(Warfare) Средства, с помощью которых один народ пытается насильственно навязать свою волю другому. В древности военные навыки были очень важны и существовало очень много технических приемов для совершенствования орудий уничтожения и защиты. Методы ведения войны. Стандартное сражение. В конце II тысячелетия до Р.Х. — начале I возникли кавалерийские отряды. Атакующая кавалерия была ударной силой крупных армий, а мобильность кавалерийских отрядов позволяла целенаправленно сконцентрировать удар. Ассирийцы, координируя действия кавалерии, пехоты и колесниц, создали мощную военную машину, вынуждая менее крупные соседние народы придерживаться оборонительной тактики. У них не было надежд победить огромную ассирийскую армию в стандартном сражении на открытой территории. Больше всего изображений военных действий приходится на железный век II; ассирийцы изображали на барельефах подробности своих завоеваний и размеры покоренных ими городов.
В немногочисленных сценах, показывающих сражения на открытой территории, мы видим отовсюду несущиеся ассирийские колесницы и сопротивляющегося неприятеля.
Другие барельефы изображают преследование вражеских воинов, уцелевших после атаки колесниц. Всегда был важен выбор места битвы. В стандартном сражении на открытом поле целесообразно было размещать лучшие войска на правом фланге.
Греческий полководец Эпаминонд (умер в 362 г. до Р.Х.) впервые применил боевой порядок с усиленным в глубину левым крылом — «косой клин», чем застал врасплох спартанскую армию. Филипп Македонский и его сын Александр продолжали поражать своих врагов разными вариантами наступательных действий с применением фаланг. Единоборство на открытом месте: поединок. Некогда на Ближнем Востоке альтернативой стандартного сражения был поединок. Это было единоборство между двумя могучими воинами, представителями враждующих армий.
Армии заранее договаривались положиться на исход такого единоборства. Поединок был придуман во избежание тяжелых потерь. Самое раннее описание такого уникального способа ведения войны — эпизод из «Повести Синухе». Синухе, придворный XII династии, добровольно отправился в изгнание в Северную Палестину и Сирию, где жил среди семитских племен. Там его вызвал на поединок местный силач, которого он победил, захватив его имущество. Хотя поединок был распространенным явлением среди других армий в последующие периоды, очевидно, Израиль не был знаком с этим видом единоборства до встречи Давида и Голиафа (1Цар 17).
Филистимская армия вторглась в Иудею, дошла до Сокхофа и разбила лагерь на одном из холмов. На холме напротив расположилась армия Саула. Два лагеря разделяла долина Дуба. Ежедневно Израильтянам бросал вызов филистимский воин Голиаф, предлагавший, чтобы исход битвы решила схватка между двумя воинами. Давид принял вызов, убил Голиафа, и филистимляне бежали, не желая соблюдать принятое соглашение. Тогда Израильтяне стали их преследовать и перебили многих из них. Взятие укрепленных городов. Большинство городов Ближнего Востока в древности строилось в таких местах, где было бы проще выдержать осаду, что давало экономические преимущества. Штурм укрепленного города отличался особой спецификой как для атакующего, так и для защитника. Сражающиеся должны были немедленно реагировать на действия друг друга. Оборонительные системы предназначались для отражения штурма, а осадная техника — для преодоления защитных сооружений.
Существовало пять способов занять укрепленный город: преодоление укреплений через стены; пролом стен; подкоп; длительная осада; применение военной хитрости. Во многих случаях для того, чтобы пробить оборону, необходима была комбинация из двух и более методов.
Библейский рассказ о покорении Сихема Авимелехом (Суд 9) дает нам представление о том, как происходило покорение укрепленного города в период судей (железный век I).
Когда жители Сихема и их союзники выступили против Авимелеха, в ответ он напал на город: его армия наемников подошла к Сихему ночью, а на рассвете из засады пошла на приступ (Суд 9:32-35).
Защитники Сихема вступили в открытую схватку, сделав вылазку, но вынуждены были укрыться за городскими стенами. На следующий день Авимелех начал штурм. Он разделил свои войска на три части, сам встал во главе одной из них и атаковал городские ворота в решающий момент битвы (Суд 9:43-44).
Нападающим удалось проломить ворота и взять главную стену, но оставшиеся в живых защитники города укрылись во внутренней крепости, храме Ваал-Верифа. На многих барельефах изображены группы воинов, обороняющих внутреннюю крепость после взятия основной городской стены. Археологические раскопки в Сихеме подтвердили, что данный храм, как и многие другие храмы хананейских городов, был построен в виде крепостной башни с мощными бастионами у входа. Сихемская башня за счет этого была хорошо защищена и занимала небольшую площадь, что позволило оборонявшим ее воинам сосредоточить удар на войсках Авимелеха. Авимелех, видя, что не может взять башню приступом, приказал солдатам нарубить хвороста боевыми топорами, сложить его у входа в башню и поджечь (Суд 9:48-49).
Все защитники башни погибли. Штурм внутренней крепости всегда был рискованным делом для атакующих, что доказывают события после захвата Сихема. Авимелех двинулся на город Тевец, решив следовать тому плану атаки, который так хорошо сработал в Сихеме. Но когда он собирался поджечь крепостные ворота, за которыми укрылись защитники, какая-то женщина сбросила на него со стены мельничный жернов и пробила ему череп (Суд 9:50-53).
Этот случай запомнился и стал хрестоматийным примером того, как опасно слишком близко подходить к стенам защищенной крепости (2Цар 11:19-21).
Связь и разведка. Начиная с патриархального периода (середина бронзового века), мы имеем подробную информацию о системе связи во время военных действий. Документы из Мари на реке Евфрат показывают, что существовала развитая система связи, основанная на сигналах. Сигналы подавались ночью, факелами, согласно определенному коду. Эта система широко использовалась в Месопотамии и других местах для призыва на помощь из подвергшихся нападению городов. В конце бронзового века для передачи отдельных сообщений иногда посылали конных гонцов. Разведка играла важную роль в планировании и осуществлении военных операций.
Значение разведки подчеркивается в библейском рассказе о покорении земли Ханаана. Прежде чем войти в эту землю, Моисей послал туда лазутчиков. Он велел им собрать информацию о топографии этой земли, о том, сильны или слабы ее жители, о плодородии почвы, об укреплениях городов и о характере местности — может ли там прожить много народа (Чис 13:17-20).
Разведка как тактическое действие была очень важна. Иисус Навин посылал разведчиков в Иерихон и Гай, прежде чем начать военные действия против этих городов (Нав 2:1; Нав 7:2).
Доклады о воинственном духе и силе хананеев позволили ему разработать план атаки. В период судей взять Вефиль (Суд 1:22-26) удалось благодаря сведениям, собранным отрядом разведчиков. Колена Иосифа послали специальных людей, чтобы те наблюдали за городом. Вефиль был хорошо укреплен и казался неприступным. Но разведчики захватили за пределами города человека, вышедшего, вероятно, не через главные ворота, которые были закрыты, а через какой-то другой вход или тоннель. Спасая жизнь себе и своей семье, он указал им проход под стенами. Армия проникла в город через подземный ход и захватила его. Штурм и проникновение в крепость: бреши. Прямое проникновение в осажденный город было возможно через брешь, проделанную в воротах или в основной стене с помощью молотов, топоров, пик, копий, мечей или тарана.
Судя по изображениям и письменным документам, в начале бронзового века крепости штурмовали с помощью таранов. Самое древнее известное изображение тарана появляется в сцене осады в настенной росписи в Бени-Хасане (XX век до Р.Х.).
Изображенный там таран — сравнительно простое устройство, нечто вроде домика со слегка заостренной крышей, которое направляли в сторону крепости с помощью двух параллельных перекладин. Внутри этой конструкции помещались два или три солдата, которые держали в руках очень длинное бревно с заостренным концом, вероятно, металлическим. Из документов Мари мы получаем информацию о периоде на 200 лет позже. Там упоминается эффективность боевых таранов, в большинстве своем делавшихся из дерева. Хотя стенобитные орудия были очень тяжелыми, их транспортировали на большие расстояния. В одном из документов говорится об использовании тележки, которую везла упряжка, и о лодке, на которой таран переправляли к осажденному городу. Когда таран везли к стенам города, защитники со стен всегда вели по нему ожесточенный огонь. Из-за своей тяжести неповоротливое орудие становилось легкой мишенью. Кроме того, местность вокруг стен обычно была каменистой, крутой и неровной. Наметив, где они будут делать брешь, нападающие обычно строили земляную насыпь, укрепленную со всех сторон деревянными планками или камнями. По насыпи таран можно было придвинуть к крепостной стене. Установленный на позиции таран подпирали, чтобы он не скатился вниз. Очевидно, строительство такой насыпи для тарана было необходимо, когда Иоав брал крепость Авел-Беф-Мааха (2Цар 20:15).
Судя по библейскому рассказу, какой-то тип тарана использовался в Израиле в период правления царя Давида. Древнейшие ассирийские барельефы свидетельствуют о том, что одной из важнейших задач штурма была защита стенобитных орудий. Таран использовался в сочетании с высокими и подвижными деревянными башнями. Такие башни придвигали к месту, где нужно было пробивать стену, и лучники на них прикрывали таран огнем, стреляя в защитников на стенах. Эти башни нейтрализовывали преимущество защитников и отвлекали их от тех, кто проламывал стену. Подробности ассирийских барельефов позволили наглядно увидеть судьбу Иерусалима, предсказанную пророком Иезекиилем (Иез 4:1-3; Иез 21:22).
На ворота приходился основной удар атакующих, потому что это было самое уязвимое место стены. Более того, дорога, ведущая к воротам, позволяла обойтись без насыпи. Когда ломали ворота, часто захватчики пытались с помощью мечей расшатать створки и вырвать петли. Деревянные, не защищенные металлом ворота нередко поджигали. Таран продолжал использоваться как осадное орудие и в эллинистическо-римский период. В 63 г. до Р.Х. римский военачальник Помпей привез из Тира тараны для осады Иерусалима и с их помощью преодолел стену, защищавшую храм. Осадная машина, представленная на колонне Траяна, включает в себя таран в виде бревна с заостренным металлическим наконечником. Его придвигали к стене внутри конструкции с деревянной крышей, покрытой глиной или черепицей. Разновидность такого орудия использовал Тит, осаждавший Иерусалим в 70 г. по Р.Х. Таран был не единственным устройством для пробивания стен. Специально тренированные саперы могли уничтожить часть стены с помощью острых предметов (пик, мечей, копий) или даже молотков (Иез 26:8-9).
В армии Ашшурбанапала такие специалисты носили длинные кольчуги, покрывавшие их с головы до пят. При поздних ассирийских царях они надевали на спину круглые и прямоугольные щиты, когда шли проделывать брешь. Позже Ашшурбанапал полагался исключительно на саперов, когда брал укрепленные города. Для их защиты был изобретен громадный щит, изогнутая передняя часть которого прислонялась к стене, закрывая сапера от того, что могли кидать сверху. Взятие стен. Батальная сцена, высеченная в известняке в гробнице Анты в Дахаше, Верхний Египет (XXIV век до Р.Х.), — древнейшее известное нам изображение штурма. На нем египтяне по лестницам поднимаются на стены осажденного города. Ко временам Саргона толщина стен существенно увеличилась, что позволило строить более высокие укрепления, которые труднее было взять штурмом. Эти мощные и прочные стены также трудно было пробить тараном. Саргон и в особенности его преемник Ашшурбанапал стали строить более длинные лестницы, некоторые из них, судя по количеству перекладин, достигали длины 25-30 футов (7,6-9,1 м).
Подкоп. Подкоп под стену начинали рыть в таком месте, где нападающие были вне досягаемости вражеского оружия. Попав под землю, отряд подкопщиков уже был недосягаем для вражеского огня. Подкоп могли вести под покровом темноты, чтобы воспользоваться им на восходе солнца. Однако это был длительный процесс, требующий соответствующих навыков. Если защитники обнаруживали подкоп до завершения операции, они могли уничтожить подкопщиков сразу после их выхода на поверхность. Попытки проникнуть в город под стенами были характерны для осад железного века II. Это подтверждается изображениями, письменными документами и археологическими раскопками городов того периода и обнаруженными остатками подобных подкопов. Осада. Если укрепленный город располагался на высоком холме, захватить его могла помочь длительная осада. Окружив город и перерезав доступ помощи и продовольствия, атакующая армия могла уморить защитников голодом. Нападающая сторона терпела при этом минимальные потери. Успех предприятия зависел от способности блокировать подкрепление извне и воспрепятствовать вылазкам защитников. Обычно армия прибегала к осаде хорошо защищенных неприступных крепостей, которые трудно было взять силой. Ассирийцы осаждали Самарию целых три года (4Цар 18:9-10).
В условиях осады была изобретена катапульта — греческое артиллерийское орудие, сочетавшее в себе лук и пращу. Изначально катапульта была задумана как усиленный лук, установленный на подставке и используемый только для горящих стрел. Первым катапульту применил Димитрий I {в ист. лит.: Деметрий} около 400 г. до Р.Х. Возможно, он позаимствовал эту идею у карфагенских финикийцев. Со временем это орудие было доработано. Силу этому усовершенствованному орудию, крученой катапульте, давало множество туго закрученных полос эластичного материала, часто женских волос, которые были скреплены узлом, а потом внезапно освобождались. Катапульта могла стрелять стрелами, крупными камнями или корзинами с горючей смесью на расстояние 200 ярдов (182,9 м); с ее помощью можно было очистить стену от защитников, после чего пробить ее тараном или высадить на нее отряд для штурма. Для осажденных основной проблемой был запас воды и пищи. В библейском рассказе об осаде Самарии сирийским царем Венададом в дни пророка Елисея подчеркивается ужас голода. Женщины были вынуждены есть собственных детей (4Цар 6:26-29).
Осаждающая армия делала все, чтобы отягчить положение осажденных. На одном из барельефов, где изображена осада Ашшурбанапала II, защитник спускает со стены корзину, чтобы наполнить ее водой из ручья, находящегося внизу; ассирийский же воин перерезает веревку своим кинжалом. Военные хитрости. Использовались разнообразные хитрости и тактические уловки, чтобы выманить защитников из города или проникнуть в него. Небольшой отряд, хитростью проникший в город, мог убрать стражу и открыть ворота нападающей армии. Если враги входили в город, укрепления больше не играли особой роли. Более того, если укрепления прорывались хотя бы в одном месте, это сокрушало всю систему защиты. Вероятно, самая знаменитая военная хитрость, которая помогла сокрушить сильную крепость, — это история про троянского коня. В библейском рассказе об осаде Самарии Венададом внезапное снятие осады побудило Иорама, царя Израиля, заподозрить в этом какую-то хитрость. Он отказался верить рассказу четырех прокаженных о том, что сирийцы ушли, оставив большие запасы продовольствия (4Цар 7:12).
Такую же тактику применил Иисус Навин при осаде Гая (Нав 8:3-8).
В других случаях мощные армии пытались сломить дух защитников психологическими приемами, как в случае неудачной попытки Сеннахирима взять Иерусалим во времена Езекии (4Цар 18-19).
Диалог между ассирийским полководцем и Езекией показывает, что ассирийцы пытались подорвать веру защитников города. Засада — это тактический прием, который использовался, чтобы захватить врага врасплох, нанести ему неожиданный удар. Ее эффективность целиком зависела от фактора неожиданности. Проведя хорошую разведку и изучив местность, небольшой отряд под покровом темноты мог затаиться в укрытии, внезапно атаковать и победить превосходящего его по численности противника. Засада была распространенным методом ведения боевых действий в период покорения Ханаана. Падение Гая, например, было результатом нападения из засады (Нав 8:1-23).
Иисус Навин смог под покровом темноты провести большой отряд к городу и спрятать его там. Потом остальная армия Израиля расположилась в долине, к северу от крепости, имитируя приготовления к штурму. Основные силы защитников Гая вышли из города, чтобы встретить войско Израиля на равнине Арава. Израильтяне отступили, делая вид, что терпят поражение, и оставшиеся защитники города были вынуждены преследовать армию Иисуса Навина. Город остался беззащитным, и тогда основные силы Израильтян вышли из засады, ворвались в него и подожгли. Когда жители Гая увидели дым и поняли, что случилось, было слишком поздно. Армия Иисуса Навина, развернувшись, атаковала преследователей с тыла, и те оказались зажатыми между двумя отрядами Израильтян. Они были окружены, а царь Гая — убит, пав жертвой военной хитрости. Укрепления и оборона. Древнейшее укрепление из известных в мире, относящееся примерно к 7000 г. до Р.Х., было обнаружено в 1954 г. в Иерихоне. Его замысел и устройство впечатляют. Сердцем оборонительной системы была стена, проходившая по западной границе древнего города и достигавшая высоты 21 фута (6,4 м).
При дальнейших раскопках был найден широкий ров, высеченный в сплошной скале у подножия стены, шириной 27 футов (8,2 м) и глубиной 9 футов (2,7 м).
Совершенной загадкой остается, как это было сделано в то время, когда существовали лишь каменные орудия труда. Третьим компонентом оборонительной системы Иерихона была гигантская круглая каменная башня высотой 30 футов (9,1 м), очевидно, внутренней стороной примыкавшая к западной стене. Точное название этой башни не определено, но Иерихон периода неолита является древнейшим образцом крепости, защищенной стеной, башней и рвом. К середине бронзового века стандартная оборонительная система состояла из четырех компонентов: рва, внешней стены, внутренней стены и хорошо защищенных ворот. Ров, внешняя стена и дополнительные укрепления располагались на крутом склоне, а нижняя часть внутренней стены имела такую конструкцию, чтобы нельзя было пробить брешь с помощью тарана. Городские стены. Возведенная для защиты от неприятеля простая стена могла остановить его продвижение только временно, потому что ее можно было взять приступом или проломить. Поэтому на стенах было место для защитников, отражавших нападение. Система крепостных стен состояла из трех основных компонентов: собственно стены, создававшей преграду; надстройки, на которой стояли защитники и которая укрывала их; и ряда преград или ловушек перед стеной, мешавших действиям лучников противника и тарана. Зубцы — это парапет вдоль верхней кромки стены, который обеспечивал защитникам некоторую безопасность и свободу передвижений; он имел отверстия для ведения огня. На расстоянии это выглядело как ряд зубцов с промежутками между ними. Зубцы создавали защитный барьер от вражеских стрел. Промежутки, называемые амбразурами, представляли собой отверстия, через которые могли стрелять защитники. Из наружной стены выступали специальные башни, на расстоянии не более двух полетов стрелы друг от друга. Эти башни позволяли защитникам стрелять в тех, кому удавалось взобраться на стену. Одним из способов обороны основной стены было сооружение внешней стены; всякие попытки пробить ее или взять приступом сопровождались сильным огнем защитников основной стены. Выкапывали также глубокий и широкий ров вокруг основной стены. Ров мешал врагам воспользоваться стенобитными орудиями; для этого нужно было построить мост через ров или засыпать его, что также можно было сделать лишь под ожесточенным огнем защитников. Казематы, появившиеся в середине бронзового века, делались внутри двойных стен, сложенных из шлифованных камней. Промежуток между стенами стали делить на помещения, или казематы, использовавшиеся как хранилища или как жилые помещения. Хеттская система казематов, проникшая в Палестину еще во времена Саула, широко применялась в Сирии и Палестине. Типичные казематы были найдены в Гиве, где находилась крепость Саула, их датируют концом XI века до Р.Х. Общая толщина двойной стены, включая казематы, равнялась 15 футов (4,6 м).
Такую же конструкцию обнаружили при раскопках трех городов Соломона — Асора, Газера и Мегиддо (см. 3Цар 9:15), — где общая толщина стен с казематами составляет 18 футов (5,5 м).
Хотя царства Израиля и Иудеи не были знамениты своими оборонительными сооружениями, ряд царей работал над усовершенствованием укреплений и средств обороны. Озия в особенности славился своими достижениями в деле обороны. Помимо прочих мер, он «сделал в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней» (2Пар 26:15).
Это были специальные оборонительные устройства, облегчавшие задачу лучников и позволявшие бросать тяжелые камни на головы нападающих. Ворота. Ворота укрепленного города неизбежно привлекали к себе внимание осаждавших. Поэтому укреплять их следовало очень тщательно. Дорога, которая вела к городу на холме, петляла по склону то влево, то вправо. Обычно эти дороги прокладывали так, чтобы к воротам приходилось подходить справа. Так атакующие были обращены к защитникам на стене правым боком. Правый бок был более уязвимым, потому что щит носили в левой руке. Тяжелые деревянные створки ворот обычно обивали металлом, чтобы их не подожгли. Кроме того, у ворот, достаточно широких для того, чтобы сквозь них могла проезжать колесница, обычно делали две створки, и место стыка этих створок было очень уязвимым местом. Поэтому двустворчатые ворота крепили громадными болтами и снабжали тяжелым, проходящим по всей ширине обеих створок засовом, который прочно крепился в петли на косяках ворот. Другим защитным элементом ворот были башни, которые стояли по обе стороны от них, выдаваясь из стены. Вражеские солдаты, пытаясь пробить ворота или поджечь их, оказывались под боковым огнем защитников. Еще над воротами была площадка, с которой вели огонь защитники. Такие вспомогательные элементы укреплений превращали ворота в маленькую крепость. Внутренняя крепость. Основным стратегическим недостатком городских стен и ворот была их большая протяженность. Город среднего размера по периметру тянулся на полмили (0,8 км), крупный город — более чем на милю (1,6 км).
Всю эту стену следовало оберегать от таранов, подкопов и штурма. Атакующие использовали разные тактические приемы, чтобы заставить защитников рассеяться по всему периметру, после чего концентрировали все усилия на одном участке стены. Как только стена оказывалась пробитой, прочие укрепления уже были не нужны. В результате горожане начали возводить внутренние стены, делившие город на секторы, способные самостоятельно защищаться. В самом высоком месте города ставилась также крепостная башня — как самодостаточная единица обороны. Древнейшие примеры таких оборонительных сооружений, называемых мигдолами, относятся к концу бронзового века. Сначала это были маленькие крепости, защищавшие важные стратегические точки — источники воды, важные дороги, возделанные земли или границы. Мигдол такого типа был найден в Израиле, недалеко от Азота, в 1960 г. Это квадратное двухэтажное строение с прямоугольными бастионами, подобное сооружениям на египетских барельефах того же периода. По такому же плану строились укрепленные храмы внутри городов. Эти храмы служили убежищем для защитников, если нападавшим удавалось проломить стены (см. Суд 9:45-51).
Позднее внутренняя крепость могла представлять собой комплекс из дворца правителя, жилищ основных чиновников, а иногда и храма. Такие крепости напоминали укрепленные города, у них была основная стена, ворота и внутренняя стена, крепость мог окружать ров. В таких небольших и хорошо укрепленных цитаделях правитель и оставшиеся в живых жители могли держать оборону до последнего. Предположительно, Замврий мог бы долго удерживать крепость Фирцы от Амврия, если бы не совершил самоубийство (3Цар 16:17-18).
Запас воды во время осады. Если жители города не имели возможности запастись водой и пищей для длительной осады, оборонительная система их не спасала. Некоторые цари Иудеи пытались решить проблемы провианта. Например, Ровоам укрепил ряд городов на восточной, западной и южной границах царства и сделал их хранилищами продуктов питания, оливкового масла и вина (2Пар 11:5-11).
Запастись пищей было проще, чем водой. Водоемы для сбора дождевой воды выручали лишь отчасти, потому что они часто пересыхали, в особенности в период засухи. Иногда города строились на берегах рек или водных потоков, и река становилась частью оборонительной системы. Но источник воды города, построенного на холме, мог находиться внизу, вне крепостных стен. Иногда устье источника блокировалось и его местонахождение скрывалось от врагов, в то время как горожане по-прежнему могли пользоваться им. В Мегиддо вертикальная шахта глубиной около 100 футов (274,3 м) была соединена с горизонтальным тоннелем около 200 футов (548,6 м) длиной, чтобы обеспечить доступ к источнику в западном конце города, под крепостной стеной. Эта работа была проделана во времена Соломона или Ахава. Мерами по снабжению Иерусалима водой на случай его осады больше всех прославился Езекия. Устроенное им инженерное достижение описывается во всех рассказах о его правлении, в том числе в Библии и в «Восхвалении знаменитых мужей» из второканонической Книги Сираха (4Цар 20:20; 2Пар 32:30; Сир 48:17).
Этим увековеченным в книгах подвигом было строительство подземного канала длиной 1800 футов (549 м), выбитого в сплошной скале и соединявшего источник Гион с водоемом в черте города. Сам Езекия рассказывает о том, как это было сделано, в знаменитой Силоамской надписи. Две группы рабочих, с молотами, отвесами и кирками, пошли друг другу навстречу с двух сторон. Группа, которая двигалась от источника, смогла воспользоваться остатками старого тоннеля (Ис 22:11).
Они взяли направление на юг. Другая группа двигалась от водоема в северо-восточном направлении. Потом они повернули и шли на юго-восток, пока не достигли линии север-юг, по которой двигалась группа, копавшая от источника. Тогда они повернули строго на север и встретились со второй группой. Группы чуть не разминулись, когда были на расстоянии примерно 5 футов (1,5 м) друг от друга, но, к счастью, через расщелину услышали стук кирок и крики. Тогда те и другие, резко повернув, пошли навстречу, и тоннель был завершен. Строительство этого тоннеля, предусмотрительно предпринятое Езекией до вторжения Сеннахирима в Иудею, объясняет, почему, несмотря на длительную осаду, ассирийцы не смогли вынудить Иерусалим сдаться, в отличие от Саргона, которому несколько ранее эта тактика помогла взять Самарию. Организация армии у евреев. Колена как основа военной организации. В момент исхода из Египта армия Израиля делилась на колена. Их боевой порядок во время похода по пустыне лег в основу военной организации у евреев. После стоянки у горы Синай 12 колен были поделены на отряды и соответственно появились определенные воинские единицы. «Военачальники» командовали отрядами в 1000 или 100 человек (Чис 31:14), а значит, армия делилась на группы, количество людей в которых было кратным десяти. Позже мы встречаем упоминания об отрядах в 1000 человек (дивизия), 100 человек (рота), 50 (взвод) и 10 (отделение).
Помимо левитов, которые отвечали за скинию (Чис 2:33), все мужчины старше 20 лет, способные сражаться, входили в состав армии Израиля. Но некоторые освобождались от военной службы (Втор 20:5-9; Втор 24:5; Суд 7:3).
Пока не был захвачен Ханаан, армия Израиля по сути представляла собой ополчение, бравшее в руки оружие в случае необходимости. Формирование этого ополчения было обязанностью колена; каждый род или семейство посылали определенное количество воинов, когда вожди колена объявляли мобилизацию. Так как основной ячейкой Израильского общества был род, рекруты шли в бой под командованием своих собственных вождей. Например, братья Давида служили в отряде воинов своего рода под командованием тысяченачальника (1Цар 17:18; 1Цар 18:13).
Когда необходимость в сражениях отпадала, ополчение распускалось и воины возвращались домой. Так как земля была поделена между коленами, ни один вождь до Саула ни разу не становился во главе всего союза колен (1Цар 11:1-11).
Фактически соперничество колен и их зависть друг к другу угрожали национальной солидарности и даже в критический момент не позволяли им действовать сообща. Но иногда, если создавалось угрожающее положение, несколько колен объединяли свои усилия. Эти объединенные армии делились на отряды в 1000, 100 и 50 человек, а далее — на семейства под командованием назначенных военачальников. О том, что деление было именно таким, можно судить по вооружению (1Пар 12:24-38).
Колено Вениамина специализировалось на использовании лука и пращи. Колена Гада, Иуды и Неффалима предпочитали копье и щит. Каждое колено само обеспечивало свою армию провиантом (Суд 20:9-10).
Один из десяти солдат должен был добывать пищу себе и остальным, получая провиант у богатых землевладельцев (1Цар 25) или используя плоды земли. На этом раннем этапе военной организации плата солдата обычно состояла только из пропитания и положенной ему доли военной добычи (1Цар 30:21-25).
Профессиональная армия. До времен единой монархии Израиль не имел регулярной армии. Переход от народного ополчения к профессиональной армии произошел при Сауле, когда союз колен превратился в царство (1Цар 13:2).
Нападение филистимлян на Израиль побудило Израильтян создать мощную постоянную армию. Но она не была велика; в нее входило всего 3000 человек, три отряда по 1000 человек каждый (1Цар 13:2; 1Цар 24:2).
Иногда этим солдатам платили землями (1Цар 8:14), иногда — долей добычи. Особую роль в организации армии Саула сыграли Авенир, Давид и Ионафан. Авенир был военачальником армии (1Цар.17:55) и, вероятно, командовал также одним из отрядов. Знаменитый отряд Давида, 30 великих воинов, составил ядро его собственной военной организации, когда он стал царем. Давид продолжил формирование профессиональной армии. Но он создал также народное ополчение из 12 отрядов, каждый из которых созывался на один месяц в году и состоял под командованием профессиональных военачальников (1Пар 27:1-15).
Каждый отряд, набиравшийся из разных колен, включал в себя 24 000 человек. Новшество Давида позволило ему располагать большими резервными силами, которые могли быть созваны в случае необходимости. Резервы, как, предположительно, и профессиональная армия, делились на отряды в 1000, 100, 50 и 10 человек. Иоав, специалист по осадам (2Цар 20:15), командовал профессиональной армией, а Амесай — народным ополчением. Главнокомандующим армии оставался сам Давид. Израильтяне в профессиональной армии царя Давида были отрядом, выросшим из небольшой группы воинов, служивших с ним в период его конфликта с Саулом. Эта группа ветеранов состояла из родственников и сопле менников Давида, а также людей, испытавших на себе притеснения от властей Саула (1Цар 22:1-2).
Этот отряд состоял из 400-600 человек (1Цар 22:2; 1Цар 23:13; 1Цар 27:2).
Совершенно ясно, что в армии Давида служили также наемники. Урия Хеттеянин и Еффей Гефянин — выдающиеся примеры таких наемников, наряду с многими другими воинами филистимского происхождения, в частности хелефеями и фелефеями под командованием Ваней (2Цар 8:18; 2Цар 15:19-22; 2Цар 23:22-2
3).
Династия Давида Содержала Постоянную Армию Наемников До 701 Г. До Р.Х., Пока Цари Не Сочли, Что Она Обходится Слишком Дорого. Дорогостоящая Профессиональная Армия, Высокие Налоги и Принудительные Работы Стали Основными Факторами, Приведшими К Распаду Монархии После Смерти Соломона (3Цар 10:26-29; 3Цар 12:4-19).
После Вторжения Сеннахирима В 701 Г. До Р.Х. Южное Царство, Иудея, Целиком Полагалось На Народное Ополчение Для Своей Защиты. Обычно Считается, Что В Северном Царстве, Израиле, Не Было Профессиональной Армии, И, Очевидно, Царь Ахав Использовал Наемников, Когда Оборонялся От Вторжения Венадада Сирийского (3Цар 20:15-20).
Смотрите также: Оружие
В немногочисленных сценах, показывающих сражения на открытой территории, мы видим отовсюду несущиеся ассирийские колесницы и сопротивляющегося неприятеля.
Другие барельефы изображают преследование вражеских воинов, уцелевших после атаки колесниц. Всегда был важен выбор места битвы. В стандартном сражении на открытом поле целесообразно было размещать лучшие войска на правом фланге.
Греческий полководец Эпаминонд (умер в 362 г. до Р.Х.) впервые применил боевой порядок с усиленным в глубину левым крылом — «косой клин», чем застал врасплох спартанскую армию. Филипп Македонский и его сын Александр продолжали поражать своих врагов разными вариантами наступательных действий с применением фаланг. Единоборство на открытом месте: поединок. Некогда на Ближнем Востоке альтернативой стандартного сражения был поединок. Это было единоборство между двумя могучими воинами, представителями враждующих армий.
Армии заранее договаривались положиться на исход такого единоборства. Поединок был придуман во избежание тяжелых потерь. Самое раннее описание такого уникального способа ведения войны — эпизод из «Повести Синухе». Синухе, придворный XII династии, добровольно отправился в изгнание в Северную Палестину и Сирию, где жил среди семитских племен. Там его вызвал на поединок местный силач, которого он победил, захватив его имущество. Хотя поединок был распространенным явлением среди других армий в последующие периоды, очевидно, Израиль не был знаком с этим видом единоборства до встречи Давида и Голиафа (1Цар 17).
Филистимская армия вторглась в Иудею, дошла до Сокхофа и разбила лагерь на одном из холмов. На холме напротив расположилась армия Саула. Два лагеря разделяла долина Дуба. Ежедневно Израильтянам бросал вызов филистимский воин Голиаф, предлагавший, чтобы исход битвы решила схватка между двумя воинами. Давид принял вызов, убил Голиафа, и филистимляне бежали, не желая соблюдать принятое соглашение. Тогда Израильтяне стали их преследовать и перебили многих из них. Взятие укрепленных городов. Большинство городов Ближнего Востока в древности строилось в таких местах, где было бы проще выдержать осаду, что давало экономические преимущества. Штурм укрепленного города отличался особой спецификой как для атакующего, так и для защитника. Сражающиеся должны были немедленно реагировать на действия друг друга. Оборонительные системы предназначались для отражения штурма, а осадная техника — для преодоления защитных сооружений.
Существовало пять способов занять укрепленный город: преодоление укреплений через стены; пролом стен; подкоп; длительная осада; применение военной хитрости. Во многих случаях для того, чтобы пробить оборону, необходима была комбинация из двух и более методов.
Библейский рассказ о покорении Сихема Авимелехом (Суд 9) дает нам представление о том, как происходило покорение укрепленного города в период судей (железный век I).
Когда жители Сихема и их союзники выступили против Авимелеха, в ответ он напал на город: его армия наемников подошла к Сихему ночью, а на рассвете из засады пошла на приступ (Суд 9:32-35).
Защитники Сихема вступили в открытую схватку, сделав вылазку, но вынуждены были укрыться за городскими стенами. На следующий день Авимелех начал штурм. Он разделил свои войска на три части, сам встал во главе одной из них и атаковал городские ворота в решающий момент битвы (Суд 9:43-44).
Нападающим удалось проломить ворота и взять главную стену, но оставшиеся в живых защитники города укрылись во внутренней крепости, храме Ваал-Верифа. На многих барельефах изображены группы воинов, обороняющих внутреннюю крепость после взятия основной городской стены. Археологические раскопки в Сихеме подтвердили, что данный храм, как и многие другие храмы хананейских городов, был построен в виде крепостной башни с мощными бастионами у входа. Сихемская башня за счет этого была хорошо защищена и занимала небольшую площадь, что позволило оборонявшим ее воинам сосредоточить удар на войсках Авимелеха. Авимелех, видя, что не может взять башню приступом, приказал солдатам нарубить хвороста боевыми топорами, сложить его у входа в башню и поджечь (Суд 9:48-49).
Все защитники башни погибли. Штурм внутренней крепости всегда был рискованным делом для атакующих, что доказывают события после захвата Сихема. Авимелех двинулся на город Тевец, решив следовать тому плану атаки, который так хорошо сработал в Сихеме. Но когда он собирался поджечь крепостные ворота, за которыми укрылись защитники, какая-то женщина сбросила на него со стены мельничный жернов и пробила ему череп (Суд 9:50-53).
Этот случай запомнился и стал хрестоматийным примером того, как опасно слишком близко подходить к стенам защищенной крепости (2Цар 11:19-21).
Связь и разведка. Начиная с патриархального периода (середина бронзового века), мы имеем подробную информацию о системе связи во время военных действий. Документы из Мари на реке Евфрат показывают, что существовала развитая система связи, основанная на сигналах. Сигналы подавались ночью, факелами, согласно определенному коду. Эта система широко использовалась в Месопотамии и других местах для призыва на помощь из подвергшихся нападению городов. В конце бронзового века для передачи отдельных сообщений иногда посылали конных гонцов. Разведка играла важную роль в планировании и осуществлении военных операций.
Значение разведки подчеркивается в библейском рассказе о покорении земли Ханаана. Прежде чем войти в эту землю, Моисей послал туда лазутчиков. Он велел им собрать информацию о топографии этой земли, о том, сильны или слабы ее жители, о плодородии почвы, об укреплениях городов и о характере местности — может ли там прожить много народа (Чис 13:17-20).
Разведка как тактическое действие была очень важна. Иисус Навин посылал разведчиков в Иерихон и Гай, прежде чем начать военные действия против этих городов (Нав 2:1; Нав 7:2).
Доклады о воинственном духе и силе хананеев позволили ему разработать план атаки. В период судей взять Вефиль (Суд 1:22-26) удалось благодаря сведениям, собранным отрядом разведчиков. Колена Иосифа послали специальных людей, чтобы те наблюдали за городом. Вефиль был хорошо укреплен и казался неприступным. Но разведчики захватили за пределами города человека, вышедшего, вероятно, не через главные ворота, которые были закрыты, а через какой-то другой вход или тоннель. Спасая жизнь себе и своей семье, он указал им проход под стенами. Армия проникла в город через подземный ход и захватила его. Штурм и проникновение в крепость: бреши. Прямое проникновение в осажденный город было возможно через брешь, проделанную в воротах или в основной стене с помощью молотов, топоров, пик, копий, мечей или тарана.
Судя по изображениям и письменным документам, в начале бронзового века крепости штурмовали с помощью таранов. Самое древнее известное изображение тарана появляется в сцене осады в настенной росписи в Бени-Хасане (XX век до Р.Х.).
Изображенный там таран — сравнительно простое устройство, нечто вроде домика со слегка заостренной крышей, которое направляли в сторону крепости с помощью двух параллельных перекладин. Внутри этой конструкции помещались два или три солдата, которые держали в руках очень длинное бревно с заостренным концом, вероятно, металлическим. Из документов Мари мы получаем информацию о периоде на 200 лет позже. Там упоминается эффективность боевых таранов, в большинстве своем делавшихся из дерева. Хотя стенобитные орудия были очень тяжелыми, их транспортировали на большие расстояния. В одном из документов говорится об использовании тележки, которую везла упряжка, и о лодке, на которой таран переправляли к осажденному городу. Когда таран везли к стенам города, защитники со стен всегда вели по нему ожесточенный огонь. Из-за своей тяжести неповоротливое орудие становилось легкой мишенью. Кроме того, местность вокруг стен обычно была каменистой, крутой и неровной. Наметив, где они будут делать брешь, нападающие обычно строили земляную насыпь, укрепленную со всех сторон деревянными планками или камнями. По насыпи таран можно было придвинуть к крепостной стене. Установленный на позиции таран подпирали, чтобы он не скатился вниз. Очевидно, строительство такой насыпи для тарана было необходимо, когда Иоав брал крепость Авел-Беф-Мааха (2Цар 20:15).
Судя по библейскому рассказу, какой-то тип тарана использовался в Израиле в период правления царя Давида. Древнейшие ассирийские барельефы свидетельствуют о том, что одной из важнейших задач штурма была защита стенобитных орудий. Таран использовался в сочетании с высокими и подвижными деревянными башнями. Такие башни придвигали к месту, где нужно было пробивать стену, и лучники на них прикрывали таран огнем, стреляя в защитников на стенах. Эти башни нейтрализовывали преимущество защитников и отвлекали их от тех, кто проламывал стену. Подробности ассирийских барельефов позволили наглядно увидеть судьбу Иерусалима, предсказанную пророком Иезекиилем (Иез 4:1-3; Иез 21:22).
На ворота приходился основной удар атакующих, потому что это было самое уязвимое место стены. Более того, дорога, ведущая к воротам, позволяла обойтись без насыпи. Когда ломали ворота, часто захватчики пытались с помощью мечей расшатать створки и вырвать петли. Деревянные, не защищенные металлом ворота нередко поджигали. Таран продолжал использоваться как осадное орудие и в эллинистическо-римский период. В 63 г. до Р.Х. римский военачальник Помпей привез из Тира тараны для осады Иерусалима и с их помощью преодолел стену, защищавшую храм. Осадная машина, представленная на колонне Траяна, включает в себя таран в виде бревна с заостренным металлическим наконечником. Его придвигали к стене внутри конструкции с деревянной крышей, покрытой глиной или черепицей. Разновидность такого орудия использовал Тит, осаждавший Иерусалим в 70 г. по Р.Х. Таран был не единственным устройством для пробивания стен. Специально тренированные саперы могли уничтожить часть стены с помощью острых предметов (пик, мечей, копий) или даже молотков (Иез 26:8-9).
В армии Ашшурбанапала такие специалисты носили длинные кольчуги, покрывавшие их с головы до пят. При поздних ассирийских царях они надевали на спину круглые и прямоугольные щиты, когда шли проделывать брешь. Позже Ашшурбанапал полагался исключительно на саперов, когда брал укрепленные города. Для их защиты был изобретен громадный щит, изогнутая передняя часть которого прислонялась к стене, закрывая сапера от того, что могли кидать сверху. Взятие стен. Батальная сцена, высеченная в известняке в гробнице Анты в Дахаше, Верхний Египет (XXIV век до Р.Х.), — древнейшее известное нам изображение штурма. На нем египтяне по лестницам поднимаются на стены осажденного города. Ко временам Саргона толщина стен существенно увеличилась, что позволило строить более высокие укрепления, которые труднее было взять штурмом. Эти мощные и прочные стены также трудно было пробить тараном. Саргон и в особенности его преемник Ашшурбанапал стали строить более длинные лестницы, некоторые из них, судя по количеству перекладин, достигали длины 25-30 футов (7,6-9,1 м).
Подкоп. Подкоп под стену начинали рыть в таком месте, где нападающие были вне досягаемости вражеского оружия. Попав под землю, отряд подкопщиков уже был недосягаем для вражеского огня. Подкоп могли вести под покровом темноты, чтобы воспользоваться им на восходе солнца. Однако это был длительный процесс, требующий соответствующих навыков. Если защитники обнаруживали подкоп до завершения операции, они могли уничтожить подкопщиков сразу после их выхода на поверхность. Попытки проникнуть в город под стенами были характерны для осад железного века II. Это подтверждается изображениями, письменными документами и археологическими раскопками городов того периода и обнаруженными остатками подобных подкопов. Осада. Если укрепленный город располагался на высоком холме, захватить его могла помочь длительная осада. Окружив город и перерезав доступ помощи и продовольствия, атакующая армия могла уморить защитников голодом. Нападающая сторона терпела при этом минимальные потери. Успех предприятия зависел от способности блокировать подкрепление извне и воспрепятствовать вылазкам защитников. Обычно армия прибегала к осаде хорошо защищенных неприступных крепостей, которые трудно было взять силой. Ассирийцы осаждали Самарию целых три года (4Цар 18:9-10).
В условиях осады была изобретена катапульта — греческое артиллерийское орудие, сочетавшее в себе лук и пращу. Изначально катапульта была задумана как усиленный лук, установленный на подставке и используемый только для горящих стрел. Первым катапульту применил Димитрий I {в ист. лит.: Деметрий} около 400 г. до Р.Х. Возможно, он позаимствовал эту идею у карфагенских финикийцев. Со временем это орудие было доработано. Силу этому усовершенствованному орудию, крученой катапульте, давало множество туго закрученных полос эластичного материала, часто женских волос, которые были скреплены узлом, а потом внезапно освобождались. Катапульта могла стрелять стрелами, крупными камнями или корзинами с горючей смесью на расстояние 200 ярдов (182,9 м); с ее помощью можно было очистить стену от защитников, после чего пробить ее тараном или высадить на нее отряд для штурма. Для осажденных основной проблемой был запас воды и пищи. В библейском рассказе об осаде Самарии сирийским царем Венададом в дни пророка Елисея подчеркивается ужас голода. Женщины были вынуждены есть собственных детей (4Цар 6:26-29).
Осаждающая армия делала все, чтобы отягчить положение осажденных. На одном из барельефов, где изображена осада Ашшурбанапала II, защитник спускает со стены корзину, чтобы наполнить ее водой из ручья, находящегося внизу; ассирийский же воин перерезает веревку своим кинжалом. Военные хитрости. Использовались разнообразные хитрости и тактические уловки, чтобы выманить защитников из города или проникнуть в него. Небольшой отряд, хитростью проникший в город, мог убрать стражу и открыть ворота нападающей армии. Если враги входили в город, укрепления больше не играли особой роли. Более того, если укрепления прорывались хотя бы в одном месте, это сокрушало всю систему защиты. Вероятно, самая знаменитая военная хитрость, которая помогла сокрушить сильную крепость, — это история про троянского коня. В библейском рассказе об осаде Самарии Венададом внезапное снятие осады побудило Иорама, царя Израиля, заподозрить в этом какую-то хитрость. Он отказался верить рассказу четырех прокаженных о том, что сирийцы ушли, оставив большие запасы продовольствия (4Цар 7:12).
Такую же тактику применил Иисус Навин при осаде Гая (Нав 8:3-8).
В других случаях мощные армии пытались сломить дух защитников психологическими приемами, как в случае неудачной попытки Сеннахирима взять Иерусалим во времена Езекии (4Цар 18-19).
Диалог между ассирийским полководцем и Езекией показывает, что ассирийцы пытались подорвать веру защитников города. Засада — это тактический прием, который использовался, чтобы захватить врага врасплох, нанести ему неожиданный удар. Ее эффективность целиком зависела от фактора неожиданности. Проведя хорошую разведку и изучив местность, небольшой отряд под покровом темноты мог затаиться в укрытии, внезапно атаковать и победить превосходящего его по численности противника. Засада была распространенным методом ведения боевых действий в период покорения Ханаана. Падение Гая, например, было результатом нападения из засады (Нав 8:1-23).
Иисус Навин смог под покровом темноты провести большой отряд к городу и спрятать его там. Потом остальная армия Израиля расположилась в долине, к северу от крепости, имитируя приготовления к штурму. Основные силы защитников Гая вышли из города, чтобы встретить войско Израиля на равнине Арава. Израильтяне отступили, делая вид, что терпят поражение, и оставшиеся защитники города были вынуждены преследовать армию Иисуса Навина. Город остался беззащитным, и тогда основные силы Израильтян вышли из засады, ворвались в него и подожгли. Когда жители Гая увидели дым и поняли, что случилось, было слишком поздно. Армия Иисуса Навина, развернувшись, атаковала преследователей с тыла, и те оказались зажатыми между двумя отрядами Израильтян. Они были окружены, а царь Гая — убит, пав жертвой военной хитрости. Укрепления и оборона. Древнейшее укрепление из известных в мире, относящееся примерно к 7000 г. до Р.Х., было обнаружено в 1954 г. в Иерихоне. Его замысел и устройство впечатляют. Сердцем оборонительной системы была стена, проходившая по западной границе древнего города и достигавшая высоты 21 фута (6,4 м).
При дальнейших раскопках был найден широкий ров, высеченный в сплошной скале у подножия стены, шириной 27 футов (8,2 м) и глубиной 9 футов (2,7 м).
Совершенной загадкой остается, как это было сделано в то время, когда существовали лишь каменные орудия труда. Третьим компонентом оборонительной системы Иерихона была гигантская круглая каменная башня высотой 30 футов (9,1 м), очевидно, внутренней стороной примыкавшая к западной стене. Точное название этой башни не определено, но Иерихон периода неолита является древнейшим образцом крепости, защищенной стеной, башней и рвом. К середине бронзового века стандартная оборонительная система состояла из четырех компонентов: рва, внешней стены, внутренней стены и хорошо защищенных ворот. Ров, внешняя стена и дополнительные укрепления располагались на крутом склоне, а нижняя часть внутренней стены имела такую конструкцию, чтобы нельзя было пробить брешь с помощью тарана. Городские стены. Возведенная для защиты от неприятеля простая стена могла остановить его продвижение только временно, потому что ее можно было взять приступом или проломить. Поэтому на стенах было место для защитников, отражавших нападение. Система крепостных стен состояла из трех основных компонентов: собственно стены, создававшей преграду; надстройки, на которой стояли защитники и которая укрывала их; и ряда преград или ловушек перед стеной, мешавших действиям лучников противника и тарана. Зубцы — это парапет вдоль верхней кромки стены, который обеспечивал защитникам некоторую безопасность и свободу передвижений; он имел отверстия для ведения огня. На расстоянии это выглядело как ряд зубцов с промежутками между ними. Зубцы создавали защитный барьер от вражеских стрел. Промежутки, называемые амбразурами, представляли собой отверстия, через которые могли стрелять защитники. Из наружной стены выступали специальные башни, на расстоянии не более двух полетов стрелы друг от друга. Эти башни позволяли защитникам стрелять в тех, кому удавалось взобраться на стену. Одним из способов обороны основной стены было сооружение внешней стены; всякие попытки пробить ее или взять приступом сопровождались сильным огнем защитников основной стены. Выкапывали также глубокий и широкий ров вокруг основной стены. Ров мешал врагам воспользоваться стенобитными орудиями; для этого нужно было построить мост через ров или засыпать его, что также можно было сделать лишь под ожесточенным огнем защитников. Казематы, появившиеся в середине бронзового века, делались внутри двойных стен, сложенных из шлифованных камней. Промежуток между стенами стали делить на помещения, или казематы, использовавшиеся как хранилища или как жилые помещения. Хеттская система казематов, проникшая в Палестину еще во времена Саула, широко применялась в Сирии и Палестине. Типичные казематы были найдены в Гиве, где находилась крепость Саула, их датируют концом XI века до Р.Х. Общая толщина двойной стены, включая казематы, равнялась 15 футов (4,6 м).
Такую же конструкцию обнаружили при раскопках трех городов Соломона — Асора, Газера и Мегиддо (см. 3Цар 9:15), — где общая толщина стен с казематами составляет 18 футов (5,5 м).
Хотя царства Израиля и Иудеи не были знамениты своими оборонительными сооружениями, ряд царей работал над усовершенствованием укреплений и средств обороны. Озия в особенности славился своими достижениями в деле обороны. Помимо прочих мер, он «сделал в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней» (2Пар 26:15).
Это были специальные оборонительные устройства, облегчавшие задачу лучников и позволявшие бросать тяжелые камни на головы нападающих. Ворота. Ворота укрепленного города неизбежно привлекали к себе внимание осаждавших. Поэтому укреплять их следовало очень тщательно. Дорога, которая вела к городу на холме, петляла по склону то влево, то вправо. Обычно эти дороги прокладывали так, чтобы к воротам приходилось подходить справа. Так атакующие были обращены к защитникам на стене правым боком. Правый бок был более уязвимым, потому что щит носили в левой руке. Тяжелые деревянные створки ворот обычно обивали металлом, чтобы их не подожгли. Кроме того, у ворот, достаточно широких для того, чтобы сквозь них могла проезжать колесница, обычно делали две створки, и место стыка этих створок было очень уязвимым местом. Поэтому двустворчатые ворота крепили громадными болтами и снабжали тяжелым, проходящим по всей ширине обеих створок засовом, который прочно крепился в петли на косяках ворот. Другим защитным элементом ворот были башни, которые стояли по обе стороны от них, выдаваясь из стены. Вражеские солдаты, пытаясь пробить ворота или поджечь их, оказывались под боковым огнем защитников. Еще над воротами была площадка, с которой вели огонь защитники. Такие вспомогательные элементы укреплений превращали ворота в маленькую крепость. Внутренняя крепость. Основным стратегическим недостатком городских стен и ворот была их большая протяженность. Город среднего размера по периметру тянулся на полмили (0,8 км), крупный город — более чем на милю (1,6 км).
Всю эту стену следовало оберегать от таранов, подкопов и штурма. Атакующие использовали разные тактические приемы, чтобы заставить защитников рассеяться по всему периметру, после чего концентрировали все усилия на одном участке стены. Как только стена оказывалась пробитой, прочие укрепления уже были не нужны. В результате горожане начали возводить внутренние стены, делившие город на секторы, способные самостоятельно защищаться. В самом высоком месте города ставилась также крепостная башня — как самодостаточная единица обороны. Древнейшие примеры таких оборонительных сооружений, называемых мигдолами, относятся к концу бронзового века. Сначала это были маленькие крепости, защищавшие важные стратегические точки — источники воды, важные дороги, возделанные земли или границы. Мигдол такого типа был найден в Израиле, недалеко от Азота, в 1960 г. Это квадратное двухэтажное строение с прямоугольными бастионами, подобное сооружениям на египетских барельефах того же периода. По такому же плану строились укрепленные храмы внутри городов. Эти храмы служили убежищем для защитников, если нападавшим удавалось проломить стены (см. Суд 9:45-51).
Позднее внутренняя крепость могла представлять собой комплекс из дворца правителя, жилищ основных чиновников, а иногда и храма. Такие крепости напоминали укрепленные города, у них была основная стена, ворота и внутренняя стена, крепость мог окружать ров. В таких небольших и хорошо укрепленных цитаделях правитель и оставшиеся в живых жители могли держать оборону до последнего. Предположительно, Замврий мог бы долго удерживать крепость Фирцы от Амврия, если бы не совершил самоубийство (3Цар 16:17-18).
Запас воды во время осады. Если жители города не имели возможности запастись водой и пищей для длительной осады, оборонительная система их не спасала. Некоторые цари Иудеи пытались решить проблемы провианта. Например, Ровоам укрепил ряд городов на восточной, западной и южной границах царства и сделал их хранилищами продуктов питания, оливкового масла и вина (2Пар 11:5-11).
Запастись пищей было проще, чем водой. Водоемы для сбора дождевой воды выручали лишь отчасти, потому что они часто пересыхали, в особенности в период засухи. Иногда города строились на берегах рек или водных потоков, и река становилась частью оборонительной системы. Но источник воды города, построенного на холме, мог находиться внизу, вне крепостных стен. Иногда устье источника блокировалось и его местонахождение скрывалось от врагов, в то время как горожане по-прежнему могли пользоваться им. В Мегиддо вертикальная шахта глубиной около 100 футов (274,3 м) была соединена с горизонтальным тоннелем около 200 футов (548,6 м) длиной, чтобы обеспечить доступ к источнику в западном конце города, под крепостной стеной. Эта работа была проделана во времена Соломона или Ахава. Мерами по снабжению Иерусалима водой на случай его осады больше всех прославился Езекия. Устроенное им инженерное достижение описывается во всех рассказах о его правлении, в том числе в Библии и в «Восхвалении знаменитых мужей» из второканонической Книги Сираха (4Цар 20:20; 2Пар 32:30; Сир 48:17).
Этим увековеченным в книгах подвигом было строительство подземного канала длиной 1800 футов (549 м), выбитого в сплошной скале и соединявшего источник Гион с водоемом в черте города. Сам Езекия рассказывает о том, как это было сделано, в знаменитой Силоамской надписи. Две группы рабочих, с молотами, отвесами и кирками, пошли друг другу навстречу с двух сторон. Группа, которая двигалась от источника, смогла воспользоваться остатками старого тоннеля (Ис 22:11).
Они взяли направление на юг. Другая группа двигалась от водоема в северо-восточном направлении. Потом они повернули и шли на юго-восток, пока не достигли линии север-юг, по которой двигалась группа, копавшая от источника. Тогда они повернули строго на север и встретились со второй группой. Группы чуть не разминулись, когда были на расстоянии примерно 5 футов (1,5 м) друг от друга, но, к счастью, через расщелину услышали стук кирок и крики. Тогда те и другие, резко повернув, пошли навстречу, и тоннель был завершен. Строительство этого тоннеля, предусмотрительно предпринятое Езекией до вторжения Сеннахирима в Иудею, объясняет, почему, несмотря на длительную осаду, ассирийцы не смогли вынудить Иерусалим сдаться, в отличие от Саргона, которому несколько ранее эта тактика помогла взять Самарию. Организация армии у евреев. Колена как основа военной организации. В момент исхода из Египта армия Израиля делилась на колена. Их боевой порядок во время похода по пустыне лег в основу военной организации у евреев. После стоянки у горы Синай 12 колен были поделены на отряды и соответственно появились определенные воинские единицы. «Военачальники» командовали отрядами в 1000 или 100 человек (Чис 31:14), а значит, армия делилась на группы, количество людей в которых было кратным десяти. Позже мы встречаем упоминания об отрядах в 1000 человек (дивизия), 100 человек (рота), 50 (взвод) и 10 (отделение).
Помимо левитов, которые отвечали за скинию (Чис 2:33), все мужчины старше 20 лет, способные сражаться, входили в состав армии Израиля. Но некоторые освобождались от военной службы (Втор 20:5-9; Втор 24:5; Суд 7:3).
Пока не был захвачен Ханаан, армия Израиля по сути представляла собой ополчение, бравшее в руки оружие в случае необходимости. Формирование этого ополчения было обязанностью колена; каждый род или семейство посылали определенное количество воинов, когда вожди колена объявляли мобилизацию. Так как основной ячейкой Израильского общества был род, рекруты шли в бой под командованием своих собственных вождей. Например, братья Давида служили в отряде воинов своего рода под командованием тысяченачальника (1Цар 17:18; 1Цар 18:13).
Когда необходимость в сражениях отпадала, ополчение распускалось и воины возвращались домой. Так как земля была поделена между коленами, ни один вождь до Саула ни разу не становился во главе всего союза колен (1Цар 11:1-11).
Фактически соперничество колен и их зависть друг к другу угрожали национальной солидарности и даже в критический момент не позволяли им действовать сообща. Но иногда, если создавалось угрожающее положение, несколько колен объединяли свои усилия. Эти объединенные армии делились на отряды в 1000, 100 и 50 человек, а далее — на семейства под командованием назначенных военачальников. О том, что деление было именно таким, можно судить по вооружению (1Пар 12:24-38).
Колено Вениамина специализировалось на использовании лука и пращи. Колена Гада, Иуды и Неффалима предпочитали копье и щит. Каждое колено само обеспечивало свою армию провиантом (Суд 20:9-10).
Один из десяти солдат должен был добывать пищу себе и остальным, получая провиант у богатых землевладельцев (1Цар 25) или используя плоды земли. На этом раннем этапе военной организации плата солдата обычно состояла только из пропитания и положенной ему доли военной добычи (1Цар 30:21-25).
Профессиональная армия. До времен единой монархии Израиль не имел регулярной армии. Переход от народного ополчения к профессиональной армии произошел при Сауле, когда союз колен превратился в царство (1Цар 13:2).
Нападение филистимлян на Израиль побудило Израильтян создать мощную постоянную армию. Но она не была велика; в нее входило всего 3000 человек, три отряда по 1000 человек каждый (1Цар 13:2; 1Цар 24:2).
Иногда этим солдатам платили землями (1Цар 8:14), иногда — долей добычи. Особую роль в организации армии Саула сыграли Авенир, Давид и Ионафан. Авенир был военачальником армии (1Цар.17:55) и, вероятно, командовал также одним из отрядов. Знаменитый отряд Давида, 30 великих воинов, составил ядро его собственной военной организации, когда он стал царем. Давид продолжил формирование профессиональной армии. Но он создал также народное ополчение из 12 отрядов, каждый из которых созывался на один месяц в году и состоял под командованием профессиональных военачальников (1Пар 27:1-15).
Каждый отряд, набиравшийся из разных колен, включал в себя 24 000 человек. Новшество Давида позволило ему располагать большими резервными силами, которые могли быть созваны в случае необходимости. Резервы, как, предположительно, и профессиональная армия, делились на отряды в 1000, 100, 50 и 10 человек. Иоав, специалист по осадам (2Цар 20:15), командовал профессиональной армией, а Амесай — народным ополчением. Главнокомандующим армии оставался сам Давид. Израильтяне в профессиональной армии царя Давида были отрядом, выросшим из небольшой группы воинов, служивших с ним в период его конфликта с Саулом. Эта группа ветеранов состояла из родственников и сопле менников Давида, а также людей, испытавших на себе притеснения от властей Саула (1Цар 22:1-2).
Этот отряд состоял из 400-600 человек (1Цар 22:2; 1Цар 23:13; 1Цар 27:2).
Совершенно ясно, что в армии Давида служили также наемники. Урия Хеттеянин и Еффей Гефянин — выдающиеся примеры таких наемников, наряду с многими другими воинами филистимского происхождения, в частности хелефеями и фелефеями под командованием Ваней (2Цар 8:18; 2Цар 15:19-22; 2Цар 23:22-2
3).
Династия Давида Содержала Постоянную Армию Наемников До 701 Г. До Р.Х., Пока Цари Не Сочли, Что Она Обходится Слишком Дорого. Дорогостоящая Профессиональная Армия, Высокие Налоги и Принудительные Работы Стали Основными Факторами, Приведшими К Распаду Монархии После Смерти Соломона (3Цар 10:26-29; 3Цар 12:4-19).
После Вторжения Сеннахирима В 701 Г. До Р.Х. Южное Царство, Иудея, Целиком Полагалось На Народное Ополчение Для Своей Защиты. Обычно Считается, Что В Северном Царстве, Израиле, Не Было Профессиональной Армии, И, Очевидно, Царь Ахав Использовал Наемников, Когда Оборонялся От Вторжения Венадада Сирийского (3Цар 20:15-20).
Смотрите также: Оружие