно в одно и то же время, потому что, когда Иисус Навин повел Израильтян в Ханаан, царства аммонитян и аморрейское царство в Есевоне уже существовали. В ВЗ говорится, что на территории Аммона некогда жили великаны, называемые рефаимами или замзумимами, о которых мы практически ничего не знаем (Втор 2:20-21; «зузимы», Быт 14:5).

В апокрифической Книге Бытие, которая обнаружена среди свитков Мертвого моря, они упоминаются как один из народов, побежденных союзом четырех царей (Быт 14:1,5).

Кедорлаомер, царь Еламский (Быт 14), победил этих великанов и, вероятно, облегчил завоевание земли Исавом, Аммоном и Моавом. Царь Ог был единственным уцелевшим рефаимом, известным аммонитянам (Втор 3:11).

Его постель была предметом поклонения из-за ее необычных размеров. Когда Израильтяне пришли в Кадес, они обнаружили там организованное царство Едом, которое запретило им входить на свою территорию (Чис 20:14-21).

Тогда они пошли на север, в страну аммонитян, которая тогда находилась под властью аморрейского царя Сигона. Он также не позволил Израильтянам проходить через свои земли, но те нанесли ему поражение и заняли его страну (Чис 21:21-24).

Бог через Моисея велел им не пытаться захватить территорию аммонитян, потому что она была дарована потомкам Лота (Втор 2:19,37).

Израильтяне продолжили движение на север, нанесли поражение царю Васанскому Огу (Втор 3:1-11), потом вошли в долину реки Иордан и расположились лагерем на равнинах Моава. Валак, царь Моава, нанял пророка Валаама, чтобы тот проклял Израильтян, но Валаам вместо этого благословил их (Чис 22-24).

Аммонитяне были исключены из общества Господня вплоть до десятого поколения за то, что поддержали моавитян (Втор 23:3; Неем 13:1-2).

Израильские колена Гада и Рувима и половина колена Манассии, привлеченные плодородными землями правого берега реки Иордан, принадлежавшими аморреям и Васану, решили расположиться там на границе с аммонитянами (Чис 32; Втор 3:16; Нав 13:8-32).

Потом они поставили жертвенник на берегу Иордана, что другие колена сначала восприняли как бунт, создание альтернативного места поклонения (Нав 22:10-34).

Очевидно, что до покорения Израильтянами Ханаана аммонитяне не достигли такого уровня политического развития и оседлости, как их соседи Моав и Едом. Еще в VII веке до Р.Х. они были преимущественно кочевым народом. Вскоре после того, как Израильтяне осели в Ханаане, аммонитяне заключили союз с моавитянами и амаликитянами, когда моавитский царь Еглона попытался вернуть себе бывшую моавитскую территорию на северном побережье Мертвого моря (Суд 3:12-13).

К концу XII века до Р.Х. Израильтяне, уже окончательно осевшие в Ханаане, разгневали Бога тем, что поклонялись божествам сирийцев, сидонцев, моавитян, аммонитян и филистимлян (Суд 10:6).

Аммонитяне, во время своей первой известной нам политической экспансии, напали на Израиль и смогли завладеть Галаадом (Суд 10:7-8).

Потом они пересекли Иордан и атаковали колена Иуды, Вениамина и Ефрема (Суд 10:9).

Старейшины Галаада в отчаянии обратились за помощью к Иеффаю, который был изгоем, но способным полководцем (Суд 11:1-11).

Он нанес аммонитянам такое явное поражение, что ему даже не нужно было нападать на их поселения на западном берегу Иордана (Суд 11:12-33).

В конце XI века к власти пришел аммонитянский царь по имени Наас, который захотел восстановить власть аммонитян над Израильскими поселениями к востоку от Иордана. Около 1020 г. до Р.Х. он начал войну и продвинулся на север до Иависа Галаадского. Жители этого города были готовы сдаться ему, но помедлили и обратились за помощью к Саулу, который недавно был помазан на царство в Израиле. Саул быстро собрал войско и нанес аммонитянам поражение (1Цар 11:1-11).

Эта победа обеспечила свободу долины Иордан от власти аммонитян на несколько столетий, хотя Саулу еще приходилось сражаться с врагами Израиля, в том числе и с аммонитянами (1Цар 14:47-48).

Когда царем стал Давид, он захватил серебро и золото аммонитян, филистимлян и амаликитян как военную добычу или дань (2Цар 8:11-12; 1Пар 18:11).

Вскоре после этого Давид послал Иоава во главе сильного войска опустошить земли аммонитян и осадить их столицу Равву (2Цар 11:1; 1Пар 20:2).

Осада длилась несколько месяцев, но Иоав ослабил город, и Давид захватил его (2Цар 12:26-29).

Во время капитуляции на голову Давида была возложена массивная золотая корона царя аммонитян (2Цар 12:30; 1Пар 20:1).

Покоренный город был разграблен, его жители захвачены в рабство. Были взяты и другие города аммонитян, и народ присоединился к другим вассалам Израиля, число которых постоянно росло (2Цар 12:31; 1Пар 20:3).

Давид назначил аммонитянам правителя из царской семьи. Этим правителем стал Сови, еще один сын Нааса (и таким образом брат Аннона), он оказывал Давиду помощь во время бунта Авессалома (2Цар 17:27).

Один из лучших воинов Давида был аммонитянином (2Цар 23:37).

Во время правления Соломона, преемника Давида, между аммонитянами и Израилем существовали по большей части мирные отношения, и аммонитяне, без сомнения, наслаждались богатством и процветанием в этот период. После смерти Соломона царство раскололось при Ровоаме, и еще больше его ослабило нападение египетского фараона Сусакима, армия которого прошла по территории Палестины, а также по землям аммонитян. Аммонитяне присоединились к моавитянам и маонитам в борьбе против иудейского царя Иосафата (правил в 871-848 г. до Р.Х.).

Иосафат в страхе обратился к Богу с молитвой о помощи (2Пар 20:1-12).

Аммонитяне и их союзники начали ссориться и перебили друг друга, оставив Иосафату и его людям большую добычу, — чтобы увезти ее, понадобилось три дня (2Пар 20:22-25).

Вероятно, затем аммонитяне оправились, потому что к концу VII века до Р.Х. Аммон снова обрел полную независимость и стал главным государством на восточном берегу Иордана. Однако нёзависимость эта долго не продлилась, потому что в 599 г. до Р.Х., согласно вавилонским хроникам, царь Вавилона Навуходоносор ввел свои войска в Сирию и стал совершать набеги на Южную Палестину. В 593 г. до Р.Х. аммонитяне встретились в Иерусалиме с иудейским царем Седекией, а также представителями Едома, Моава, Тира и Сидона, чтобы заключить договор о совместном выступлении против Вавилона (Иер 27:1-3).

Пророк Иеремия предупредил их, что Богу не угоден их план (Иер 27:4-22).

Навуходоносор послал армию, которая сокрушила бунтовщиков, атаковала Иерусалим, захватила его после продолжительной и тяжелой осады и разрушила (586 до Р.Х.), после чего многие иудеи были угнаны в Вавилон. Но Аммон не был занят сразу же, и многие иудеи искали там убежища (Иер 40:11), в том числе и человек по имени Исмаил (Иер 40:13-16).

Исмаил с Ваалисом, царем Аммона, сговорился убить Годолию, которого Навуходоносор назначил управлять Иудеей, ныне ставшей провинцией Вавилона. После того как Годолия был убит, Исмаил бежал в Аммон (Иер 41:1-15).

Навуходоносор тогда послал войска, которые разграбили Равву и захватили в плен множество аммонитян. Город не был разрушен, но в стране воцарилась полная разруха. В III веке до Р.Х. в нее вторглись арабы, которые окончательно подчинили себе Аммон и уничтожили его как самостоятельное государство.

Смотрите также: Амон, имя.
Слово Аммон, аммонитяне найдено в следующих словарях:

Слово аммон в симфонии
В Библии слово "аммон" упоминается в 3 стихах.
Другие формы слова : аммон, аммона, аммоне.

4Цар 21 : 18
И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в саду Уззы. И воцарился Аммон, сын его, вместо него.
4Цар 21 : 19
Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы.
Пс 82 : 8
Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.