В 1Пет 2:1-10 Ссылка в 1 Петра Место в Ветхом Завете
1Пет 2:3 Пс 33:9
Пс 117:22
Ис 28:16
Ис 8:14
Исх 19:5-6; Ис 9:2; Ис 43:20-21
Ос 2:23
1Пет 2:4,7
1Пет 2:6
1Пет 2:8
1Пет 2:9
1Пет 2:10 Судя по 1Пет 2:9,10, Петр считал христианскую церковь новым Израилем. Вероятно, он воспринимал существование церкви в мире как изгнание, подобное жизни иудеев в вавилонском плену (1Пет 1:1,17; 1Пет 2:11), а обращение — как исход из тьмы старой суетной жизни в Божий свет, подобный исходу иудеев из Египта. В 1Пет 1:6-8 Иисус предстает как драгоценность для одних, но камень преткновения для неверующих. За всем этим стоит неотвратимое Божье предопределение (1Пет 2:8).
Те, кто верит в Него, избраны (1Пет 2:9) в качестве царей и священников (см. ниже о 1Пет 2:5), как собственный святой народ Бога (1Пет 1:14-15), как принадлежащий Богу народ. Все это — не заслуги людей, но результат Божьей милости (1Пет 2:10). 1Пет 2:1-3 — снова увещевание: желать Царства Христова, которого мы вкусили через молоко Слова, и укрепляться в вере или надежде до обретения полноты в благодати Христовой. 1Пет 2:4-5 содержит сложную, смешанную метафору, в которой Христос описывается как живой камень, а Церковь — как духовный каменный дом и священство. Церковь — это, с одной стороны, место пребывания Бога (см. 1Кор 3:16; Еф 2:21-22), а с другой — группа служителей этого места, которые приносят Богу жертвы повиновения (см. Рим 12:1-2). 1Пет 2:11-12. Это центральная идея послания. Так как христиане — странники в этом мире, они не должны желать того, чего желают неверующие. Эти плотские желания эфемерны, они губят души тех, кто следует им. Вместо этого новый Божий народ должен посвятить себя благим делам, пусть даже люди проклинают их, потому что в конечном итоге это побудит людей славить Бога. Опять возникает та же последовательность: изменение в желаниях — изменение в поведении — прославление Бога (см. Мф 5:16). 1Пет 2:13-17. Христиане должны относиться с подобающим уважением ко всем (1Пет 2:13-14).
Христос умер за грешников, и это истина, которая должна побуждать христиан к кротости, не позволять им быть высокомерными или полагать, что они не обязаны любить ближнего (см. Рим 13:8-10).
Напротив, они должны относиться к ближним лучше, чем к самим себе (Мк 10:44; Флп 2:3).
Затем Петр объявляет, что верующие должны подчиняться царю и гражданским властям. Они должны посвятить себя позитивному служению на благо общества, чтобы те, кто называет христиан равнодушными, замолчали. Но повиновение государству не может быть абсолютным, так как христиане — это прежде всего рабы Божьи. Они добровольно признают возникшее по Божьей воле государство ради сохранения порядка. Так как христиане служат прежде всего Богу, а царь — всего лишь Божье творение, они повинуются ему ради Бога, а не ради самого царя. 1Пет 2:18-25. Сознание рабов-христиан ориентировано на Бога и сформировано Им (1Пет 2:19).
Они также познали Его благодать, поэтому Петр велит им терпеливо сносить несправедливые страдания. Они не должны мстить; они призваны жить таким образом, потому что Иисус страдал ради них и в качестве примера для них. В 1Пет 2:21-23 описывается такой пример. В 1Пет 1:24-25 описывается искупление Христово и его следствия. Иисус не только подал пример всепрощающей жизни, но и дал Своим последователям возможность жить так же, когда умер за них, чтобы они могли жить праведно (1Пет 1:24).
Только когда христиане твердо уверены в обетованиях грядущего, которое обеспечил им Христос, умерший ради них, они могут свободно и добровольно следовать Его ценнейшему примеру. Когда у верующих возникает искушение мстить самостоятельно, им следует вспомнить, что даже Иисус полностью вверил Себя Богу, Который судит справедливо (1Пет 1:23; смотрите также Рим 12:19-20). 1Пет 3:1-7. Здесь шесть стихов посвящены поведению жен, а один — поведению мужей. Как верующей жене обратить своего неверующего мужа (1Пет 3:1)? Петр предостерегает от забот о телесной привлекательности (1Пет 3:3).
Вместо этого он подчеркивает важность красоты сердечной, кроткого и нежного духа (1Пет 3:4), а также чистого, любящего поведения (1Пет 3:2), позволяющего обратить мужа «без слов» (1Пет 3:1).
Это призыв не к бездумному подчинению, но к добровольному, свободному и уверенному служению в любви. Жене не следует бояться даже грубого мужа (1Пет 3:6).
Но каким образом? Следуя примеру Сарры и уповая на Бога (1Пет 3:5).
Снова Петр говорит о том, как упование преображает жизнь и помогает верующим подчиняться друг другу. Жена прежде всего слушается Господа и только потом — мужа. Как и раб, жена-христианка решает с помощью своего ориентированного на Бога сознания (1Пет 2:16), когда, ради Христа, она не может повиноваться мужу. Мужьям апостол в 1Пет 3:7 велит привести свои отношения с женами в соответствие с природной и данной в откровении истиной. Природная истина заключается в том, что женщины слабее физически. Это не значит, что они менее полноценны в умственном или эмоциональном плане. Это просто констатация всем известного факта: женское тело не так сильно, как мужское. В то время, когда не существовало никаких автоматических приспособлений, физическая сила была гораздо важнее для выживания и благосостояния, чем теперь. Поэтому апостол призывает мужчину использовать свою физическую силу на благо жены. Истина, данная в откровении, гласит, что жена — «сонаследница благодатной жизни», которую нужно чтить и уважать. 1Пет 3:8-12. Здесь завершается раздел 1Пет 2:13-3:12, и Петр сначала велит всей церкви любить братьев (1Пет 3:8), а потом — любить враждебное окружение (1Пет 3:9-12).
В 1Пет 3:9 он напоминает о поведении Иисуса и Его заповедях (Лк 6:27-36).
Христиане должны не только терпеливо сносить оскорбления (1Пет 2:19-20), они должны также реагировать позитивно и «благословлять» тех, кто их злословит (1Пет 3:9).
Благословлять значит желать им добра и выражать эти желания в молитве. Верующие должны от всей души желать своим врагам, чтобы они обратились и разделили благословения, наследниками которых станут христиане (1Пет 3:1,9).
Идея 1Пет 3:9 подтверждается словами из Пс 33:13-17. Если христиане хотят унаследовать благословение спасения (1Пет 1:4-5; 1Пет 3:9), они должны благословлять тех, кто их злословит. Смысл здесь не в том, что они заслуживают спасения таким образом, но в том, что спасение — цель веры (1Пет 1:9), а подлинная вера всегда побуждает человека любить. 1Пет 3:13-17. Обычно христианину, делающему добро, не причиняют зла (1Пет 3:13).
Но по Божьей воле христианин может пострадать за добрые дела (1Пет 3:17), и это гораздо лучше, чем пострадать за злые деяния. Это лучше не только потому, что верующие не должны грешить, но и потому, что страдания за праведность — это благословение (1Пет 3:14; 1Пет 4:14; Мф 5:10-12).
Вместо того чтобы бояться людей, верующие должны бояться сделать неугодное Христу и стойко уповать на Его преданность (1Пет 3:14-15; Ис 8:12-13).
Итак, их совесть должна быть чиста, и верующие могут быть свободны, так что, когда они объясняют причину своей надежды, само их поведение свидетельствует об истинности их слов (1Пет 3:15; смотрите также 1Пет 1:3).
Те, кто оскорбляет христиан, могут быть посрамлены (1Пет 3:16), после чего они могут сдаться (1Пет 3:1) и восславить Бога (1Пет 2:12). 1Пет 3:18-22. Как в 1Пет 2:21-25 и 1Пет 1:18-21, здесь апостол призывает к терпению во время страданий. Христос умер, и этого хватило, чтобы раз и навсегда искупить грехи всего человечества, освободить всех от вины и открыть путь к общению с милостивым Богом, поэтому верующие должны уметь кротко и смиренно сносить страдания. Отказ терпеть незаслуженные страдания — признак неверия в верного Создателя (1Пет 4:19), Который заботится о Своих детях и хочет взять на Себя их тревоги (1Пет 5:7).
Подобно тому как во времена Ноя (1Пет 3:1,20; 1Пет 4:17) спаслись лишь немногие, и из грешного поколения Петра спасены крещением тоже только немногие (1Пет 3:18-21).
Петр очень тщательно объясняет, в каком смысле он считает крещение спасительным. Он говорит не об очистительной функции воды, а о воскресении Иисуса Христа и обещании Богу доброй совести (1Пет 3:21). 1Пет 4:1-6. Христиане должны жить в соответствии с волей Божьей (1Пет 1:14; 1Пет 2:1-2,11-12,15).
Это означает отказ от привычек неверующих друзей, за чем, вероятно, последует хула (1Пет 4:4).
Но это не должно вызывать у верующих желание мстить самостоятельно, потому что Бог позаботится о суде (1Пет 4:5).
Верующим апостол велит: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет 4:1).
Иногда эту мысль понимают следующим образом: чем больше мы страдаем, тем больше в нас святости. Но если под страданием здесь подразумевается смерть (судя по содержанию 1Пет 3:18 и слову «итак»), то, вероятно, 1Пет 4:1 следует воспринимать как синонимичный Рим 6:6, Рим 6:10-11. 1Пет 4:6 — трудное место. Есть мнение, что здесь имеется в виду та же проповедь, что и в 1Пет 3:19. Другое и, вероятно, лучшее толкование гласит, что речь идет не о проповеди мертвым, а о проповеди Благой Вести тем, кто потом умер. То есть те, кто услышал Благую Весть, уверовал и умер после этого, услышав Благую Весть не напрасно. Потому что таково было назначение проповеди: хотя с чисто человеческой точки зрения эти верующие были осуждены во плоти (то есть умерли), с божественной точки зрения они живут в Духе. Таким образом, значение 1Пет 4:6 — великое увещевание жить по воле Божьей, несмотря на то что бывшие друзья подрывают надежды христиан заявлениями о том, что и христиане смертны. 1Пет 4:7-11. Здесь снова говорится о деятельности христиан в церкви. Петр рассматривает события современности как начало конца (1Пет 4:7,17).
Поэтому его призыв к верующим — сохранять здравомыслие для молитвы — звучит искренне. Постоянно обращаясь к Богу с молитвами, христиане обретают помощь, в которой нуждаются, чтобы любить друг друга и не обращать внимания на оскорбления (см. Еф 4:1-3).
Эта любовь должна проявляться в радостном гостеприимстве, которое в особенности важно во время гонений (1Пет 4:9).
Она должна также побуждать верующих использовать свои разнообразные дары и таланты для созидания друг друга в вере (1Пет 4:10).
Приводится два примера: проповедь и служение диакона. Для тех, кто посвящает себя этому, важнее всего понимать, каково назначение этих даров и как достичь этой цели. Цель — «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет 4:11).
Этого можно достичь, признавая, что Он дает силы для служения и слова для назидательных речей. 1Пет 4:12-19. Здесь снова рассматривается ситуация, когда христиан преследуют за веру. Перспектива «огненного искушения» (1Пет 4:12) реальна (см. 1Пет 1:6-7).
Петр считает эти страдания (вероятно, причиняемые скорее враждебным окружением, а не официальными властями) Божьим судом над миром, который начинается с церкви (1Пет 4:17-18; смотрите также Притч 11:31).
Но Божий суд над церковью — не наказание, а очищение (1Пет 4:14; смотрите также 1Пет 1:6-7).
Петр напоминает, что страдание — естественный для христианина опыт (1Пет 4:19; см. 1Пет 3:14; Деян 14:22; 1Фес 3:3) и что Сам Христос страдал (1Пет 2:21-25; Мф 10:25).
Христиане должны вверить свои души преданному Творцу (1Пет 4:19), радоваться (1Пет 4:13), упорно делать добро (1Пет 4:19), таким образом прославляя Бога (1Пет 4:16).
Когда верующие так реагируют на страдания, они благословенны (1Пет 4:14), потому что Бог являет им Себя лично, вселяя в них уверенность. 1Пет 5:1-7. Опять (как в 1Пет 3:8; 1Пет 4:7-11) Петр рассматривает отношения внутри церкви. Он говорит старейшинам, как быть хорошими пастырями стада (1Пет 5:1-4), молодых людей учит уважению к старейшинам (1Пет 5:5) и всех — кротости по отношению друг к другу. Петр напоминает верующим, что Богу неугодны гордые, но смиренным Он дарует благодать (1Пет 5:5; смотрите также Мф 23:12; Иак 4:6) и возвысит их в грядущем веке (1Пет 5:6; Лк 14:11; Лк 18:14; Иак 4:10).
Еще важнее, что Бог призывает Свой народ возложить на Него все волнения, потому что Он заботится о Своих людях (1Пет 5:7; Пс 54:23; Мф 6:25-30).
Молодые люди, которые смиряются подобным образом, будут слушаться старейшин и уважать их (1Пет 5:5).
Старейшины, готовые смириться, не станут господствовать над паствой (1Пет 5:3) или думать о своей корысти (1Пет 5:2), но будут подавать стаду пример кротости. 1Пет 5:8-11. Петр снова возвращается к теме страдания. Страдание — судьба всех верующих (1Пет 5:9; см. 1Пет 4:12).
Хотя, с одной стороны, это происходит по воле Божьей (1Пет 1:6; 1Пет 3:17; 1Пет 4:19), с другой сатана пользуется страданием, чтобы разрушить веру. Поэтому Петр призывает церковь к бдительности и вниманию (1Пет 5:8; смотрите также 1Пет 1:13; 1Пет 4:7), чтобы суметь сопротивляться льву в вере. 1Пет 5:12-14. В заключение Петр называет свое «краткое» послание словами утешения и свидетельства об истинной благодати Божьей. Он не призывает усердно трудиться для Бога; напротив, он призывает признать тот тяжкий труд, что совершил в благодати Бог для Своих детей, призывает насладиться им и жить им. Как мы уже отмечали ранее, послание было написано Силой (по-гречески Силуан, вероятно, то же лицо, о котором говорится в Деян 16:25; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1).
Оно было написано в Риме. Передается привет от Марка (вероятно, автора Евангелия и бывшего товарища Павла по благовестию — Деян 13:13; Деян 15:37; 2Тим 4:11) и от всей церкви. В последних строках письма Петр желает церквям мира и призывает их поддерживать теплые отношения между собой.
Смотрите также: духи в темнице; Петр; страдание.
1Пет 2:3 Пс 33:9
Пс 117:22
Ис 28:16
Ис 8:14
Исх 19:5-6; Ис 9:2; Ис 43:20-21
Ос 2:23
1Пет 2:4,7
1Пет 2:6
1Пет 2:8
1Пет 2:9
1Пет 2:10 Судя по 1Пет 2:9,10, Петр считал христианскую церковь новым Израилем. Вероятно, он воспринимал существование церкви в мире как изгнание, подобное жизни иудеев в вавилонском плену (1Пет 1:1,17; 1Пет 2:11), а обращение — как исход из тьмы старой суетной жизни в Божий свет, подобный исходу иудеев из Египта. В 1Пет 1:6-8 Иисус предстает как драгоценность для одних, но камень преткновения для неверующих. За всем этим стоит неотвратимое Божье предопределение (1Пет 2:8).
Те, кто верит в Него, избраны (1Пет 2:9) в качестве царей и священников (см. ниже о 1Пет 2:5), как собственный святой народ Бога (1Пет 1:14-15), как принадлежащий Богу народ. Все это — не заслуги людей, но результат Божьей милости (1Пет 2:10). 1Пет 2:1-3 — снова увещевание: желать Царства Христова, которого мы вкусили через молоко Слова, и укрепляться в вере или надежде до обретения полноты в благодати Христовой. 1Пет 2:4-5 содержит сложную, смешанную метафору, в которой Христос описывается как живой камень, а Церковь — как духовный каменный дом и священство. Церковь — это, с одной стороны, место пребывания Бога (см. 1Кор 3:16; Еф 2:21-22), а с другой — группа служителей этого места, которые приносят Богу жертвы повиновения (см. Рим 12:1-2). 1Пет 2:11-12. Это центральная идея послания. Так как христиане — странники в этом мире, они не должны желать того, чего желают неверующие. Эти плотские желания эфемерны, они губят души тех, кто следует им. Вместо этого новый Божий народ должен посвятить себя благим делам, пусть даже люди проклинают их, потому что в конечном итоге это побудит людей славить Бога. Опять возникает та же последовательность: изменение в желаниях — изменение в поведении — прославление Бога (см. Мф 5:16). 1Пет 2:13-17. Христиане должны относиться с подобающим уважением ко всем (1Пет 2:13-14).
Христос умер за грешников, и это истина, которая должна побуждать христиан к кротости, не позволять им быть высокомерными или полагать, что они не обязаны любить ближнего (см. Рим 13:8-10).
Напротив, они должны относиться к ближним лучше, чем к самим себе (Мк 10:44; Флп 2:3).
Затем Петр объявляет, что верующие должны подчиняться царю и гражданским властям. Они должны посвятить себя позитивному служению на благо общества, чтобы те, кто называет христиан равнодушными, замолчали. Но повиновение государству не может быть абсолютным, так как христиане — это прежде всего рабы Божьи. Они добровольно признают возникшее по Божьей воле государство ради сохранения порядка. Так как христиане служат прежде всего Богу, а царь — всего лишь Божье творение, они повинуются ему ради Бога, а не ради самого царя. 1Пет 2:18-25. Сознание рабов-христиан ориентировано на Бога и сформировано Им (1Пет 2:19).
Они также познали Его благодать, поэтому Петр велит им терпеливо сносить несправедливые страдания. Они не должны мстить; они призваны жить таким образом, потому что Иисус страдал ради них и в качестве примера для них. В 1Пет 2:21-23 описывается такой пример. В 1Пет 1:24-25 описывается искупление Христово и его следствия. Иисус не только подал пример всепрощающей жизни, но и дал Своим последователям возможность жить так же, когда умер за них, чтобы они могли жить праведно (1Пет 1:24).
Только когда христиане твердо уверены в обетованиях грядущего, которое обеспечил им Христос, умерший ради них, они могут свободно и добровольно следовать Его ценнейшему примеру. Когда у верующих возникает искушение мстить самостоятельно, им следует вспомнить, что даже Иисус полностью вверил Себя Богу, Который судит справедливо (1Пет 1:23; смотрите также Рим 12:19-20). 1Пет 3:1-7. Здесь шесть стихов посвящены поведению жен, а один — поведению мужей. Как верующей жене обратить своего неверующего мужа (1Пет 3:1)? Петр предостерегает от забот о телесной привлекательности (1Пет 3:3).
Вместо этого он подчеркивает важность красоты сердечной, кроткого и нежного духа (1Пет 3:4), а также чистого, любящего поведения (1Пет 3:2), позволяющего обратить мужа «без слов» (1Пет 3:1).
Это призыв не к бездумному подчинению, но к добровольному, свободному и уверенному служению в любви. Жене не следует бояться даже грубого мужа (1Пет 3:6).
Но каким образом? Следуя примеру Сарры и уповая на Бога (1Пет 3:5).
Снова Петр говорит о том, как упование преображает жизнь и помогает верующим подчиняться друг другу. Жена прежде всего слушается Господа и только потом — мужа. Как и раб, жена-христианка решает с помощью своего ориентированного на Бога сознания (1Пет 2:16), когда, ради Христа, она не может повиноваться мужу. Мужьям апостол в 1Пет 3:7 велит привести свои отношения с женами в соответствие с природной и данной в откровении истиной. Природная истина заключается в том, что женщины слабее физически. Это не значит, что они менее полноценны в умственном или эмоциональном плане. Это просто констатация всем известного факта: женское тело не так сильно, как мужское. В то время, когда не существовало никаких автоматических приспособлений, физическая сила была гораздо важнее для выживания и благосостояния, чем теперь. Поэтому апостол призывает мужчину использовать свою физическую силу на благо жены. Истина, данная в откровении, гласит, что жена — «сонаследница благодатной жизни», которую нужно чтить и уважать. 1Пет 3:8-12. Здесь завершается раздел 1Пет 2:13-3:12, и Петр сначала велит всей церкви любить братьев (1Пет 3:8), а потом — любить враждебное окружение (1Пет 3:9-12).
В 1Пет 3:9 он напоминает о поведении Иисуса и Его заповедях (Лк 6:27-36).
Христиане должны не только терпеливо сносить оскорбления (1Пет 2:19-20), они должны также реагировать позитивно и «благословлять» тех, кто их злословит (1Пет 3:9).
Благословлять значит желать им добра и выражать эти желания в молитве. Верующие должны от всей души желать своим врагам, чтобы они обратились и разделили благословения, наследниками которых станут христиане (1Пет 3:1,9).
Идея 1Пет 3:9 подтверждается словами из Пс 33:13-17. Если христиане хотят унаследовать благословение спасения (1Пет 1:4-5; 1Пет 3:9), они должны благословлять тех, кто их злословит. Смысл здесь не в том, что они заслуживают спасения таким образом, но в том, что спасение — цель веры (1Пет 1:9), а подлинная вера всегда побуждает человека любить. 1Пет 3:13-17. Обычно христианину, делающему добро, не причиняют зла (1Пет 3:13).
Но по Божьей воле христианин может пострадать за добрые дела (1Пет 3:17), и это гораздо лучше, чем пострадать за злые деяния. Это лучше не только потому, что верующие не должны грешить, но и потому, что страдания за праведность — это благословение (1Пет 3:14; 1Пет 4:14; Мф 5:10-12).
Вместо того чтобы бояться людей, верующие должны бояться сделать неугодное Христу и стойко уповать на Его преданность (1Пет 3:14-15; Ис 8:12-13).
Итак, их совесть должна быть чиста, и верующие могут быть свободны, так что, когда они объясняют причину своей надежды, само их поведение свидетельствует об истинности их слов (1Пет 3:15; смотрите также 1Пет 1:3).
Те, кто оскорбляет христиан, могут быть посрамлены (1Пет 3:16), после чего они могут сдаться (1Пет 3:1) и восславить Бога (1Пет 2:12). 1Пет 3:18-22. Как в 1Пет 2:21-25 и 1Пет 1:18-21, здесь апостол призывает к терпению во время страданий. Христос умер, и этого хватило, чтобы раз и навсегда искупить грехи всего человечества, освободить всех от вины и открыть путь к общению с милостивым Богом, поэтому верующие должны уметь кротко и смиренно сносить страдания. Отказ терпеть незаслуженные страдания — признак неверия в верного Создателя (1Пет 4:19), Который заботится о Своих детях и хочет взять на Себя их тревоги (1Пет 5:7).
Подобно тому как во времена Ноя (1Пет 3:1,20; 1Пет 4:17) спаслись лишь немногие, и из грешного поколения Петра спасены крещением тоже только немногие (1Пет 3:18-21).
Петр очень тщательно объясняет, в каком смысле он считает крещение спасительным. Он говорит не об очистительной функции воды, а о воскресении Иисуса Христа и обещании Богу доброй совести (1Пет 3:21). 1Пет 4:1-6. Христиане должны жить в соответствии с волей Божьей (1Пет 1:14; 1Пет 2:1-2,11-12,15).
Это означает отказ от привычек неверующих друзей, за чем, вероятно, последует хула (1Пет 4:4).
Но это не должно вызывать у верующих желание мстить самостоятельно, потому что Бог позаботится о суде (1Пет 4:5).
Верующим апостол велит: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет 4:1).
Иногда эту мысль понимают следующим образом: чем больше мы страдаем, тем больше в нас святости. Но если под страданием здесь подразумевается смерть (судя по содержанию 1Пет 3:18 и слову «итак»), то, вероятно, 1Пет 4:1 следует воспринимать как синонимичный Рим 6:6, Рим 6:10-11. 1Пет 4:6 — трудное место. Есть мнение, что здесь имеется в виду та же проповедь, что и в 1Пет 3:19. Другое и, вероятно, лучшее толкование гласит, что речь идет не о проповеди мертвым, а о проповеди Благой Вести тем, кто потом умер. То есть те, кто услышал Благую Весть, уверовал и умер после этого, услышав Благую Весть не напрасно. Потому что таково было назначение проповеди: хотя с чисто человеческой точки зрения эти верующие были осуждены во плоти (то есть умерли), с божественной точки зрения они живут в Духе. Таким образом, значение 1Пет 4:6 — великое увещевание жить по воле Божьей, несмотря на то что бывшие друзья подрывают надежды христиан заявлениями о том, что и христиане смертны. 1Пет 4:7-11. Здесь снова говорится о деятельности христиан в церкви. Петр рассматривает события современности как начало конца (1Пет 4:7,17).
Поэтому его призыв к верующим — сохранять здравомыслие для молитвы — звучит искренне. Постоянно обращаясь к Богу с молитвами, христиане обретают помощь, в которой нуждаются, чтобы любить друг друга и не обращать внимания на оскорбления (см. Еф 4:1-3).
Эта любовь должна проявляться в радостном гостеприимстве, которое в особенности важно во время гонений (1Пет 4:9).
Она должна также побуждать верующих использовать свои разнообразные дары и таланты для созидания друг друга в вере (1Пет 4:10).
Приводится два примера: проповедь и служение диакона. Для тех, кто посвящает себя этому, важнее всего понимать, каково назначение этих даров и как достичь этой цели. Цель — «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет 4:11).
Этого можно достичь, признавая, что Он дает силы для служения и слова для назидательных речей. 1Пет 4:12-19. Здесь снова рассматривается ситуация, когда христиан преследуют за веру. Перспектива «огненного искушения» (1Пет 4:12) реальна (см. 1Пет 1:6-7).
Петр считает эти страдания (вероятно, причиняемые скорее враждебным окружением, а не официальными властями) Божьим судом над миром, который начинается с церкви (1Пет 4:17-18; смотрите также Притч 11:31).
Но Божий суд над церковью — не наказание, а очищение (1Пет 4:14; смотрите также 1Пет 1:6-7).
Петр напоминает, что страдание — естественный для христианина опыт (1Пет 4:19; см. 1Пет 3:14; Деян 14:22; 1Фес 3:3) и что Сам Христос страдал (1Пет 2:21-25; Мф 10:25).
Христиане должны вверить свои души преданному Творцу (1Пет 4:19), радоваться (1Пет 4:13), упорно делать добро (1Пет 4:19), таким образом прославляя Бога (1Пет 4:16).
Когда верующие так реагируют на страдания, они благословенны (1Пет 4:14), потому что Бог являет им Себя лично, вселяя в них уверенность. 1Пет 5:1-7. Опять (как в 1Пет 3:8; 1Пет 4:7-11) Петр рассматривает отношения внутри церкви. Он говорит старейшинам, как быть хорошими пастырями стада (1Пет 5:1-4), молодых людей учит уважению к старейшинам (1Пет 5:5) и всех — кротости по отношению друг к другу. Петр напоминает верующим, что Богу неугодны гордые, но смиренным Он дарует благодать (1Пет 5:5; смотрите также Мф 23:12; Иак 4:6) и возвысит их в грядущем веке (1Пет 5:6; Лк 14:11; Лк 18:14; Иак 4:10).
Еще важнее, что Бог призывает Свой народ возложить на Него все волнения, потому что Он заботится о Своих людях (1Пет 5:7; Пс 54:23; Мф 6:25-30).
Молодые люди, которые смиряются подобным образом, будут слушаться старейшин и уважать их (1Пет 5:5).
Старейшины, готовые смириться, не станут господствовать над паствой (1Пет 5:3) или думать о своей корысти (1Пет 5:2), но будут подавать стаду пример кротости. 1Пет 5:8-11. Петр снова возвращается к теме страдания. Страдание — судьба всех верующих (1Пет 5:9; см. 1Пет 4:12).
Хотя, с одной стороны, это происходит по воле Божьей (1Пет 1:6; 1Пет 3:17; 1Пет 4:19), с другой сатана пользуется страданием, чтобы разрушить веру. Поэтому Петр призывает церковь к бдительности и вниманию (1Пет 5:8; смотрите также 1Пет 1:13; 1Пет 4:7), чтобы суметь сопротивляться льву в вере. 1Пет 5:12-14. В заключение Петр называет свое «краткое» послание словами утешения и свидетельства об истинной благодати Божьей. Он не призывает усердно трудиться для Бога; напротив, он призывает признать тот тяжкий труд, что совершил в благодати Бог для Своих детей, призывает насладиться им и жить им. Как мы уже отмечали ранее, послание было написано Силой (по-гречески Силуан, вероятно, то же лицо, о котором говорится в Деян 16:25; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1).
Оно было написано в Риме. Передается привет от Марка (вероятно, автора Евангелия и бывшего товарища Павла по благовестию — Деян 13:13; Деян 15:37; 2Тим 4:11) и от всей церкви. В последних строках письма Петр желает церквям мира и призывает их поддерживать теплые отношения между собой.
Смотрите также: духи в темнице; Петр; страдание.