1. Козел отпущения. Некоторые ученые полагают, что это слово относится к козлу отпущения, которого изгоняли в пустыню в день очищения. Это толкование маловероятно, потому что в Лев 16:10 и Лев 16:26 говорится, что козел изгонялся для Азазеля и к Азазелю (RSV).
2. Место, куда изгонялся козел. Так считает ряд иудейских ученых, которые связывают слово «Азазель» с высокой крутой скалой, откуда сбрасывали козла. Другие полагают, что это слово означает «пустыня».
3. Некое абстрактное «место» или состояние. Есть мнение, что Азазель происходит от еврейского слова со значением «уходить» или «удалять», таким образом, его следует понимать как «предельную удаленность», «полное изгнание» или «одиночество». То, что козла надо «отослать в пустыню к Азазелю» (Лев 16:10 {«для отпущения»}), можно понимать как «отослать в царство небытия, которое максимально удалено». В данном случае подкрепляется идея очищения от грехов: они превращаются в «ничто», полностью удаляются. Изгнание козла в пустыню становится символическим действием, посредством которого Бог уничтожает и удаляет прошлые грехи.
4. Личное имя существа, скорее всего демона, к которому посылают козла. Многие современные ученые придерживаются такого мнения. Некоторые подтверждения этому обнаружены в неканонической Книге Еноха, где Азазель выступает как вождь падших ангелов, сбивающих человечество с истинного пути. Таким образом, это злой дух, к которому посылаются людские грехи. Выходит, что один козел отдается Богу, а другой — злому демону. Некоторые отождествляют это существо с самим сатаной.