(Reward) Вознаграждение за добро или отмщение за зло; чаще предполагает некое благо в награду за добродетельное поведение. Добро вознаграждается, а зло наказывается, так что речь идет об этической ответственности человека. Родственные термины, такие как «плата», «награда», «отмщение» или «возмездие», входят в состав более общего понятия. В самом полном смысле слова воздаяние — это последствия отношений между людьми и Богом, Который вознаграждает их за повиновение или карает за неповиновение, от последствий поступков в этой жизни до божественного воздаяния в жизни грядущей. Для греков и евреев понятие воздаяния сочеталось с представлениями о совокупной цельности любого действия, его завершенностью и единством. Логическим завершением любой работы для человека выступала плата за нее, и, по аналогии, считалось, что любой поступок ведет к определенным результатам, будь то награда или наказание. Когда награда называется «платой», это напоминает нам о коммерческих сделках. Так, Павел говорит: «Возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23).
Имеется в виду, что воздаяние равнозначно поступку. Библейское понятие воздаяния одновременно этическое и религиозное. Завет, который Бог заключил с Израилем, свидетельствует о любящей заботе Бога; в нем Израилю обещались определенные блага при условии их повиновения Божьим заповедям. Неповиновение было нарушением завета и привело бы к несчастьям и смерти. Во Втор 28 определены благословения, которые влекло за собой повиновение, и национальные катастрофы, которые постигли бы Израиль в случае несоблюдения им того, что праведно и благо в глазах Господа (см. также Лев 26).
Во время блужданий по пустыне неповиновение народа и его вождей навлекло на них страдания и смерть. История судей и царей была написана с особым вниманием к теме наград за верность и наказаний за грех и идолопоклонство. Земные победы и благополучие страны зависели от послушания и верности Господу (Нав 1:7-9; Суд 2).
Награда и наказание не всегда происходили по четкому образцу. Иудеи верили, что Бог будет милостивым, всепрощающим Богом. Прощение предполагало освобождение от платы за грех. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:10).
Автор Екклесиаста обнаружил, что в жизни все не расписано по правилам и что воздаяния за грех может не произойти при жизни человека. Несколько циничная нота возникает в Библии, когда праведные страдают, а грешники процветают. Друзья Иова считали, что он страдает из-за какого-то тайного греха. Иов утверждал, что невиновен, и для него ответ лежал за пределами строгого образца: награда за праведность и наказание за грех. В результате Иов был вознагражден за свое благочестие. В дни Иисуса иудаизм существенно изменился. Юридическая система судей была заменена на римский закон. Но иудеи без колебаний признавали значение добрых дел и призывали людей накапливать заслуги, на основании которых Бог благословит их (Тов 4:7-10; Сир 51:30).
Фарисеи считали, что неукоснительное и сознательное соблюдение закона обязует Бога воздать им за их благочестие. человек, который делал много добрых дел, мог ожидать Божьей награды, а каждое прегрешение приближало его к расплате за зло. То, что не воздастся при жизни, станет частью будущей награды. В Своем учении Иисус также говорил о воздаянии, в особенности в Нагорной проповеди (Мф 5-7).
Заповеди блаженства гласят, что благословение Бога может ожидать всех людей, которые наделены определенными моральными качествами (Мф 5:1-12).
Тот, кто ждет похвалы от других людей, заслужит только ее и ничего больше, но тот, кто желает угодить Богу, будет награжден Богом (Мф 6:1,4,6,18).
Однако Иисус четко объяснил Свои слова, рассказав притчу о работниках (Мф 20:1-16).
Каждому из них было уплачено одинаковое количество денег, независимо от проработанного времени. Иисус призвал нас трудиться не за награду. Говоря о добром пастыре, Он противопоставил пастыря, который готов отдать жизнь за своих овец, тому, кто работает только за плату (Ин 10:11-14).
Слуга, который ограничился выполнением своих обязанностей, не получил награды (Лк 17:9-10).
Начиная с произведений Павла, идея воздаяния, в особенности связанная со спасением, рассматривается в совершенно ином свете. Спасение больше не считается результатом того, что человек сделал в жизни больше добра, чем зла. Спасение — это акт божественной милости, которую невозможно заслужить (Рим 4:4-5).
Спасение не заслуживают, его дарует любящий благодетельный Бог. Но идея воздаяния тоже осталась. За добрые дела, совершенные после спасения, человек получает награду. В 1Кор 3:8-14 говорится, что качество деяний человека будет рассмотрено и вознаграждено, однако спасение не зависит от добрых дел. Но добрые дела играют важную роль для определения судьбы человека в вечности (Кол 3:24; Откр 14:13).
Смотрите также: венец; суд.
Имеется в виду, что воздаяние равнозначно поступку. Библейское понятие воздаяния одновременно этическое и религиозное. Завет, который Бог заключил с Израилем, свидетельствует о любящей заботе Бога; в нем Израилю обещались определенные блага при условии их повиновения Божьим заповедям. Неповиновение было нарушением завета и привело бы к несчастьям и смерти. Во Втор 28 определены благословения, которые влекло за собой повиновение, и национальные катастрофы, которые постигли бы Израиль в случае несоблюдения им того, что праведно и благо в глазах Господа (см. также Лев 26).
Во время блужданий по пустыне неповиновение народа и его вождей навлекло на них страдания и смерть. История судей и царей была написана с особым вниманием к теме наград за верность и наказаний за грех и идолопоклонство. Земные победы и благополучие страны зависели от послушания и верности Господу (Нав 1:7-9; Суд 2).
Награда и наказание не всегда происходили по четкому образцу. Иудеи верили, что Бог будет милостивым, всепрощающим Богом. Прощение предполагало освобождение от платы за грех. «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:10).
Автор Екклесиаста обнаружил, что в жизни все не расписано по правилам и что воздаяния за грех может не произойти при жизни человека. Несколько циничная нота возникает в Библии, когда праведные страдают, а грешники процветают. Друзья Иова считали, что он страдает из-за какого-то тайного греха. Иов утверждал, что невиновен, и для него ответ лежал за пределами строгого образца: награда за праведность и наказание за грех. В результате Иов был вознагражден за свое благочестие. В дни Иисуса иудаизм существенно изменился. Юридическая система судей была заменена на римский закон. Но иудеи без колебаний признавали значение добрых дел и призывали людей накапливать заслуги, на основании которых Бог благословит их (Тов 4:7-10; Сир 51:30).
Фарисеи считали, что неукоснительное и сознательное соблюдение закона обязует Бога воздать им за их благочестие. человек, который делал много добрых дел, мог ожидать Божьей награды, а каждое прегрешение приближало его к расплате за зло. То, что не воздастся при жизни, станет частью будущей награды. В Своем учении Иисус также говорил о воздаянии, в особенности в Нагорной проповеди (Мф 5-7).
Заповеди блаженства гласят, что благословение Бога может ожидать всех людей, которые наделены определенными моральными качествами (Мф 5:1-12).
Тот, кто ждет похвалы от других людей, заслужит только ее и ничего больше, но тот, кто желает угодить Богу, будет награжден Богом (Мф 6:1,4,6,18).
Однако Иисус четко объяснил Свои слова, рассказав притчу о работниках (Мф 20:1-16).
Каждому из них было уплачено одинаковое количество денег, независимо от проработанного времени. Иисус призвал нас трудиться не за награду. Говоря о добром пастыре, Он противопоставил пастыря, который готов отдать жизнь за своих овец, тому, кто работает только за плату (Ин 10:11-14).
Слуга, который ограничился выполнением своих обязанностей, не получил награды (Лк 17:9-10).
Начиная с произведений Павла, идея воздаяния, в особенности связанная со спасением, рассматривается в совершенно ином свете. Спасение больше не считается результатом того, что человек сделал в жизни больше добра, чем зла. Спасение — это акт божественной милости, которую невозможно заслужить (Рим 4:4-5).
Спасение не заслуживают, его дарует любящий благодетельный Бог. Но идея воздаяния тоже осталась. За добрые дела, совершенные после спасения, человек получает награду. В 1Кор 3:8-14 говорится, что качество деяний человека будет рассмотрено и вознаграждено, однако спасение не зависит от добрых дел. Но добрые дела играют важную роль для определения судьбы человека в вечности (Кол 3:24; Откр 14:13).
Смотрите также: венец; суд.