Загрузка

Большой библейский словарь : вера

(FAITH; BELIEF; BELIEVE) Убежденность в том, чему нет прямых, видимых доказательств, но чему есть свидетельства; доверие по отношению к Богу. В ВЗ и НЗ понятие «вера» имеет несколько значений. Это может быть просто вера в Бога и Слово Божье, а иногда вера является почти синонимом активного повиновения. Это слово встречается также в формулировках символа веры. Таким образом, оно стало обозначать всю совокупность христианского учения, или «истину Божию», «правду Божию». В Кол 2:7 этот термин означает то, что принимается целиком и воплощается в жизни человека. Во 2Тим 4:7 Павел утверждает, что «веру сохранил». Вера в Ветхом Завете. В ВЗ вера описывается как верность Божьему завету, или завету, заключенному Богом с Авраамом и его потомками. Призвание Авраама и обещание того, что его потомство сыграет важную роль в истории искупления, стало основой повествования ВЗ, отражающего исполнение этого завета. Бог поддерживал и хранил народ Израиля с самого момента его возникновения. Исход из Египта — выдающийся пример того, как Бог действовал для возвращения Своего народа в землю обетованную. Из ВЗ явно следует: повиновение Божьего народа — вот правильное выражение веры. Люди, не видя Бога, верили в Него и повиновались Ему. Авраам покинул родную землю, чтобы отправиться в незнакомые края. Народ Израиля покинул Египет под руководством Бога, чтобы поселиться в земле, которой они никогда не видели. Обещание Бога вселило в них отвагу, и они овладели обещанной им землей. После исхода завет Авраама был подтвержден посредством окропления кровью (Исх 24:6-7).

Вера проявлялась в строгом повиновении заповедям Бога. Люди отвечали верой на верность Господа, и отклик этот был коллективным. Существовали также заповеди, требовавшие индивидуальной веры. Тема веры подчеркивается не только в законе и повествовании ВЗ, но и в поэтических и пророческих произведениях. В Псалтири много говорится о личной вере в Господа даже в трудные времена. Аввакум указывает, что «праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4).

Отсюда понятно, что Господь воспитывал Израиль и вера из веры в преданность Бога постепенно превращалась в индивидуальный, личный отклик. У пророков такая личная вера представляет собой смесь из нескольких составляющих: доверия, повиновения, страха Божьего и уверенности. Вера в Новом Завете. В отличие от ВЗ, где акцент ставится на верности Бога, в НЗ акцент — на активной вере человека, услышавшего обещанное, последнее откровение в Мессии, Иисусе. и глагол, и существительное обозначают адекватный отклик людей на слова Иисуса и Евангелие. Синоптические евангелия. Самая поразительная особенность синоптических евангелий — это использование слова «вера» без указания на объект: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно...» (Мф 17:20); «Иисус, видя веру их...» (Мк 2:5); «Вера твоя спасла тебя» (Лк 7:50).

Иисус изображается как личность, деяния и слова которой открывают дорогу вере и делают веру возможной. Вопрос не в том, является ли эта вера верой в Иисуса или в Отца; предполагается, что это вера в Них Обоих, но в случае с каждым истинным носителем Слова Божьего глаза веры обращаются на Того, Кто послал его. Иисус неоднократно отрицает необходимость чудес для подтверждения Его слов (Мф 12:38-39; Мф 16:1-4).

Вера — это отклик на Слово, и только на Слово, его ничем не нужно подкреплять. Никакого знамения не должно быть дано, кроме знамения Ионы. В истории о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) Иисус отрицает необходимость зрелищ и настаивает на том, что слушатель должен откликнуться на данное ему слово (см. Ин 20:29).

Слово требует повиновения и верности. Следовательно, сама природа Слова и веры становится препятствием для гордых и могущественных. Вера — это средство, с помощью которого Божья сила становится зримой. Она сдвигает горы, исцеляет больных, она — средство вступления в царство. Она может нести в себе некоторое сомнение, как в случае с отцом, который просил исцелить своего сына («Верую, Господи! помоги моему неверию», Мк 9:24), или с Иоанном Крестителем в темнице, которого, несмотря на его сомнения, Иисус назвал величайшим из рожденных женщиной (Мф 11:2-15).

Петр (как и другие ученики) воспринимал происходящее неверно, но Иисус называет Петра краеугольным камнем церкви. В синоптических евангелиях вера учеников, при всей ее ограниченности и слабости, — это все же вера, потому что они откликнулись на слова и деяния Иисуса. Евангелие от Иоанна. Понятие веры особо важно в Евангелии от Иоанна, хотя этот корень (по-гречески) присутствует там только в виде глагола. Достаточно часто речь идет о принятии чего-то истинного, то есть веровании: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14:11); «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Ин 5:46).

Более значимо использование выражения «верить в кого-то» в смысле «доверять кому-то». До Евангелия от Иоанна этого конкретного выражения не встречалось. Речь идет о личном доверии к вечному Слову, ставшему плотью. В Ин 3:16 тот, кто верит Иисусу, получает жизнь вечную. Те, кто верит в Него, становятся сыновьями Бога — рождаются от Бога (Ин 1:12).

Они никогда не почувствуют жажды (Ин 6:35); они будут жить, несмотря на то что умрут (Ин 11:25).

В других местах Иоанн говорит о доверии или вере в абсолютном значении, то есть без указания на того, в кого верят. В Ин 11:15 Иисус приходит после смерти Лазаря и радуется, что Его там не было, «дабы вы уверовали». Результат произошедшего — вера. Подобным же образом во вступлении (Ин 1:7) Иоанн Креститель свидетельствует, чтобы через него все уверовали. Когда Иисус удовлетворяет любопытство сомневающегося Фомы после Своего воскресения, Он говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).

В этом и других местах результат свидетельства Иисуса о Себе — вера. Вера и знание тесно связаны. В Ин 6:69 Петр говорит: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого». В Своей молитве священника Иисус утверждает, что вечная жизнь — это знание «Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3).

Бога можно увидеть глазами веры. Никто никогда не видел Бога, но Единородный Сын Его явил (Ин 1:18).

Тот, кто видел Иисуса, видел и Отца (Ин 14:9). «Верить» — это также синоним слова «принимать». Те, кто принимает Христа, получают власть быть сыновьями Божьими (Ин 1:12).

Вера — это разновидность познания или видения, посредством которого проявляется слава Бога (Ин 1:14; Ин 17:4).

Послания Павла. В посланиях Павла вера рассматривается с разных точек зрения. Он противопоставляет веру «делам закона» как единственную подлинную основу праведности (Рим 1-4; Гал 1-4) и обращается к примеру Авраама для доказательства своей мысли: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт 15:6; см. Рим 4:3; Гал 3:6).

Закон здесь совершенно ни при чем (Рим 3:21); праведность — это дар Божий через веру во Христа, в особенности в Его искупительные деяния. Убежденность Павла основана на осознании преобладающей и всепроникающей греховности людей, которая делает всех нас беспомощными. Человечество мертво во грехе, но оживает через веру в слово и деяния Иисуса, переданные в Евангелии. Вера, таким образом, — это вера в Иисуса Христа. Павел использует ряд метафор для описания следствий веры. Верой христиане оправданы (Рим 5:1), примирены (2Кор 5:18), искуплены (Еф 1:7), воскресли (Еф 2:5), приняты в семью Бога (Рим 8:15-16), сотворены заново (2Кор 5:17), попадают в новое Царство (Кол 1:13) и освобождаются (Гал 5:1).

Вера для Павла — это непременное условие всех аспектов спасения, от благодати, которая убеждает, до принятия наследства во всей полноте в момент пришествия Господа. В посланиях Павла вера граничит с любовью, поэтому великое оправдание верой сопровождается проявлениями христианской любви. Сказать, что вера необходима для спасения, — это только часть истины, потому что вера проявляется в любви: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5:6); «Если... имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор 13:2).

Любовь — это и начало веры, и ее конечное выражение. Следовательно, для Павла полное разграничение веры и дел невозможно. Любовь, о которой говорит Павел, — это по сути своей плод Духа, посредством которого человек живет в вере. Только с помощью пребывающего в человеке Духа вера может найти выражение в любви. Общие послания. Иаков говорит о том, что вера должна дополняться делами (Иак 2:22).

Он считает, что вера — это не просто определенное верование, убежденность в истинности чего-либо. Иаков, как и Павел, говорит о приоритете веры, но предостерегает против неверных выводов. Вера без дел — это не вера; она бесплодна (Иак 2:20).

Практическая сторона веры — вот тема данного послания. Автор Послания к евреям признает, что вера всегда была свойственна Божьему народу и в особенности его вождям-помазанникам. Вера делает определенным то, что без нее туманно и неясно; она делает очевидным незримое. Вера дает народу Божьему фундамент для жизни и поведения, который виден для окружающего мира (Евр 11:10).

Великое множество свидетельств (Евр 12:1) показывает их веру и преданность Богу. Вера становится возможной благодаря Слову Божьему, проявляется через Святого Духа, данного человеку, и свидетельствует о господстве Иисуса Христа.
Слово Вера найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. — это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, — нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» (Быт 15:5). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»;

2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв — это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона — доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. → Аминь) — «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [еврейское эмет, произв. от аман] (Пс 145:6), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» (Пс 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. — это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить — значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке — именно в этом заключается В., основа которой — упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога — значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. — это не простое признание существования некоей объективной реальности — наряду с познанием Бога В. предполагает и определ. образ жизни, который подразумевает повиновение Господу (Чис 32:12), преданность Ему «вполне» (3Цар 8:61), «всем сердцем, всей душой» (Втор 6:5). В. — это отношение к Богу, определяющее все человеч. поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить — это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16–19; Евр 4:2). В этот грех израил. народ впадал неоднократно;

4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18–21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5; Пс 118:140,162 и др.);

5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. «Повстречать Бога» — значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы — даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: «Если вы не верите, то не устоите» (Ис 7 — в пер. М.Лютера);

6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, «поверив» Господу, обетовавшему ему многочисл. потомство, проникся надеждой. Надежда — это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, которое Им обещано. Эта В. была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. словами: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис 40:31). Одноврем. с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, который будет славным. Тогда закончатся все страдания. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис 12:1,2). Душа верующего уже «здесь и теперь» ликует в ожидании этого дня, на наступление которого она уповает (Ис 25:9; Ис 26:8; Иер 29:10; Иер 31:16,17; Мих 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, — это радостная весть, основ. на верности Бога (Ис 40:27–31).

ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк): а) понимание В. евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. — это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9:24). Такая В. возносится к Богу через молитву (Лк 18:1), и возможности ее безграничны: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22; Мк 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10; Мф 9:2,22; Мф 15:28; Мк 2:5; Мк 5:34; Лк 7:9). Такая В. способна двигать горами (Мф 17:20; Мф 21:21; Мк 11:22; о В. и молитве → Молитва (II,2), особенно п. «в»), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26; Мф 14:31; Мк 4:40; Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке (Мф 6:30); б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В. не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к «духовенству» Израиля с вопросом: «Почему же вы не поверили ему?» [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди] (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11) или к сомнению (Лк 1:20; Лк 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1:15);

2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА: а) в Ев. от Иоанна с наиб. силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, — это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42; Ин 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22; Ин 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса — на Бога Отца. «Верить Писанию» (Ин 2:22; Ин 5:47) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует (Ин 5:24,39; Ин 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете...» (Ин 5:38,39). Таким образом, выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира.

Божие Слово, по Иоанну, — это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла;

б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» (Ин 3:18), тот «перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36; Ин 5:24,25; Ин 6:47; Ин 20:31).

Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. — это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» (Ин 6:40). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», — говорит Иисус (Ин 12:46). «Неверующий уже осужден» (Ин 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24);

в) В. как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин 8:31). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36; Ин 15:4–7). кроме того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса — «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1). Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1), движущая сила этого служения — любовь;

г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи — согласно Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19,20,30; Ин 6:38; Ин 8:26,38,40). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44,65); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием — лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. — это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда — ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение;

3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его — гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, — «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согласно книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» (Деян 5:31), «соделал Его Господом и Христом» (Деян 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему.

Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления «ради нас». Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею — значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14; Деян 8:37; Деян 11:17; Деян 13:38; Деян 16:31). Верить в Него — значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11; Деян 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею (Деян 6:5; Деян 11:24) — такова цель каждого христианина;

4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:

а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. для Павла — это В. в Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа (Гал 2:16). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета: Евангелие есть «сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает В. в том деянии, которое Бог совершил во Христе;

б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения — она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был «мертвым по преступлениям и грехам своим» (Еф 2:1). Его «члены» становятся «орудиями праведности», тогда как раньше они были «орудиями неправды» (Рим 6:13). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3:17); если раньше он жил для себя, то теперь — для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор 10:12). «Иметь веру» (Рим 14:22; Флм 1:5), «стоять в вере» (1Кор 16:13; 2Кор 1 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), «стоять в Господе» (1Фес 3:8), «стоять в благодати» (Рим 5:2), «утвердиться в Евангелии» (1Кор 15:1) — все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим — значит жить, сознательно «покоряясь вере» (Рим 1:5; Рим 14:25). Поэтому Павел говорит о «возрастании» В. (2Кор 10:15; 2Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19; Рим 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23; Кол 2:5,7). Целью же увещевания каждого верующего является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим 1:5);

в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он — Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1Кор 15:55), что Он — Господь над всеми силами «небесными, земными и преисподними» (Флп 2:10). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес 4:14). Соединенные со Христом «подобием смерти Его», будут соединены с Ним и «подобием воскресения» (Рим 6:5,8; 1Кор 15:12; 2Кор 4:14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок — в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18–23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;

г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5; Рим 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9,20; Рим 4:15; Гал 2:21; Гал 3:2,10,19,24), а единственно через В. (Рим 3:22,28), рождающуюся «от слышания слова Божиего» (Рим 10:17). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согласно которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим 4:7). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б);

5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания: а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель; б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:12); в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает (Евр 11); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.;

6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования (Деян 15:1; Деян 21:18; Гал 1:19; Гал 2:9). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым В. достигнет совершенства и без которых она останется мертва (Иак 2:22,26; Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15,16), по мнению Павла, отрекся от В. (1Тим 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал 5:6; ср. Иак 2:13), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим 2:11; Гал 3:28). Иаков оп-ровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание (Иак 2:14–26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1).

Словарь Геце :

Верный, верующий, веровать. Слово.

Существительное означает на древнееврейском языке, собственно, благонадежность, верность.

В отношении к Богу: Ос 2:22. Пс 145:56 и Пс 6:1. Ис 11:5 (о Мессии).

О человеческой верности: 1Цар 26:23. Авв 2:4.

Прилагательное как на древнееврейском, так на греческом языке может означать и того, кто заслуживает доверия, человека надежного и того, кто доверяет.

Верный, надежный: Чис 12:7. Пс 100:6. Мф 25:21. Лк 16:10; 2Тим 2:13; 1Тим 1:15; Тит 1:9.

Верный — верующий: 2Кор 6:15. Кол 1:2. В этом смысле и во многих других местах.

Глагол может означать: Кому-нибудь что-либо доверить, вверить: Гал 2:7; 1Тим 1:11; 2Тим 3:14.

Или вообще верить, доверять кому-нибудь: 1Цар 10:7; Притч 14:15; Мих 7:5; Ин 9:18. В Новом Завете существительное в греч. оригинале гораздо чаще означает собственно веру и лишь в некоторых местах — верность. Рим 3:3. Там, где сущ. «вера» передает полностью смысл оригинала, следует разуметь веру религиозную: в Бога и Его Слово, в Господа Иисуса и Его благую весть о спасении.

Что есть вера?

Предмет веры есть Бог и все божеское (Его Слово и дело, Его дар и Его воля, Его Царство).

Первое, что требуется для стяжания дара веры, это убеждение в действительности существования Бога, следовательно доверие к слову тех, кто нам свидетельствует о Его бытии, Его естестве и Его действиях. Евр 11:6; Ис 43:10; Мк 1:15; 1Ин 1:2.

Но простое убеждение в бытии Божием еще не есть то отношение веры к Богу, к которому хочет нас привести Св. Писание. Иак 2:19. Важно, чтобы сознание действительности бытия Божия охватывало и направляло всю нашу жизнь, следовательно:

Раз Св. Писание свидетельствует о Боге, что Он наш Властелин, Единый в Своей совершенной святости и Своем величии, то веровать в Него означает: преклоняться пред Ним всей душой, добровольно Ему подчиниться, как своему Господу, и только Ему одному служить: Пс 94:6; Нав 24:14; 1Цар 3:18; Мф 6:10. Обрати особенное внимание на Лк 17:6−8, где Господь Иисус с наибольшим обетованием вере соединяет притчу о рабе, который, вернувшись домой, должен прежде всего служить своему господину.

Раз нам сказано, что Господь всемогущ и одновременно Он — вечная Любовь, то вера выражается ожиданием от Бога всего благого, ибо для Него нет ничего невозможнаго: Он — Вседержитель. Лк 1:37. Иер 17:7. Пс 22:1; Пс 61:1; Пс 72:23.

Так как Бог открывается нам в Своем Слове — Священном Писании, то верить — значит: всегда относиться к Его слову с открытым сердцем и безусловным доверием к Его обетованиям. Пс 32:4; Пс 118:1. Авв 2:3.

В этом смысле всегдашнее устремление духовного взора на Бога и есть вера. Пс 120:1 и т. д.

Так понимаемая вера находит свое особое выражение в Новом 3авете, где Бог в полной мере открывается в Сыне Своем и благовестии совершенного Им дела спасения, т. е. в Евангелии.

Бог послал Сына Своего в мир, чтобы привести нас, людей, к полному жизненному общению с Ним. 2Кор 5:19. Во Христе нам стали доступны, явились нам, Божия слава и Божия благодать т. е. милосердие. Ин 14:9. Поэтому вера в Бога заключает в себе веру в Иисуса.

Разумеется, Иисус прежде всего привел Своих учеников и Своих слушателей к вере в Бога, Его небесного Отца, научив их краткой, но объемлющей все человеческие нужды молитве «Отче наш» Мк 11:24, где Он призывает к молитвенному упованию на Бога, или порицая их маловерие. Мф 8:26; Мк 11:22; но Его мысль ясна: Эта вера Божия должна проявляться в совершенном доверии к Нему, Христу, как к Тому, Кто послан в мир Богом Отцом и уполномочен не только нести именем Божиим всякую внешнюю помощь, но и даровать прощение грехов, действительное в очах Божиих. Ин 14:1; Мк 5:36; Мф 9:22, Мф 9:28, Мф 9:2, Мф 9:6; Лк 7:48−50.

Особенно сильно и убедительно требование Иисуса, в Евангелии от Иоанна, веровать в Его Личность, как в Того, от Которого зависит все спасение нас, людей. Он постоянно указывает на то, что Его чудеса и слова имеют цель возбудить веру в Его Личность, ибо Он и Отец — одно Ин 10:30, и через Него верующие получают вечную жизнь, т. е. участие в жизни Бога. Ин 14:11, Ин 10:37 и далее; Ин 6:29; Ин 8:24, Ин 11:25−26; Ин 3:36, Ин 5:24, Ин 6:40, Ин 6:35.

Бог послал Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него Ин 3:17. Это дело спасения Иисус совершил отдачей Своей жизни для примирения людей с Богом, Поэтому при вере в Иисуса взор прежде всего обращен на Его искупительную смерть; этот факт ап. Павел особенно выдвигает в своих поучениях Церкви Христовой. Но и другие Апостолы в своих посланиях постоянно указывают на тот же факт. 1Ин 2:1 ... ; 1Пет 1:18 ... Евр 9:1 и Евр 10:1.

Следствием искупительной смерти Иисуса является наше оправдание; на нем основано наше жизненное общение с Богом.

Оправдание есть дар благодати, достающийся тем, кто верует в Иисуса, как в Спасителя, и состоящий в том, что, пребывая во Христе, принадлежа Ему, как нашему Господу, мы праведны перед Богом, ибо нам отпущены грехи: Рим 3:23−26, Рим 3:28; Гал 2:16; Еф 1:5, 7; Рим 4:16.

Оправданным Бог дарует в сердце Духа Своего, Который преобразует их обновлением ума по образу и подобию ума Божия; и тогда плодом веры бывает мир с Богом, послушание, любовь, твердая надежда. Рим 5:1, Рим 5:2, Рим 5:5, Рим 8:14; Евр 11:1; Рим 6:17, Рим 1:5 (покорность вере). У тех, кто принадлежит Христу, вера настолько определяет и направляет все их действия, что ап. Павел может сказать: «Все, что не по вере, грех». Рим 14:23.

Примечание: Если ап. Иаков (гл. 2, 14 и далее) опровергает тот взгляд, что вера сама по себе ставит нас в правильное отношение к Богу, то это объясняется тем, что в этом месте он говорит о вере в другом смысле, чем ап. Павел, а именно в смысле простого признания фактов, а не в смысле полной самоотдачи Иисусу с полным к Нему доверием. Но что он знает и ту веру, которая тождественна с полным доверием, видно из гл. 5, 15: «И молитва веры исцелит болящаго».

Как получить веру?

Через проповедь Слова Божия при внутреннем озарении силою св. Духа. Это Божий дар, но дар, о ниспослании которого мы можем, имеем право, молиться. Рим 10:17; Гал 3:2; Ин 4:42; 2Кор 4:6; Деян 16:14, 15; Мк 9:24; Лк 17:5; Еф 3:17.

Восприимчивы к вере люди правдивые и жаждущие и алчущие правды, готовые внимать слову Истины, стремящиеся познавать чрез него волю Божию и поступать по ней: Ин 18:37, Ин 7:17; Мф 5:6.

Вера есть убеждение в вещах невидимых. Евр 11:1, Евр 11:27.

Вера делает настоящим ожидаемое. Евр 11:1.

Вера заповедана. 2Пар 20:20; Мк 1:15, Мк 11:22; Ин 6:29, Ин 12:36, Ин 14:1; 1Ин 3:23.

Предметы веры

Бог. 2Пар 20:20; Мк 11:22; Ин 14:1; 1Пет 1:21; 1Фес 1:8; Евр 11:6.

Иисус Христос. Ин 6:29, Ин 14:1, Ин 17:8, Ин 20:31; Деян 16:31, Деян 19:4, Деян 20:21; 1Пет 1:8; 1Ин 3:23, 1Ин 5:13; Гал 2:16; Флп 3:9; Кол 1:4, Кол 2:5; Флм 1:5; Откр 14:12.

Писания Моисеевы. Лк 16:29. Ин 5:46. Деян 24:14.

Писания пророческие. 2Пар 20:20. Ин 2:22. Деян 26:27.

Евангелие. Мк 1:15; Еф 1:13; Флп 1:27; 1Тим 1:15; Евр 4:2.

Обетования Божии. 2Пет 3:13; Рим 4:20−21; Гал 3:22; Евр 11:11, 13.

Воля и заповедь Божия состоит в том, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа. Ин 6:29; 1Ин 3:23.

Вера во Христа есть единственное средство ко спасению. Ин 3:16, 36; Деян 15:11, Деян 16:31; 1Ин 5:10−13; Рим 10:9.

Вера в Бога неразлучна с верой во Христа. Мф 10:40; Мк 9:37; Лк 9:48; Ин 3:33, Ин 5:23, Ин 12:44, Ин 13:2, Ин 14:1; Деян 16:31, Деян 16:34; 1Пет 1:8, 1Пет 1:20, 1Пет 1:21; 1Ин 2:23, 1Ин 4:15, 1Ин 5:10; 2Ин 1:9.

Есть одна вера Еф 4:5.

Вера во Христа

Есть дар Божий. 2Пет 1:1; Рим 12:3; Еф 2:8, Еф 6:23; Флп 1:29.

Есть дело Божие. Деян 11:21; 1Кор 2:5, 1Кор 3:5; Еф 1:19; Кол 2:12; 2Фес 1:11; 1Тим 1:14.

Есть дар Святого Духа. 1Кор 12:9. Гал 5:22.

Иисус Христос есть Глава и Совершитель веры Евр 12:2.

Чрез веру получается:

Отпущение грехов. Деян 10:43, Деян 26:18; Рим 3:24.

Оправдание. Быт 15:6. Ин 5:24. Деян 13:39. Рим 3:25−27, Рим 4:5, Рим 5:1; Гал 2:16, Гал 3:8, Гал 3:21; Флп 3:9.

Освящение. Деян 15:9, Деян 26:18.

Усыновление. Ин 1:12; 1Ин 5:1; Гал 3:7, 26.

Дар Святого Духа. Ин 7:38-39; Деян 11:15−17, Деян 19:2, Деян 19:6; Гал 3:14; Еф 1:13.

Доступ к Богу. Рим 5:2; Еф 3:12; Евр 11:6.

Духовная жизнь. Ин 20:31. Гал 2:20.

Спасение. Мк 16:16; Ин 3:15, Ин 3:16, Ин 6:47; Деян 16:31; 1Пет 1:5,9; Рим 1:16, Рим 10:9; Еф 2:8; 2Фес 1:10, 2Фес 2:13; Евр 10:39.

Вечная жизнь. Ин 3:15, Ин 3:16, Ин 3:36, Ин 5:24, Ин 6:40, Ин 6:47, Ин 11:25; Деян 13:48; 1Ин 5:13; 1Тим 1:16.

Наследие обетований. Рим 4:13; Гал 3:14, 22; Евр 6:12.

Вечный покой. Евр 4:3.

Верующий в Иисуса Христа

Не будет постыжен. Ис 28:16; 1Пет 2:6; Рим 9:33, Рим 10:11.

Не будет осужден. Ин 3:18. Рим 8:1.

Не умрет никогда. Ин 11:26.

Не погибнет. Ин 3:15, 16.

Не живет во тьме. Ин 12:46.

Рожден от Бога. 1Ин 5:1.

Любим Богом. Ин 16:27.

Имеет уверенность в своем спасении. 1Ин 5:10, 13.

Соблюдается ко спасению чрез веру 1Пет 1:5.

Праведный верой жив будет. Авв 2:4; Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38.

Блажен уверовавший. Лк 1:45. Ин 20:29.

Вера производит

Послушание Богу. Ин 6:28-29. Деян 11:21. Откр 14:12.

Любовь ко Христу. 1Пет 1:7−8.

Общение со Христом. Гал 2:20. Еф 3:17.

Любовь к братьям. 1Пет 1:21−22; 1Ин 5:1; Еф, 1, 15; Кол 1:4; 2Фес 1:3; Флм 1:5.

Надежду. Рим 5:2, Рим 15:13; Гал 5:5.

Упование. Ис 28:16; 1Пет 2:6; Рим 9:33; Еф 3:12.

Мир. Рим 5:1, Рим 15:13.

Радость. Деян 16:31; 1Пет 1:8; Рим 15:13.

Назидание. 1Тим 1:4.

Победу над диаволом и над миром. 1Ин 5:4, 5; Еф 6:16.

Смелость для проповедывания слова. Пс 115:10; 2Кор 3:12, 2Кор 4:13.

Вера вменяется в праведность. Быт 15:6; Иак 2:23; Рим 4:5, Рим 4:9, Рим 4:22−24; Гал 3:6.

оправдание чрез веру

Называется правдою, которая чрез веру Рим 3:22, Рим 4:13, Рим 9:30, Рим 10:6; Флп 3:9.

Исключает гордость и собственную праведность. Рим 3:26; Гал 2:16, Гал 5:4; Еф 2:8.

Не уничтожает закона. Рим, 3, 30.

Вера должна быть от сердца. Деян 8:37; Рим 10:9, 10.

Вера действует любовью. Гал 5:6; 1Фес 1:3; 1Тим 1:5; Тит 3:15; Флм 1:5.

Вера неразлучна с любовью. 1Ин 3:23, 1Ин 5:1; Еф 6:23; 1Фес 5:8; 1Тим 1:14; 2Тим 1:13.

Вера величайшая без любви тщетна. 1Кор 13:2.

Вера обнаруживается делами. Иак 2:21−25.

Вера без дел мертва. Иак 2:17, Иак 2:20, Иак 2:26.

Вера без дел не может спасти. Иак 2:14.

Вера без дел подобна вере демонов. Мф 8:29. Мк 1:24. Иак 2:19.

Невозможно угодить Богу и приблизиться к Нему без веры Пс 77:21, 22; Евр 11:6.

Все то, что не по вере есть грех. Рим 14:23.

Вера необходима

Для того, чтобы быть услышанным в молитвах. Мф 21:22. Мк 11:24. Ин 11:22. Иак 1:6, Иак 5:15. Рим 10:14. Евр 10:22. для того, чтобы выдержать борьбу христианской жизни. 1Ин 5:4; Еф 6:16; Флп 1:27; 1Тим 1:18, 1Тим 1:19, 1Тим 6:12.

Для того, чтобы совершать чудеса. Мф 17:20, Мф 21:21; Мк 16:17; Ин 14:12; Деян 3:16, Деян 6:8.

Для того, чтобы быть избавленным чрез чудеса. Мф 8:13, Мф 9:2, Мф 9:28, Мф 13:58; Мк 2:5, Мк 6:5, Мк 6:6, Мк 9:23, Мк 9:24; Лк 5:20, Лк 8:50; Деян 14:9.

Пусть будет тебе по твоей вере Мф 8:13, Мф 9:29.

Вера твоя спасла тебя. Мф 9:22; Мк 5:34, Мк 10:52; Лк 7:50, Лк 17:19, Лк 18:42.

Христианская жизнь называется добрым подвигом веры. 1Тим 6:12; 2Тим 4:7.

Вера уподобляется броне. 1Фес 5:8. — щиту. Еф 6:16.

Нет ничего невозможного для веры Мф 17:20, Мф 21:21; Мк 9:23, Мк 11:23; Лк 17:6; Евр 11:33−37.

Чудеса, совершенные верой Евр 11:7−38.

Вера испытывается чрез скорбь. Мк 4:16, 17; 1Пет 1:6−7.

Испытание веры производит терпение. Иак 1:3; Рим 5:2, 3.

Верою живущие

Живут. Рим 1:17. Гал 2:20.

Пребывают твердыми. Рим 11:20; 2Кор 1:24.

Ходят. Рим 4:12; 2Кор 5:7.

Бывают терпеливы. Пс 26:13; 1Тим 4:10.

Утешаются. Рим 1:12.

Противостоят диаволу. 1Пет 5:9; Еф 6:16.

Побеждают мир. 1Ин 5:4, 5.

Верующие бывают соединены одною верою Деян 4:32; 2Пет 1:1; Рим 1:12; 2Кор 4:13; Еф 4:13.

Верующие умирают в вере Евр 11:13.

Авраам назван отцом верующих. Рим 4:11, 16; Гал 3:7.

Верующие должны

Быть искренными в вере 1Тим 1:5; 2Тим 1:5.

Быть исполнены верой Деян 6:5, Деян 11:24; 1Кор 8:7; Кол 2:7.

Жить в вере Гал 2:20.

Возрастать в вере 2Кор 10:15; Флп 1:25; 1Фес 3:10; 2Фес 1:3.

Быть здравы в вере Тит 1:13, Тит 2:2.

Утверждаться в вере Деян 16:5; Рим 4:20; Кол 2:7; 1Фес 3:2.

Пребывать твердыми в вере 1Пет 5:9; 1Кор 16:13; 2Кор 1:24; Кол 1:23, Кол 2:5; 2Фес 1:4.

Хранить веру с чистою совестью. 1Тим 1:19, 1Тим 3:9; Евр 10:22.

Совершать подвиг за веру и чрез веру Флп 1:27; 1Тим 6:12; 2Тим 4:7; Иуд 1:3.

Иметь твердую уверенность в вере Рим 8:38, 39; Еф 3:12; 2Тим 1:12; Евр 10:22.

Исповедывать открыто свою веру Мф 10:32−33; Мк 8:38; Лк 9:26, Лк 12:8, Лк 12:9; Рим 10:9; 2Тим 2:12.

Подражать вере Святых. Рим 4:12; Флп 3:17; Евр 13:7.

Пребывать в вере Деян 14:22; 1Тим 2:15; 2Тим 4:1 2Тим 7:1; Евр 10:39.

Увещания к вере Мк 5:36; Ин 6:29, Ин 12:36, Ин 14:1, Ин 14:11, Ин 20:27; 1Кор 16:13; 2Кор 8:7; Кол 1:23, Кол 2:7; 1Фес 5:8; Иуд 1:20. Достигайте веры 1Тим 4:12, 1Тим 6:11; 2Тим 2:22.

Испытывайте, находитесь ли вы в вере 2Кор 13:5.

Молитесь об умножении вашей веры Мк 9:24; Лк 17:5.

Вера называется

Святейшею верою. Иуд 1:20.

Драгоценною верою. 2Пет 1:1.

Верою избранных Божиих. Тит 1:1.

Верою святых. Откр 13:10.

Верою евангельскою. Флп 1:27.

Вера рождается чрез посредство

Писаний. Ин 20:31; Деян 13:48, Деян 17:11, Деян 17:12; Рим 10:17, Рим 16:26; 2Тим 3:15; 1Ин 5:13.

Проповедывания. Ин 1:7, Ин 17:20; Деян 4:4, Деян 8:12, Деян 14:27; Рим 1:5, Рим 10:8, Рим 10:14, Рим 16:26; 1Кор 3:5; Еф 1:13; Гал 3:2, 5; 2Фес 1:10.

Чудес. Ин 2:11, Ин 2:23, Ин 6:30, Ин 7:31, Ин 20:30, Ин 20:31.

Слышания. Деян 4:4; Рим 10:17; Евр 4:2.

Священнослужители должны увещавать к вере Деян 14:22; 1Кор 16:13; 1Фес 3:2.

Евангелие есть сила ко спасению тех, которые имеют веру Рим 1:16; 1Кор 15:1−3; 1Фес 2:13.

Гордость бывает препятствием для веры Ин 5:44.

Великая вера, похваленная Христом. Мф 8:10, Мф 9:29, Мф 15:28; Лк 7:9.

Недостаток веры, осужденный Христом. Мф 6:30, Мф 8:26, Мф 14:31, Мф 16:8, Мф 17:20; Мк 4:40; Лк 8:25, Лк 12:28, Лк 24:25; Ин 20:27.

Вера, сопровождаемая обращением. Мк 1:15. Деян 11:21, Деян 20:21.

Не принадлежащие Христу не имеют веры Ин 10:26.

Нечестивые

Отвращаются от веры Лк 8:13; 1Тим 6:10, 21.

Отвергают, что касается веры 2Тим 3:8.

Не имеют веры Ин 5:38, Ин 6:36, Ин 8:45, Ин 10:25, Ин 12:37, Ин 16:9; Деян 19:9; 2Кор 4:4; 2Фес 3:2.

Возстанут против веры в последние времена. Лк 18:8; 2Фес 2:3; 1Тим 4:1.

Тот, кто не имеет веры во Христа

Не верует в Бога. Лк 10:16. Ин 5:23, 1Ин 5:10; 2Ин 1:9.

Представляет Бога лживым. Ин 3:33, Ин 5:38; 1Ин 5:10.

Будет осужден. Мк 16:16; Ин 12:48; 2Фес 2:12;. Евр 12:25.

Бывает уже осужден. Ин 3:18.

Умрет в своих грехах. Ин 8:21, Ин 9:41.

Погибнет. 2Кор 4:3, 4.

Не войдет в вечный покой. Евр 3:19, Евр 4:5−11.

Примеры: Авраам. Быт 15:6. Иак 2:23. Рим 4:18−21. Евр 11:8, 17. Израильтяне. Исх 14:31. Иов. Иов 19:25−27. Давид. Пс 51:9, Пс 70:5. Седрах, Мисах и Авденого. Дан 3:16−18. Даниил. Дан 6:23. Прокаженный. Мф 8:2. Мк 1:40. Сотник. Мф 8:8−10. Лк 7:9. Народ Капернаумский. Мф 9:2. Мк 2:5. Лк 5:20. Иаир. Мф 9:18. Кровоточивая женщина. Мф 9:21, 22. Мк 5:34. Лк 8:48. Два слепца. Мф 9:28−29. Хананеянка. Мф 15:28. Мк 7:29. Петр. Мф 16:16. Мк 8:29. Лк 9:20. Ин 6:69. Отец бесноватого. Мк 9:24. Вартимей. Мк 10:52. Лк 18:42. Грешница. Лк 7:50. Прокаженный. Лк 17:19. Нафанаил. Ин 1:4, 50. Ученики. Ин 2:11, Ин 16:30. Самаряне. Ин 4:39. Царедворец. Ин 4:50, 53. Жители Иерусалима. Ин 7:31, Ин 8:30. Слепорожденный. Ин 9:35−38. Иорданский народ. Ин 10:42. Марфа. Ин 11:22,. 27. Иудеи из Вифании. Ин 12:44. Фома. Ин 20:28. Иудеи из Иерусалима. Деян 4:32, Деян 5:14, Деян 11:21. Стефан. Деян 6:5, 8. Священники. Деян 6:7. Ефиопский евнух. Деян 8:37, Варнава. Деян 11:24. Сергий Павел. Деян 13:12. Иконийские Иудеи и Еллины. Деян 14:1. Темничный страж гор. Филипп. Деян 16:31, 34. Верийцы. Деян 17:10−12. Дионисий и Дамарь. Деян 17:34. Римляне. Рим 1:8. Ефесяне. Еф 1:15. Колоссяне. Кол 1:4, Кол 2:5. Фессалоникийцы. 1Фес 1:3, 1Фес 3:6; 2Фес 1:4. Тимофей и Лоида. 2Тим 1:5. Павел. Рим 8:37, 38; 2Тим 1:12, 2Тим 4:7. Филимон. Флм 1:9. Авель. Евр 11:4. Енох. Евр 11:1 Евр 5:1. Ной. Евр 11:7. Сарра. Евр 11:11. Исаак. Евр 11:20. Иаков. Евр 11:21. Иосиф: Евр 11:22. Моисей. Евр 11:24−27. Раав. Евр 11:31. Гедеон, Варак, Иеффай и проч. пророки. Евр 11:32−39. Пергамская Церковь. Откр 2:13. Церковь Фиатирская. Откр 2:19.

Словарь Вихлицкого :
Священный дар Божий (1Кор 12:3, 1Кор 12:9, ср. Ин 6:44, Ин 6:65). Вера — жизнь праведного (Гал 3:11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11:13-15). Например, за веру повсеместно принимается само хождение в церковь, но это великое заблуждение (и оно тем громаднее и опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в ее дела). Посещение церкви при некоторых обстоятельствах (при наличии на то воли Божией), конечно, может оказаться началом, зарождением веры, но не больше. Здесь можно привести такую аналогию — беременная женщина, пришедшая в родильный дом, еще не есть верный признак того, что на свет появится добрый человек (иначе откуда было бы столько убийц, воров и обманщиков?). Но в любом случае появившийся на свет человек не остается долго в колыбели... Не следует забывать, что не противники Бога, а именно верующие окажутся перед печальным концом, описанном в Мф 7:21-23.
Словарь Никифорова :
Одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:1,6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе — вера без дел мертва (Иак 2:20). Необходимость веры св. Кирилл изъясняет так: «не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастите плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласит, поуч. 5).

Слово вера в симфонии
В Библии слово "вера" упоминается в 38 стихах.
Другие формы слова : веры, вера, вере, верою, веру.

Сир 1 : 27
ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость.
3Езд 6 : 28
процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода.
3Езд 7 : 34
Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
Мф 9 : 22
Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
Мф 15 : 28
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Мк 5 : 34
Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Мк 10 : 52
Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Лк 7 : 50
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Лк 8 : 25
Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Лк 8 : 48
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Лк 17 : 19
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Лк 18 : 42
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
Лк 22 : 32
но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
Деян 3 : 16
И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Иак 2 : 14
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Иак 2 : 17
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Иак 2 : 20
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Иак 2 : 22
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Иак 2 : 26
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
1Пет 1 : 7
дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,