Евреи просто понимали, что Бог — это Бог прошлого и Бог, Который будет всегда, — в отличие от людей, чьи дни на земле сочтены.
НЗ берет понятие вечности из иудаизма и ВЗ. На греческом языке для описания бесконечного времени и Божьей вечности используется один и тот же корень. Например, слово «вечный» в Рим 14:25 соответствует греческому слову с корнем «эон». Бог, Который правит веками, или зонами, вечен. Он вносит в жизнь людей, которые несвободны в этом веке, элемент стабильности и постоянства. Авторы НЗ прекрасно понимают, что время не вечно, и это понимание наслаивается на яркое ветхозаветное представление о сотворении мира. Понятие вечного Бога становится яснее. Бог существовал до мира и будет существовать после — это еще один способ сказать, что Бог вечен. В НЗ регулярно говорится о временной последовательности откровений Бога во Христе, как в ВЗ говорилось об откровении Бога о Себе в Израиле. Предлоги, которые в НЗ используются с существительным «эон», особо показательны: например (в буквальном переводе), «от века» (Лк 1:70; Ин 9:32; Деян 3:21).
Первые два выражения указывают на неопределенное время, предшествующее настоящему моменту, последние два — на неопределенное будущее (что часто переводится как «навеки»).
По-видимому, библейское представление о вечности не похоже на аналогичные представления, бытовавшие у других народов того периода, представлявших себе ход времени как циклический. В греческом мире время представляли себе как круговое — вечное повторение событий в определенной последовательности. Спасение было выходом из этого порочного круга, и, чтобы познать вечность, нужно было освободиться от времени. Библейское представление о времени линейно, у него есть начало и конец, зависящие от вечного Бога. Таким образом, с библейской точки зрения, спасение не входит в какую бы то ни было последовательность; оно присутствует лишь в личном опыте человека и движется к свершению исторического замысла вечного Бога. Контраст между греческим и библейским отношением к времени заставляет нас задуматься об истинной природе вечности. Представляет ли вечность собой просто бесконечное время или некое безвременье, противоположное текущей жизни? По-видимому, Библия рассматривает вечность не как отсутствие времени и не противопоставляет ее настоящему, потому что и время, и вечность в своей основе обладают одними качествами. В НЗ (вслед за иудаизмом) слово «эон» или «век» используется для деления времени на «этот век» и «век грядущий». Это не просто противопоставление времени и отсутствия времени, потому что «век грядущий» — это будущее, которое обладает специфическими чертами и не поддается описанию. Начало грядущего века обрисовано в Библии несколькими последовательными и широкими мазками. Новый век — это не просто восстановление первоначального, безгрешного состояния человека, это свершение замысла Того, Кто был, есть и будет (Откр 1:4).
Таким образом, это новое творение.
НЗ ясно учит, что «грядущий век» уже начался в жизни и служении Христа, поэтому два века явно пересекаются. Такое представление отражено в таких упоминаниях, как «первенец», «залог Духа», «последние времена» (например, Евр 6:5: «вкусивших... сил будущего века»).
Верующий наслаждается благословениями будущего века в настоящее время через искупительные деяния Христа. Понятие вечности, таким образом, не противопоставляется понятию времени как отсутствие последнего. Вечность — это неограниченный и неизмеримый промежуток времени, который начинается с учреждения Царства Божьего во Христе и продолжается бесконечно. и время («настоящий лукавый век», Гал 1:4), и вечность находятся в подчинении Бога, Господа времени, Который единственный придает им обоим значение.
.