(ASSYRIA; ASSYRIANS) Древняя держава, более трех столетий — символ ужаса и тирании для Ближнего Востока. Слово «Ассирия» происходит от названия маленького города-государства Ассура, находящегося на западном берегу реки Тигр в Северной Месопотамии (современный Ирак). Город был местом поклонения богу солнца Ассуру (также называемому Ашшуром). Еврейское название этой страны часто встречается в Библии и переводится как Ассирия (Быт 2:14), Ассур (Езд 4:2 {«Сирия»}; Пс 82:9) или Ашур (Быт 10:11, {«Ассур»}). Это название заимствовано из аккадского языка. Изначально Ассирия представляла собой небольшую область Северной Месопотамии, лежавшую в треугольнике между рекой Тигр и Верхним Забом, притоком Тигра. Затем Ассирия захватила северную часть Сирии, получила доступ к Средиземному морю и овладела плодородной Месопотамской равниной, после чего влияние Ассирии распространилось на весь Вавилон до Персидского залива. История
До VIII века до Р.Х. В конце третьего тысячелетия до Р.Х. шумеры вели торговлю с Ассирией, оказывая на нее большое культурное влияние. Периодически шумерские цари претендовали на политическую власть над Ассирией. Саргон Аккадский (ок. 2350 до Р.Х.) включил Ассирию в круг своей политической и торговой деятельности, а когда аморреи свергли третью урскую династию и создали свои собственные государства, Ассирия вошла в состав одного из них. В период правления Хаммурапи, одного из последних великих царей I Вавилонской династии (ок. 2360-1600 до Р.Х.), ассирийцы поставляли строительные материалы и другие товары Вавилонскому царству. Торговля между Ассуром и ассирийской колонией Каниш в Анатолии началась еще в ранний период ассирийской истории. В то время товары перевозились караванами, в которые входило до 200 ослов. Богатства, накопленные в результате этой торговли, позволили Ассирии укрепить свое экономическое положение. После раннего этапа развития ассирийской торговли последовал длительный период упадка, кульминация которого приходится на XV век до Р.Х. В то время Ассирия была вассалом несемитских народов, хурритов (библейских хорреев) из государства Митанни. В XIV веке Митанни подчинил себе другой несемитский народ — хеттов. Постепенно Ассирия снова смогла укрепить свое положение и стала влиятельной страной Древнего Ближнего Востока, в значительной степени благодаря политике проницательного правителя по имени Ашшур-Убаллит. Его правление положило начало длительному процессу возвышения Ассирии. Энлиль-Нирари (1329-1320 до Р.Х.), сын и наследник Ашшур-Убаллита, атаковал Вавилон и нанес поражение Куригальсу II, касситскому царю Вавилона (1345-1324 до Р.Х.). Адад-Нирари I (1307-1275 до Р.Х.) распространил влияние Ассирии, одержав победу над касситами в Вавилоне. Он также добавил к стране новые территории на северо-западе. Период укрепления и экспансии первой Ассирийской державы завершился захватом Вавилона Тукульти-Нинуртой I (1244-1208 до Р.Х.), в результате чего Вавилон впервые попал под власть Ассирии. Однако после этого расцвета наступил новый упадок. Три столетия с 1200 по 900 г. до Р.Х. были ознаменованы переселением разных народов, таких как греки, филистимляне, арамейцы и евреи. Под давлением народов, переселявшихся из Европы, хеттское царство, которое в прошлом привело Малую Азию к политической стабильности и защищало торговые пути, быстро пало. К 1200 г. до Р.Х. она пала под натиском «народов моря» с побережья и островов Эгейского моря. В X веке до Р.Х. Ассирия постепенно начала восстанавливать утраченное. Во время правления Адад-Нирари II (911-891 до Р.Х.) Ассирия снова вступила в период экономической и политической экспансии. В следующие 60 лет ассирийские цари последовательно продолжали и укрепляли дело Адад-Нирари II. Ашшурбанапал II (885-860 до Р.Х.) считается первым великим монархом новой эры ассирийской истории. В нем в полной мере проявились все положительные и отрицательные качества его последователей. Это был амбициозный, энергичный, дерзкий и тщеславный правитель, смело и неустанно созидавший свою империю. Сначала Ашшурбанапал направил свое внимание на гористую местность к востоку, установив контроль Ассирии над обитавшими там народами. На западе он, со свойственной ему жестокостью, подчинил арамейцев, так же поступил он и с Малой Азией. Салманассар III широко известен библейским историкам благодаря сражению при Каркаре (853 до Р.Х.), которое считается наиболее документированным событием Древнего мира. Он вторгся в Сирию, где против него выступила коалиция дамасского царя Венадада, царя Израиля Ахава и еще нескольких государств. Так как Салманассар не смог одолеть 60 000 воинов, выступивших против него, Ассирия смогла покорить Дамаск и Самарию только много лет спустя. Царь Израиля Ииуй (841-814 до Р.Х.), который позже предпочел платить дань, а не сражаться, изображен, вероятно, как посланник на Черном обелиске Салманассара III, который был обнаружен в столице царства Салманассара Кальху (теперь называемом Нимруд). Ииуй на изображении целует землю у ног ассирийского царя и предлагает ему дань — серебро, золото и свинец. В конце своего правления Салманассар вынужден был подавлять восстание некоторых из крупнейших ассирийских городов. Его наследником стал Шамшиадад V (823-811 до Р.Х.). Сын Шамшиадада по имени Адад-Нирари III (810-782 до Р.Х.) построил новый дворец в Кальху и объявил войну царю Дамаска (Сирия) Азаилу в 804 г. до Р.Х. Давление ассирийцев на Сирию, несомненно, принесло облегчение Израилю, который враждовал с Азаилом (4Цар 13:22-25). С VIII века до Р.Х. до сражения при Кархемисе (605 до Р.Х.). Начиная примерно с 800 г. до Р.Х. стало расширяться влияние царства Урарту (Арарат), в особенности на севере Сирии, что подрывало власть ассирийцев. Во второй половине столетия богатства Ассирии резко сократились. В 746 г. до Р.Х. в результате восстания в Кальху была убита вся царская семья. Последний этап влияния ассирийцев связан с правлением узурпатора Феглаффелласара III (745-727 до Р.Х.), известного также под вавилонским царским именем Фул (4Цар 15:19; 1Пар 5:26). Во время его правления начался процесс возрождения Ассирии, в ходе которого страна восстановила контроль над всеми своими территориями и снова стала доминирующей военнополитической силой Ближнего Востока. Феглаффелласар прежде всего обеспечил контроль над северными горными перевалами, чтобы предотвратить угрозу вторжения на этом направлении. Потом он подчинил Сирию и Палестину на западе и овладел дорогой в Египет и подходами к Средиземному морю. Наконец, посредством дипломатических уловок, он завоевал и престол Вавилона. Под именем Фула он правил Вавилоном, в результате чего создалась неповторимая ситуация: один и тот же царь владел двумя коронами под разными именами. Он вел очень осмотрительную политику, что обычно не было свойственно ассирийским монархам. Начиная с 743 г. до Р.Х. Феглаффелласар III вел ряд кампаний в Сирии и Палестине. Царь Израиля Менаим (752-742 до Р.Х.) платил ему дань (4Цар 15:19-20), то же самое касается Тира, Библоса и Дамаска. В 738 г. до Р.Х. он подчинил себе северное государство Хамаф. Отвечая на послание царя Иудеи Ахаза (735-715 до Р.Х.), просившего помочь ему выступить против якобы антиассирийской коалиции, Феглаффелласар покорил в 732 г. Дамаск, а десять лет спустя — Самарию, столицу Северного Царства, Израиля. В обоих случаях народы захваченных государств были угнаны в Ассирию. Падение Самарии в 722 г. до Р.Х. ознаменовало гибель царства Израиль. Саргон II (722-705 до Р.Х.) утверждал, что именно он был ассирийским правителем, подчинившим себе Самарию, но в библейских документах это деяние приписывается Салманассару (4Цар 17:2-6). Саргон и его преемники прибавили к политике депортации политику колонизации. Для того чтобы восполнить население стран, жители которых угонялись в рабство, ассирийские цари переселяли туда племена из Вавилона, Елама, Сирии и Аравии, которые оседали в Самарии и на прилегавшей территории. Новоприбывшие смешивались с коренными жителями, оставшимися после вторжения. Так возникли самаряне. После 10 лет войн с врагами — Сирией и Малой Азией на западе и Урарту — на востоке — Саргон сосредоточил свои усилия на Вавилоне. Он изгнал Меродаха Баладана II {в ист. лит.: Мардук-Апла-Иддин} (721-710 г. до Р.Х.; 4Цар 20:12-19 {«Беродах Баладан»}; Ис 39:1 {«Меродах Валадан»}) в Елам и стал царем Вавилона в 709 г. Он начал строить себе новую столицу, Дур-Шаруккин (Хорсавад) близ Ниневии, но был убит в сражении, не успев закончить строительство. После Саргона трон занял его сын Сеннахирим (705-681 до Р.Х.), во время правления которого случилось несколько ожесточенных войн. В особенности исследователей Библии интересует его кампания против Иудеи и осада Иерусалима во время царя Езекии (715-686 до Р.Х.) и служения пророка Исаии (4Цар 18:13-19:37; Ис 36-37). Именно во время этого кризиса был проведен знаменитый Силоамский тоннель, предназначенный для снабжения осажденной столицы водой. Тоннель соединял источник Тихон, находившийся за городской стеной, с Силоамским прудом (4Цар 20:20). Сеннахирим был убит в 681 г. до Р.Х. Его наследником стал Асархаддон, который попытался установить власть Ассирии над Египтом. После Асархаддона правил Ашшурбанапал (669-626? гг. до Р.Х.), которому удалось захватить Но-Аммон (Фивы), может быть, одержав величайшую победу в ассирийской истории (см. Наума 3:3-10). Ашшурбанапал создал в Ниневии большую библиотеку, которая была обнаружена при раскопках в 1860 г. В ней было много табличек из лучшей глины, размер которых варьировался от 1 до 15 дюймов (2,5-38 см) и в которых содержится богатейший материал на аккадском языке. Некоторые из табличек представляют собой исторические хроники, другие — астрономические выкладки, математические подсчеты, частные и официальные послания. Значительная часть коллекции связана с астрологией и медициной. Многие таблички содержат молитвы, заговоры, псалмы и вообще посвящены религиозной тематике. Был обнаружен экземпляр вавилонского мифа о сотворении мира. Сейчас эта библиотека является одним из величайших сокровищ Британского музея в Лондоне. О правлении Ашшурбанапала после 639 г. до Р.Х. известно очень мало, потому что хроники не охватывают этот период. Некоторую информацию о событиях этих последних 13 лет его правления можно почерпнуть из государственной переписки, торговой документации и молитв, обращенных к богам. Очевидно, положение Ассирии становилось все более серьезным, и после смерти Ашшурбанапала в 626 г. держава быстро пришла в упадок. Упоминания о мидийцах стали появляться в ассирийских летописях еще во время Асархаддона, когда представляли собой большое количество связанных между собой, но независимых племен. Позже эти племена начали объединяться в единое царство. Геродот утверждает, что Фраот, их царь, напал на Ассирию, но погиб на поле битвы, и его преемником стал царь Киаксар. В 626 г. до Р.Х. произошло несколько важных для Древнего мира событий. Царем Вавилона стал халдейский вождь Набополасар (626-605 до Р.Х.). Набополасар заключил союз с мидийцами, и с этого момента успех в борьбе с Ассирией был практически гарантирован. К 617 г. до Р.Х. Набополасар полностью очистил Вавилон от ассирийских войск. Потом он двинулся вверх по Евфрату, в арамейские края, входившие в состав Ассирийской державы в течение двух с половиной веков. Набополасар собирался одновременно напасть на Ниневию с запада и на Мидию — с востока; но войска ассирийцев и египтян, которые стали теперь союзниками, вынудили его отступить в Вавилон. В 614 г. до Р.Х. мидийцы провели массированную атаку на Ассирию. Хотя Ниневия была достаточно сильна, чтобы устоять, мидийцы захватили некоторые из соседних городов, в том числе древнюю столицу Ассур. Тут прибыл Набополасар с вавилонскими войсками. Он встретился в Ассуре с Киаксаром, и они договорились дружить и жить в мире. Потом этот союз был скреплен женитьбой Навуходоносора, сына Набополасара, на дочери Киаксара Амите. В 612 г. до Р.Х. их совместная армия в последний раз атаковала Ниневию, и через несколько месяцев осады этот могущественный город пал (Наум 1:8). Несмотря на потерю столицы, ослабевшее Ассирийское царство просуществовало еще три года. Ассирийским войскам удалось отступить из Ниневии на запад, в Харран, где был коронован ассирийский князь Ашшурубаллит, попросивший у Египта помощи для восстановления Ассирийского царства. Нехао II (вист. лит.: Нехо; 609-593 г. до Р.Х.), упоминаемый в Библии, откликнулся на просьбу и посла л египетскую армию в Харран, чтобы сразиться с вавилонянами, терзавшими Ассирию. Царь Иудеи Иосия (640-609 до Р.Х.), очевидно, считавший себя вассалом Нововавилонского царства, наследника Ассирии, выступил против египтян и был смертельно ранен стрелой на поле битвы в Мегиддо (4Цар 23:29-30; 2Пар 35:20-24). Когда Набополасар и его союзники напали на Харран в 610 г. до Р.Х., Ашшурубаллит не стал пытаться защитить его, но отступил к югу, ожидая там Нехао и его воинов. Потом союзные войска египтян и ассирийцев снова атаковали Харран, и поначалу успешно. Но армия Набополасара вынудила ассиро-египетские войска прекратить осаду и отойти в Кархемис (современный Яраблус). Там вавилоняне под командованием Навуходоносора открыто атаковали могущественную армию. Бойня, которая последовала за этим, красочно описана пророком Иеремией (Иер 46:1-12). Навуходоносор одержал победу в сражении при Кархемисе (605 до Р.Х.). Но из-за смерти отца он не смог укрепить свой успех и вернулся в Вавилон для коронации. В ассирийской христианской церкви существует предание, что после падения Ассирийской державы под натиском Мидии и Вавилона остатки ассирийского народа — преимущественно князья, знать и воины — укрылись в горах Курдистана. Там они построили ряд крепостей. Александр Македонский (336-323 до Р.Х.), его преемники и римские легионеры не пытались подчинить себе эти племена. Траян (98-117 по Р.Х.) во главе римской армии вторгся в Армению и прошел через север Курдистана по пути в Персию. Считается, что мудрецы, или волхвы, навестившие Младенца Иисуса, пришли из Эдессы. Согласно преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема, рассказали своему царю о чудесных вещах, которые они увидели и услышали. и среди ассирийцев, которые уцелели после стольких столетий, возникла христианская церковь. На территории, где находилась Ассирия (включая и всю Месопотамию), сейчас располагается Ирак, страна, в которой говорят по-арабски и основной религией является мусульманство.
Смотрите: тж. Израиль, история, Царств 3-я и 4-я книги; Месопотамия.
До VIII века до Р.Х. В конце третьего тысячелетия до Р.Х. шумеры вели торговлю с Ассирией, оказывая на нее большое культурное влияние. Периодически шумерские цари претендовали на политическую власть над Ассирией. Саргон Аккадский (ок. 2350 до Р.Х.) включил Ассирию в круг своей политической и торговой деятельности, а когда аморреи свергли третью урскую династию и создали свои собственные государства, Ассирия вошла в состав одного из них. В период правления Хаммурапи, одного из последних великих царей I Вавилонской династии (ок. 2360-1600 до Р.Х.), ассирийцы поставляли строительные материалы и другие товары Вавилонскому царству. Торговля между Ассуром и ассирийской колонией Каниш в Анатолии началась еще в ранний период ассирийской истории. В то время товары перевозились караванами, в которые входило до 200 ослов. Богатства, накопленные в результате этой торговли, позволили Ассирии укрепить свое экономическое положение. После раннего этапа развития ассирийской торговли последовал длительный период упадка, кульминация которого приходится на XV век до Р.Х. В то время Ассирия была вассалом несемитских народов, хурритов (библейских хорреев) из государства Митанни. В XIV веке Митанни подчинил себе другой несемитский народ — хеттов. Постепенно Ассирия снова смогла укрепить свое положение и стала влиятельной страной Древнего Ближнего Востока, в значительной степени благодаря политике проницательного правителя по имени Ашшур-Убаллит. Его правление положило начало длительному процессу возвышения Ассирии. Энлиль-Нирари (1329-1320 до Р.Х.), сын и наследник Ашшур-Убаллита, атаковал Вавилон и нанес поражение Куригальсу II, касситскому царю Вавилона (1345-1324 до Р.Х.). Адад-Нирари I (1307-1275 до Р.Х.) распространил влияние Ассирии, одержав победу над касситами в Вавилоне. Он также добавил к стране новые территории на северо-западе. Период укрепления и экспансии первой Ассирийской державы завершился захватом Вавилона Тукульти-Нинуртой I (1244-1208 до Р.Х.), в результате чего Вавилон впервые попал под власть Ассирии. Однако после этого расцвета наступил новый упадок. Три столетия с 1200 по 900 г. до Р.Х. были ознаменованы переселением разных народов, таких как греки, филистимляне, арамейцы и евреи. Под давлением народов, переселявшихся из Европы, хеттское царство, которое в прошлом привело Малую Азию к политической стабильности и защищало торговые пути, быстро пало. К 1200 г. до Р.Х. она пала под натиском «народов моря» с побережья и островов Эгейского моря. В X веке до Р.Х. Ассирия постепенно начала восстанавливать утраченное. Во время правления Адад-Нирари II (911-891 до Р.Х.) Ассирия снова вступила в период экономической и политической экспансии. В следующие 60 лет ассирийские цари последовательно продолжали и укрепляли дело Адад-Нирари II. Ашшурбанапал II (885-860 до Р.Х.) считается первым великим монархом новой эры ассирийской истории. В нем в полной мере проявились все положительные и отрицательные качества его последователей. Это был амбициозный, энергичный, дерзкий и тщеславный правитель, смело и неустанно созидавший свою империю. Сначала Ашшурбанапал направил свое внимание на гористую местность к востоку, установив контроль Ассирии над обитавшими там народами. На западе он, со свойственной ему жестокостью, подчинил арамейцев, так же поступил он и с Малой Азией. Салманассар III широко известен библейским историкам благодаря сражению при Каркаре (853 до Р.Х.), которое считается наиболее документированным событием Древнего мира. Он вторгся в Сирию, где против него выступила коалиция дамасского царя Венадада, царя Израиля Ахава и еще нескольких государств. Так как Салманассар не смог одолеть 60 000 воинов, выступивших против него, Ассирия смогла покорить Дамаск и Самарию только много лет спустя. Царь Израиля Ииуй (841-814 до Р.Х.), который позже предпочел платить дань, а не сражаться, изображен, вероятно, как посланник на Черном обелиске Салманассара III, который был обнаружен в столице царства Салманассара Кальху (теперь называемом Нимруд). Ииуй на изображении целует землю у ног ассирийского царя и предлагает ему дань — серебро, золото и свинец. В конце своего правления Салманассар вынужден был подавлять восстание некоторых из крупнейших ассирийских городов. Его наследником стал Шамшиадад V (823-811 до Р.Х.). Сын Шамшиадада по имени Адад-Нирари III (810-782 до Р.Х.) построил новый дворец в Кальху и объявил войну царю Дамаска (Сирия) Азаилу в 804 г. до Р.Х. Давление ассирийцев на Сирию, несомненно, принесло облегчение Израилю, который враждовал с Азаилом (4Цар 13:22-25). С VIII века до Р.Х. до сражения при Кархемисе (605 до Р.Х.). Начиная примерно с 800 г. до Р.Х. стало расширяться влияние царства Урарту (Арарат), в особенности на севере Сирии, что подрывало власть ассирийцев. Во второй половине столетия богатства Ассирии резко сократились. В 746 г. до Р.Х. в результате восстания в Кальху была убита вся царская семья. Последний этап влияния ассирийцев связан с правлением узурпатора Феглаффелласара III (745-727 до Р.Х.), известного также под вавилонским царским именем Фул (4Цар 15:19; 1Пар 5:26). Во время его правления начался процесс возрождения Ассирии, в ходе которого страна восстановила контроль над всеми своими территориями и снова стала доминирующей военнополитической силой Ближнего Востока. Феглаффелласар прежде всего обеспечил контроль над северными горными перевалами, чтобы предотвратить угрозу вторжения на этом направлении. Потом он подчинил Сирию и Палестину на западе и овладел дорогой в Египет и подходами к Средиземному морю. Наконец, посредством дипломатических уловок, он завоевал и престол Вавилона. Под именем Фула он правил Вавилоном, в результате чего создалась неповторимая ситуация: один и тот же царь владел двумя коронами под разными именами. Он вел очень осмотрительную политику, что обычно не было свойственно ассирийским монархам. Начиная с 743 г. до Р.Х. Феглаффелласар III вел ряд кампаний в Сирии и Палестине. Царь Израиля Менаим (752-742 до Р.Х.) платил ему дань (4Цар 15:19-20), то же самое касается Тира, Библоса и Дамаска. В 738 г. до Р.Х. он подчинил себе северное государство Хамаф. Отвечая на послание царя Иудеи Ахаза (735-715 до Р.Х.), просившего помочь ему выступить против якобы антиассирийской коалиции, Феглаффелласар покорил в 732 г. Дамаск, а десять лет спустя — Самарию, столицу Северного Царства, Израиля. В обоих случаях народы захваченных государств были угнаны в Ассирию. Падение Самарии в 722 г. до Р.Х. ознаменовало гибель царства Израиль. Саргон II (722-705 до Р.Х.) утверждал, что именно он был ассирийским правителем, подчинившим себе Самарию, но в библейских документах это деяние приписывается Салманассару (4Цар 17:2-6). Саргон и его преемники прибавили к политике депортации политику колонизации. Для того чтобы восполнить население стран, жители которых угонялись в рабство, ассирийские цари переселяли туда племена из Вавилона, Елама, Сирии и Аравии, которые оседали в Самарии и на прилегавшей территории. Новоприбывшие смешивались с коренными жителями, оставшимися после вторжения. Так возникли самаряне. После 10 лет войн с врагами — Сирией и Малой Азией на западе и Урарту — на востоке — Саргон сосредоточил свои усилия на Вавилоне. Он изгнал Меродаха Баладана II {в ист. лит.: Мардук-Апла-Иддин} (721-710 г. до Р.Х.; 4Цар 20:12-19 {«Беродах Баладан»}; Ис 39:1 {«Меродах Валадан»}) в Елам и стал царем Вавилона в 709 г. Он начал строить себе новую столицу, Дур-Шаруккин (Хорсавад) близ Ниневии, но был убит в сражении, не успев закончить строительство. После Саргона трон занял его сын Сеннахирим (705-681 до Р.Х.), во время правления которого случилось несколько ожесточенных войн. В особенности исследователей Библии интересует его кампания против Иудеи и осада Иерусалима во время царя Езекии (715-686 до Р.Х.) и служения пророка Исаии (4Цар 18:13-19:37; Ис 36-37). Именно во время этого кризиса был проведен знаменитый Силоамский тоннель, предназначенный для снабжения осажденной столицы водой. Тоннель соединял источник Тихон, находившийся за городской стеной, с Силоамским прудом (4Цар 20:20). Сеннахирим был убит в 681 г. до Р.Х. Его наследником стал Асархаддон, который попытался установить власть Ассирии над Египтом. После Асархаддона правил Ашшурбанапал (669-626? гг. до Р.Х.), которому удалось захватить Но-Аммон (Фивы), может быть, одержав величайшую победу в ассирийской истории (см. Наума 3:3-10). Ашшурбанапал создал в Ниневии большую библиотеку, которая была обнаружена при раскопках в 1860 г. В ней было много табличек из лучшей глины, размер которых варьировался от 1 до 15 дюймов (2,5-38 см) и в которых содержится богатейший материал на аккадском языке. Некоторые из табличек представляют собой исторические хроники, другие — астрономические выкладки, математические подсчеты, частные и официальные послания. Значительная часть коллекции связана с астрологией и медициной. Многие таблички содержат молитвы, заговоры, псалмы и вообще посвящены религиозной тематике. Был обнаружен экземпляр вавилонского мифа о сотворении мира. Сейчас эта библиотека является одним из величайших сокровищ Британского музея в Лондоне. О правлении Ашшурбанапала после 639 г. до Р.Х. известно очень мало, потому что хроники не охватывают этот период. Некоторую информацию о событиях этих последних 13 лет его правления можно почерпнуть из государственной переписки, торговой документации и молитв, обращенных к богам. Очевидно, положение Ассирии становилось все более серьезным, и после смерти Ашшурбанапала в 626 г. держава быстро пришла в упадок. Упоминания о мидийцах стали появляться в ассирийских летописях еще во время Асархаддона, когда представляли собой большое количество связанных между собой, но независимых племен. Позже эти племена начали объединяться в единое царство. Геродот утверждает, что Фраот, их царь, напал на Ассирию, но погиб на поле битвы, и его преемником стал царь Киаксар. В 626 г. до Р.Х. произошло несколько важных для Древнего мира событий. Царем Вавилона стал халдейский вождь Набополасар (626-605 до Р.Х.). Набополасар заключил союз с мидийцами, и с этого момента успех в борьбе с Ассирией был практически гарантирован. К 617 г. до Р.Х. Набополасар полностью очистил Вавилон от ассирийских войск. Потом он двинулся вверх по Евфрату, в арамейские края, входившие в состав Ассирийской державы в течение двух с половиной веков. Набополасар собирался одновременно напасть на Ниневию с запада и на Мидию — с востока; но войска ассирийцев и египтян, которые стали теперь союзниками, вынудили его отступить в Вавилон. В 614 г. до Р.Х. мидийцы провели массированную атаку на Ассирию. Хотя Ниневия была достаточно сильна, чтобы устоять, мидийцы захватили некоторые из соседних городов, в том числе древнюю столицу Ассур. Тут прибыл Набополасар с вавилонскими войсками. Он встретился в Ассуре с Киаксаром, и они договорились дружить и жить в мире. Потом этот союз был скреплен женитьбой Навуходоносора, сына Набополасара, на дочери Киаксара Амите. В 612 г. до Р.Х. их совместная армия в последний раз атаковала Ниневию, и через несколько месяцев осады этот могущественный город пал (Наум 1:8). Несмотря на потерю столицы, ослабевшее Ассирийское царство просуществовало еще три года. Ассирийским войскам удалось отступить из Ниневии на запад, в Харран, где был коронован ассирийский князь Ашшурубаллит, попросивший у Египта помощи для восстановления Ассирийского царства. Нехао II (вист. лит.: Нехо; 609-593 г. до Р.Х.), упоминаемый в Библии, откликнулся на просьбу и посла л египетскую армию в Харран, чтобы сразиться с вавилонянами, терзавшими Ассирию. Царь Иудеи Иосия (640-609 до Р.Х.), очевидно, считавший себя вассалом Нововавилонского царства, наследника Ассирии, выступил против египтян и был смертельно ранен стрелой на поле битвы в Мегиддо (4Цар 23:29-30; 2Пар 35:20-24). Когда Набополасар и его союзники напали на Харран в 610 г. до Р.Х., Ашшурубаллит не стал пытаться защитить его, но отступил к югу, ожидая там Нехао и его воинов. Потом союзные войска египтян и ассирийцев снова атаковали Харран, и поначалу успешно. Но армия Набополасара вынудила ассиро-египетские войска прекратить осаду и отойти в Кархемис (современный Яраблус). Там вавилоняне под командованием Навуходоносора открыто атаковали могущественную армию. Бойня, которая последовала за этим, красочно описана пророком Иеремией (Иер 46:1-12). Навуходоносор одержал победу в сражении при Кархемисе (605 до Р.Х.). Но из-за смерти отца он не смог укрепить свой успех и вернулся в Вавилон для коронации. В ассирийской христианской церкви существует предание, что после падения Ассирийской державы под натиском Мидии и Вавилона остатки ассирийского народа — преимущественно князья, знать и воины — укрылись в горах Курдистана. Там они построили ряд крепостей. Александр Македонский (336-323 до Р.Х.), его преемники и римские легионеры не пытались подчинить себе эти племена. Траян (98-117 по Р.Х.) во главе римской армии вторгся в Армению и прошел через север Курдистана по пути в Персию. Считается, что мудрецы, или волхвы, навестившие Младенца Иисуса, пришли из Эдессы. Согласно преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема, рассказали своему царю о чудесных вещах, которые они увидели и услышали. и среди ассирийцев, которые уцелели после стольких столетий, возникла христианская церковь. На территории, где находилась Ассирия (включая и всю Месопотамию), сейчас располагается Ирак, страна, в которой говорят по-арабски и основной религией является мусульманство.
Смотрите: тж. Израиль, история, Царств 3-я и 4-я книги; Месопотамия.