Загрузка

Большой библейский словарь : благовещение

(Annunciation) Объявление, сделанное Марии ангелом Гавриилом о том, что Она родит Сына от Святого Духа (Лк 1:26-38).

Несмотря на непонимание и трудности, которые должны были достаться на долю Марии из-за внебрачной беременности, Гавриил приветствовал Ее как «благодатную» или «благословенную» (Лк 1:28).

Со страхом, который характерен для людей, встретившихся с небесным созданием, Мария «размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк 1:29).

Гавриил ободрил Ее, сказав, что Господь избрал Ее и от Нее должен родиться Его Сын по имени Иисус. «Иисус» — это греческая форма еврейского имени, которое означает «Господь есть спасение». Матфей описывает явление ангела и к Иосифу, чтобы объявить о беременности Марии от Святого Духа и о том, что у Нее будет Сын по имени Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:18-21).

С помощью выражений ВЗ Гавриил пророчествует о Ребенке, Который родится от Марии (Лк 1:32-33).

Подобно Иоанну Крестителю, Иисус будет велик, но величие Его будет другим, ибо если Иоанну суждено было стать «великим пред Господом» (Лк 1:15), то Иисус «наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1:32).

Иисусу будет дан престол Его отца Давида (Лк 1:32).

Он получит власть, обещанную в ВЗ Мессии-царю из рода Давида, но, в отличие от Давида, Он будет править вечно (2Цар 7:12-16; Пс 2:7; Пс 88:27-30).

Вопрос Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34) выражает не сомнение, но любопытство по поводу того, как такое событие может произойти. Гавриил объясняет, что «сила Всевышнего», Святой Дух, «осенит» Марию и Она зачнет ребенка от силы Бога, как никогда не случалось раньше. Замечание Гавриила «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» напоминает о словах Господа, обращенных к Сар ре при объявлении о рождении Исаака (Быт 18:10-14).

Так как Иисус был зачат от Святого Духа, Он мог называться «святым» и быть признан «Сыном Божиим» (Лк 1:35).

Марии нужна была смелость, чтобы ответить Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Мария была в положении служанки или рабыни, которая могла только исполнять волю своего хозяина. Но, забеременев вне замужества, Она могла навлечь на Себя немилость (Мф 1:19) и даже быть казнена (Втор 22:20-24; см. Ин 8:3-5).

Однако Мария понимала, что благодаря тому чуду, которое Бог собирается совершить через Нее, «все роды будут называть Ее благословенной» (Лк 1:48, NLT).

Так как традиционно Рождество отмечается 25 декабря, литургические церкви празднуют Благовещение (Воплощение) на девять месяцев раньше, 25 марта.

Смотрите также: рождение Иисуса Христа от девы.
Слово Благовещение найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
Пресв. Богородицы (Лк 1:26-38). Когда по предвечному определению Божию настало время явиться на земле Спасителю мира, Архангел Гавриил был послан от Бога в Галилейский город Назарет. Сюда в дом Иосифа древодела из Иерусалимских обителей при храме в недавнем времени переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. Трех лет Она введена была родителями во храм, и посвящена Богу. При храме возрастала Она в богомысленном уединении. Там научилась Она рукоделью своего пола и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были невозмутимая чистота мыслей и чувств, самое глубокое смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла 14-тилетнего возраста. Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но не имея примера, чтобы девы Израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Материю Господа и как желала бы Я быть хотя последнею служанкою при ней! И вот является Ей Ангел и приветствует Ее: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты между женами.» Пресвятая Дева, еще живши во храме, свыклась с обществом мира ангельского, и потому Ее не встревожило явление Ангела. Она смутилась от слов его, когда он назвал Ее благословенною между женами. Ангел поспешил успокоить Ее: «Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; и воцарится над домом Иакова на веки, и царству Его не будет конца.» Пресвятая Дева Мария сказала: «как же это будет, когда Я непричастна браку?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодною, несмотря на старость свою, шесть месяцев уже носит во чреве сына. Так, чему быть повелит Бог, тому нельзя не сбыться. Пресвятая Дева, с детства предавшая себя Богу, со смирением повинуется Его святой воле. «Я раба Господня, сказала Она, да будет со Мною по слову твоему.» Ангел после сего отошел от Нее. Событие это св. Церковь празднует 25 марта.