Смотрите: Шаллехет; ворота, воскресение (resurrection) Акт воскресения из мертвых, который упоминается в Библии в разных контекстах:
(1) он относится к чудесным физическим воскрешениям мертвых, например, когда Илия воскресил мальчика (3Цар 17:8-24), Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар 4:18-37), Иисус воскресил дочь Иаира (Мк 5:35-43) и Лазаря (Ин 11:17-44), Петр воскресил Тавифу (Деян 9:36-42), а Павел — Евтиха (Деян 20:9-12).
Ничего не говорится о том, что эти воскрешения могут спасти человека от смерти в будущем.
(2) Наиболее часто это понятие связано с воскресением Иисуса Христа.
(3) Оно относится также к эсхатологическому воскрешению человечества в последние времена, для наказания или вознаграждения (Ин 5:29; Откр 20:5-6). Подразделы статьиВоскресение в Ветхом Завете и иудаизме
Воскресение Иисуса Христа
Рассказы о воскресении
Значение воскресения Христа
Воскресение вообще
Воскресение и гностицизм Воскресение в Ветхом Завете и иудаизме. Понятие воскресения для вечной жизни развивалось в Израиле медленно. Понятия жизни и смерти были прежде всего связаны с физическим существованием в этом мире. Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания «мертвецов» или теней (Ис 14:9), месте безнадежности (2Цар 12:23; Иов 7:9-10).
Трагедия пребывания в шеоле заключалась в том, что человек был оторван от общения с Богом. На этом этапе развития иудейской веры надежды на воскресение было мало (Пс 6:5-6; Пс 87:11-13).
Но, несмотря на такую безнадежность, связанную с личным будущим человека, у Израиля выработалась верность Богу. Несмотря на то что будущее неясно, Иов восклицает в отчаянии: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14:14).
Хотя Иов на первый взгляд стремился к недосягаемому, в неясном отрывке Иова 19:25-26 может быть выражена вера в реальное воскресение, исходящее от живого Искупителя (go’el).
Хотя некоторые исследователи утверждают, что в Ос 6:1-3 говорится о воскресении, скорее всего Израиль воспринимал эти слова как обещание постоянной заботы Бога, несмотря на поражение от руки врагов. Трудно сказать, считал ли Павел слова Осии о третьем дне упоминанием об Иисусе. Этот отрывок, как и текст о сухих костях у Иезекииля (Иез 37), в первую очередь дает Израилю надежду перед лицом поражения. Но слова Осии могут свидетельствовать и о развитии в Израиле представления о том, что со смертью существование человека не заканчивается. В Дан 12:2, без сомнения, имеется в виду воскресение мертвых. В самом деле, в тексте объявляется о двух сторонах воскресения иудеев: одни воскреснут для вечной жизни, другие — для вечного осуждения. Но из этих слов нельзя сделать вывод о воскресении всех людей. В период между двумя заветами понятие воскресения стало более четким. Саддукеи, являвшиеся консервативными богословами, не хотели иметь ничего общего с новой идеей воскресения и загробной жизни. Они продолжали утверждать, что в писаниях Моисея воскресение не упоминается, что жизнь ограничивается земной жизнью и что надежды на будущее связаны только с потомством человека (Сир 46:11-12).
Шеол, место пребывания мертвых, лишает возможности общения с Богом, существование там отмечено безнадежностью. Мнение саддукеев о воскресении хорошо известно христианам благодаря беседе Иисуса с саддукеями: они пытались поймать Его в ловушку, задав вопрос о жене семерых братьев. Иисус опроверг их представление о воскресении, о Боге и о Писании (Мк 12:18-27).
Фарисеи, так же как ессеи и представители Кумранской секты, верили в воскресение. О двух сторонах воскресения говорится в знаменитых эсхатологических отрывках 2 Ездры 7 и Апокалипсиса Варуха 50-51. Оба текста, должно быть, созданы уже в I веке по Р.Х. В Притчах 1 Еноха говорится, что праведные иудеи должны надеяться на воскресение, но грешникам оно не будет даровано (1Ен. 1:46,51,62).
Но в других местах Еноха есть намек на то, что некоторые грешники могут воскреснуть, чтобы предстать перед судом (1Ен. 1:22,67,90).
Воскресение праведников в этих текстах обычно связывается с духовным телом, но во 2Мак 7:14 и далее представлено, по-видимому, менее распространенное мнение о теле более физическом. Аскеты Кумрана надеялись на воскресение в великий день Господа. Хотя в иудаизме постепенно развивалось представление об эсхатологическом дне воскресения и суда, в нем нигде ничего не говорится о воскресении Мессии. Эта идея возникла только после реального исторического пришествия Иисуса. Воскресение Иисуса Христа. Воскресение Христа — центральное понятие христианства. Для Павла воскресение было так важно, что он считал и свои проповеди, и свою веру основанными на реальности данного факта. Он считал, что христианство без воскресения было бы пустым и бессмысленным (1Кор 15:12-19).
В самом деле, воскресение для него было откровением о Божьем могуществе в Иисусе (Рим 1:4).
Воскресение Христа — понятие, на котором основаны и другие понятия НЗ. Возрождение живой надежды связано с воскресением (1Пет 1:3).
На нем основаны свидетельство о Боге и общение с Ним, потому что живого Господа видели, до Него дотрагивались (1Ин 1:1-4).
Это — основополагающий тезис апостольства и служения (Деян 1:21-25).
Евангелие вряд ли можно было бы назвать Благой Вестью, если бы оно не завершалось воскресением Христа. Воскресение Христа — прототип воскресения всех верующих, которое произойдет, когда Христос вернется. Рассказы о воскресении. Так как воскресение Иисуса Христа — самое важное положение христианства, о нем велось много споров. Часто ученые отмечали разночтения в рассказах о нем. Сколько женщин было у гробницы? Был ли возле нее один (Матфей; Марк) или два (Лука; Иоанн) ангела? Женщины пришли, чтобы умастить тело (Марк; Лука) или чтобы посмотреть на гробницу (Матфей)? Женщины никому ничего не сказали из страха (Марк) или рассказали все ученикам (Матфей)? Каков был порядок явлений, имели они место в Иерусалиме (Лука; Ин 20), в Галилее (Матфей; Ин 21) или и там, и там? Можно ли соотнести между собой эти явления? Каким было тело Иисуса? Эти и многие другие вопросы возникают у современных ученых. Многие из этих проблем волновали и исследователей прошлого. Татиан во II веке пытался разрешить их в своем труде Diatessaron (согласование евангелий), надеясь, что христиане примут его произведение как лишенную разногласий замену евангелий. Хотя христианам понравилось предложенное им согласование, Ьни продолжили преданно копировать евангелия, потому что верили в их богодухновенность, в то, что они — могущественное свидетельство Бога о Его Сыне. Сегодня многие по-прежнему стремятся согласовать данные евангелий и детально разрешить исторические проблемы, но обычно это делается в ущерб уникальности каждого свидетельства. Другие делают акцент на различиях и рассуждают о построении каждого из евангелий, и тогда факт воскресения обычно теряется в подробностях произведений, созданных людьми. Обе эти попытки призваны разными путями защитить содержание веры и здравый смысл. Пустая гробница. По поводу пустой гробницы было изобретено множество объяснений. Некоторые исследователи утверждали, что тело выкрали ученики (о чем говорится уже в Мф 28:13), но тогда непонятно, как на основании этого обмана могла возникнуть церковь. Другие говорят, что тело выкрали иудеи или что ученики заглянули не в ту гробницу, но тогда этим вскоре воспользовались бы враги христиан. Есть также версия, что Иисус был в коме и очнулся от холода внутри гробницы, но и это вряд ли объяснило бы могущество христианской церкви. Все эти попытки рационального объяснения основаны на предубеждении тех, кто считает, что на самом деле Иисус не воскресал. Несмотря на отдельные расхождения, авторы евангелий используют в своих историях воскресения много общего материала; к тому же, они сами воздерживаются от того, чтобы называть пустую гробницу основанием для веры в воскресение. За исключением слов в Ин 20:8, пустая гробница вызвала изумление и страх. Многим весть об этом казалась пустой выдумкой (Лк 24:11).
Вера возникла не вследствие рассказов о пустой гробнице, а вследствие явлений Иисуса после воскресения. Явления. В отличие от рассказов о гробнице, материал о явлениях разноречив. Но эти явления побудили людей поверить в невероятное. Такой враг христиан, как Павел, превратился в ревностного апостола (Деян 9:1-22; 1Кор 15:8).
Боязливый рыбак Петр оставил свои сети (Ин 21).
Сомневающийся Фома произнес величайшее христианское признание, назвав Иисуса «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:24-28).
Два усталых странника, шедших в Еммаус, с новым рвением вернулись в Иерусалим и поделились со всеми новостью о встрече с воскресшим Иисусом (Лк 24:13-35).
Ученые ведут споры по поводу природы этих явлений. На основании списка явлений у Павла (1Кор 15:5-8) некоторые из них утверждают, что все явления имели одну и ту же природу, а так как явление Павлу на дороге в Дамаск, описанное в Деяниях, представляется духовным (Деян 9:1-9; Деян 22:6-11; Деян 26:12-19), то и все остальные тоже, должно быть, были такими же. Слова о том, что до воскресшего Иисуса можно было дотронуться (Лк 24:41-43), отвергались как поздние добавления к более раннему преданию, согласно которому Иисуса только видели. Такие рассуждения основаны на предположении о невозможности телесного воскресения. Другая теория строится на противопоставлении исторического Иисуса и Христа веры. Согласно этой точке зрения, воскресение следует рассматривать не как исторический факт, но как опыт, связанный с верой апостолов. Однако в свидетельствах о воскресении Иисуса утверждается, что это событие было вполне историческим и осязаемым. Значение воскресения Христа. В Библии несколько раз рассказывается о воскресениях людей. Илия воскресил сына вдовы, Иисус — другого сына вдовы и Лазаря. Но возвращение к жизни в этих случаях — не то же самое, что воскресение Христа. Они воскресли лишь для того, чтобы снова умереть; Он воскрес для жизни вечной. Они все равно остались тленными; Он нетленен. Они воскресли в том же теле; Он воскрес в иной форме. Когда Господь воскрес, с Ним произошло несколько важных изменений. Он был прославлен, преображен и стал Духом. Все это произошло одновременно. В момент воскресения Он был прославлен (см. Лк 24:26).
В то же время Его тело преобразилось в Тело славы (Флп 3:21).
При этом — весьма таинственным образом — Он стал духом животворящим (1Кор 15:45).
До Своего распятия и воскресения Господь объявил: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:23-24).
Эти слова — прекрасная картина воскресения. Павел тоже использовал этот пример. Он сравнил славу воскресения с зерном, которое посеяно в смерти и дает всходы жизни. Павел отвечает с помощью этого примера на два вопроса коринфян о воскресении:
(1) Как воскресают мертвые? и
(2) Каким телом они обладают? (1Кор 15:35).
На первый вопрос Павел ответил: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор 15:36).
Это в точности то же самое, что Господь говорит в Ин 12:24, и одно высказывание дополняет другое. Зерно должно умереть, чтобы дать росток. Павел в большей степени отвечает на второй вопрос; и Дух внушает ему замечательные слова, открывающие эту тайну. Павел говорит, что тело воскресения отличается по форме от того, что было посеяно. Посредством органического процесса одно зерно превращается в целый колос зерен. По сути своей зерно и колос — одно и то же, просто второе выросло из первого. Короче говоря, колос — это зерно в славе, прославленное зерно. Это показывает, что тело Иисуса после воскресения отличалось от Его похороненного тела. В смерти оно было посеяно в тлении, бесчестии и слабости; в воскресении взошло, в нетленной, славной и могущественной форме. Природное тело Иисуса, Которое Он получил при воплощении, стало духовным телом, и в то же время Христос стал «духом животворящим». В этом новом духовном бытии Христос, как Дух и посредством Святого Духа, может одновременно пребывать в миллионах верующих. До воскресения Иисус был ограничен Своим смертным телом; после воскресения Иисус мог предстать перед любым из верующих без ограничений. До воскресения Христос мог пребывать только среди верующих в Него; после воскресения Он может пребывать внутри верующих. Так как посредством воскресения Христос стал духом, те, в ком Он пребывает, могут познать Его. Дух Христа делает Христа реальным и познаваемым для нас. Господь Иисус вошел в новое качественное существование, когда воскрес из мертвых, потому что был прославлен и одновременно стал духом — греческое pneúma. По-видимому, когда Он воскрес, пребывающий в Нем Дух так пропитал Его тело, что оно стало по сути едино с Духом. Недавние исследования в области пневматологии (изучения Духа) показывают, что воскресший Христос и Дух были объединены посредством воскресения Христа. Уильям Миллиган, автор лучшего из классических английских трудов о воскресении, утверждает, что воскресший Христос есть Дух. В этом труде, озаглавленном «Воскресение Господа нашего», он пишет: Состояние нашего Господа после воскресения Его рассматривалось авторами священных писаний как по сути состояние духа (pneúma).
Это не значит, что Господь наш не имел тела, потому что Писание постоянно учит, что тело у Него было; но глубочайшей, основной особенностью Его состояния, пронизывающего даже Его тело и полностью гармонизирующего его с Его духом, была pneúma. Иначе говоря, мы предлагаем вам задаться вопросом, не используется ли слово pneúma в Новом Завете как краткое описание того, чем стал наш Господь после Своего воскресения, в отличие от того, кем Он был в дни Своего унижения на земле. Далее Миллиган показывает, что в нескольких отрывках Писания подтверждается, что Христос есть Дух. Он цитирует 1Кор 6:17, чтобы показать: верующий, объединившийся с воскресшим Господом, должен присоединиться к Нему в духе, так как единый с Господом назван «одним духом» с Ним. Он использует 2Кор 3:17-18, доказывая, что Господь, Который есть Дух, — воскресший Христос. Он цитирует также 1Тим 3:16; Рим 1:3-4 и Евр 9:14, чтобы доказать, что Господь есть дух. Читая последние главы евангелий, мы понимаем, что после воскресения с Господом нашим произошли большие изменения. Войдя в славу, Он вошел в совершенно иное качество жизни. Он мог быть то видимым, то невидимым (Лк 24:31).
Он не был скован пространственными и, возможно, даже временными ограничениями. Рано утром в день воскресения Он говорил с Марией Магдалиной в саду (Ин 20:11-17), потом — с другими женщинами (Мф 28:9).
Потом Он вознесся к Своему Отцу (Ин 20:17).
После этого Он явился Петру, который вернулся домой (Ин 20:10; Лк 24:34).
Во второй половине того же дня Он совершил семимильное (11,3 км) путешествие с двумя учениками в Еммаус (Лк 24:13-33), после чего явился ученикам, которые собрались в запертой комнате где-то в Иерусалиме (Лк 24:33-48; Ин 20:19-23).
Практически невозможно установить хронологический порядок этих событий. То, что совершил Иисус, невозможно для человека. Как Он мог явиться в стольких местах за один день? Мы можем лишь сказать, что воскресение вывело Его на иной уровень существования. Как Дух, обладающий притом и телом — телом славы, — Он больше не был ограничен временем и пространством. Посредством воскресения Иисус обрел новую форму (см. Мк 16:12).
Что касается Его личности, то она оставалась прежней; Иисус, Который ходил по Галилее и был распят на Голгофе, был Тем же Самым Иисусом, Который воскрес. Его личность не изменилась — и не изменится; она неизменна. Но Его форма изменилась; теперь Он — животворящий Дух. Как таковой Христос может пребывать во всех верующих в Него. Понятия воскресения и рождения свыше в Писании тесно связаны — как неразрывно связаны распятие и искупление. Как искупление не было бы возможно без распятия Христа, так и рождение свыше не было бы возможно без Его воскресения. В Писании ясно сказано, что мы были рождены свыше через воскресение Христа (1Пет 1:23).