Бог отверг этот титул, потому что он был созвучен с именем ханаанского Бога Ваала. Бог предпочитал, чтобы Его называли еврейским словом ishiy «муж мой», которое имело похожее значение, но не ассоциировалось с языческими культами. Таким образом, Бог, с помощью пророческой игры слов, подчеркивает Свою любовь к народу завета и категорически опровергает представление о том, что Он для Израиля представляет то же самое, что Ваал для Ханаана. Смотрите: Ваал, идол; имена Бога.
Большой библейский словарь : ваали
Бог отверг этот титул, потому что он был созвучен с именем ханаанского Бога Ваала. Бог предпочитал, чтобы Его называли еврейским словом ishiy «муж мой», которое имело похожее значение, но не ассоциировалось с языческими культами. Таким образом, Бог, с помощью пророческой игры слов, подчеркивает Свою любовь к народу завета и категорически опровергает представление о том, что Он для Израиля представляет то же самое, что Ваал для Ханаана. Смотрите: Ваал, идол; имена Бога.
Ваали (בַּעֲלִי = господин мой; Βααλείμ; Baali, Ваалíмъ); Ос.2:16. – Еврейское имя это здесь относится к истинному Богу; но так как оно может относиться и к ложным божествам, и во дни заблуждения своего иудеи, служа истинному Богу, действительно служили и Ваалу, и различным его идолам, и так. обр. имя «Ваали» могло напоминать иудеям и о ваалах языческих и других идолах, то Господь, возвещая истребление язычества и идолов языческих, возвещает о Себе, что самого имени «Ваали» не будет более в устах их, а они будут звать Его «Иши» (муж мой), а не Ваали (господин мой). Оба эти названия равно могут значить: «муж мой»; но «Ваали», кроме напоминания о ваалах языческих, имеет значение власти и господства, а «Иши» есть имя любви; оно выражает здесь истинную любовь и неизменную верность, с какой народ израильский будет некогда относиться к Богу. Возвещая об этом чрез пророка, Господь дает вместе видеть здесь беспредельность своей любви и благости к человекам. «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ея,.. Я удалю имена Ваалов от уст ее... Я обручу ее себе на век, обручу в правде и суде, в благости и милосердии, обручу в верности... помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ”, и он скажет: «Ты мой Бог”!» (Ос.2:14–23). Так, истреблении многобожия и ложных верований и истинное обращение к Богу и спасение – это не человеческое, а Божие дело; Он только имеет совершить это на земле (сн. 1Пет.2:10. Рим.9:25). Keil и Deil на 12 Мал. Прор. р. 43 и далее. Сн. р. 34.