Греч. «направленный против» (antiochusIV) Эллинистический царь по прозвищу Епифан, что значит «славный» или «Бог являет»; он был восьмым правителем династии Селевкидов (215-164 до Р.Х.).
В 189 г. до Р.Х., после битвы при Магнесии, этот младший сын Антиоха III Великого оказался в Риме. Там он получил образование. Позже он захватил сирийский трон в Антиохии после убийства своего брата Селевка IV и правил с 175 по 164 г. до Р.Х. Антиох Епифан — самый значительный из всех правителей Селевкидов, что касается сведений о них в библейской литературе; он прославился как один из наиболее жестоких тиранов того времени. Он свято верил в олимпийского Бога Зевса и надеялся насадить эллинистическую культуру, законы и религию на всех подчиненных ему территориях. Проводя эту политику, он вступил в жесточайший конфликт с иудеями. В начале своего правления Антиох IV вмешался в назначение иудейских первосвященников. С 171 по 168 г. до Р.Х. он вел войну с Египтом, нанес поражения Птолемею VI и Птолемею VII. Потом он захватил Иерусалим, запретил иудаизм под страхом жестоких преследований, разграбил храм и попытался учредить поклонение греческим богам, построив жертвенник Зевса на месте жертвенника всесожжения (1Мак 1:10-62; 2Мак 4:7-42).
Вероятно, именно этот жертвенник назван «мерзостью запустения» в Дан 11:31. Фактически, Антиох IV играет важную роль в Книге Даниила. Возможно, он — это «небольшой рог» из Дан 7:8; Дан 8:9-14, Дан 8:23-25 и угнетатель «святых Всевышнего» из Дан 7:25. Антиох издал указ, согласно которому иудаизм объявлялся вне закона и иудеи были вынуждены принимать участие в языческих праздниках. Открытый бунт начался в 167 г. до Р.Х., и возглавил его иудейский священник по имени Маттафия. Это произошло, когда представитель царя стал вынуждать совершить языческое жертвоприношение в селении Модина поблизости от Иерусалима. Маттафия убил его и скрылся в окрестных горах. Хотя множество последователей священника было убито, очевидно, что к Маттафии присоединилось большое количество хасидов и началась партизанская война. После смерти Маттафии в 166 г. до Р.Х. его преемником стал его сын, Иуда Маккавей, который продолжил военные действия и одержал ряд побед над сирийскими военачальниками. Антиох был не в состоянии лично возглавить борьбу против бунтовщиков-иудеев из-за серьезных бунтов в Парфии и Армении. Он переложил эту задачу на регента Лисия, которому было поручено опустошить Иудею, поработить иудеев и оставить землю в запустении. Но этого не случилось. Иуда нанес поражение Горгию близ Еммаума, и сирийцы бежали из Иудеи. Затем Лисий лично повел большую армию против Маккавеев, но потерпел решающее поражение в Вефсурах. В 164 г. до Р.Х. Иуда восстановил храм и снова ввел ежедневные жертвоприношения. К 160 г. до Р.Х. в Иерусалиме не осталось и следа от правления Антиоха IV. Антиох Епифан славился своей вспыльчивостью и припадками ярости, которые доходили до безумия, и успех Иуды Маккавея, а также неспособность сирийского царя собственноручно усмирить иудейский бунт способствовали тому, что сумасшествие Антиоха прогрессировало. После этих событий он удалился в Персию, где умер, потеряв рассудок.
В 189 г. до Р.Х., после битвы при Магнесии, этот младший сын Антиоха III Великого оказался в Риме. Там он получил образование. Позже он захватил сирийский трон в Антиохии после убийства своего брата Селевка IV и правил с 175 по 164 г. до Р.Х. Антиох Епифан — самый значительный из всех правителей Селевкидов, что касается сведений о них в библейской литературе; он прославился как один из наиболее жестоких тиранов того времени. Он свято верил в олимпийского Бога Зевса и надеялся насадить эллинистическую культуру, законы и религию на всех подчиненных ему территориях. Проводя эту политику, он вступил в жесточайший конфликт с иудеями. В начале своего правления Антиох IV вмешался в назначение иудейских первосвященников. С 171 по 168 г. до Р.Х. он вел войну с Египтом, нанес поражения Птолемею VI и Птолемею VII. Потом он захватил Иерусалим, запретил иудаизм под страхом жестоких преследований, разграбил храм и попытался учредить поклонение греческим богам, построив жертвенник Зевса на месте жертвенника всесожжения (1Мак 1:10-62; 2Мак 4:7-42).
Вероятно, именно этот жертвенник назван «мерзостью запустения» в Дан 11:31. Фактически, Антиох IV играет важную роль в Книге Даниила. Возможно, он — это «небольшой рог» из Дан 7:8; Дан 8:9-14, Дан 8:23-25 и угнетатель «святых Всевышнего» из Дан 7:25. Антиох издал указ, согласно которому иудаизм объявлялся вне закона и иудеи были вынуждены принимать участие в языческих праздниках. Открытый бунт начался в 167 г. до Р.Х., и возглавил его иудейский священник по имени Маттафия. Это произошло, когда представитель царя стал вынуждать совершить языческое жертвоприношение в селении Модина поблизости от Иерусалима. Маттафия убил его и скрылся в окрестных горах. Хотя множество последователей священника было убито, очевидно, что к Маттафии присоединилось большое количество хасидов и началась партизанская война. После смерти Маттафии в 166 г. до Р.Х. его преемником стал его сын, Иуда Маккавей, который продолжил военные действия и одержал ряд побед над сирийскими военачальниками. Антиох был не в состоянии лично возглавить борьбу против бунтовщиков-иудеев из-за серьезных бунтов в Парфии и Армении. Он переложил эту задачу на регента Лисия, которому было поручено опустошить Иудею, поработить иудеев и оставить землю в запустении. Но этого не случилось. Иуда нанес поражение Горгию близ Еммаума, и сирийцы бежали из Иудеи. Затем Лисий лично повел большую армию против Маккавеев, но потерпел решающее поражение в Вефсурах. В 164 г. до Р.Х. Иуда восстановил храм и снова ввел ежедневные жертвоприношения. К 160 г. до Р.Х. в Иерусалиме не осталось и следа от правления Антиоха IV. Антиох Епифан славился своей вспыльчивостью и припадками ярости, которые доходили до безумия, и успех Иуды Маккавея, а также неспособность сирийского царя собственноручно усмирить иудейский бунт способствовали тому, что сумасшествие Антиоха прогрессировало. После этих событий он удалился в Персию, где умер, потеряв рассудок.