Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : анамелех

Анамелех [еврейское Анаммелех], наряду с Адрамелехом А. назван божеством Сепарваима (4Цар 17:31), жители которого приносили своих детей ему в жертву через сожжение (ср. почитание Молоха). Поскольку невозможно точно определить местонахождение Сепарваима, то остается невыясненным происхождение этого божества. Возможно, имеется в виду сир. богиня Анат, в честь которой названы некоторые города в Палестине (ср. Нав 19:38; Суд 1:33; Иер 1:1). Тогда это имя означало бы «Анат — царица», и А. оказалась бы божеством ж. р., супругой Адрамелеха.

Слово Анамелех найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Образ царя»(anammelech) Божество, связанное с Адрамелехом, которому поклонялись жители Сепарваима, переселенные ассирийцами в Самарию после 722 г. до Р.Х. Анамелех, скорее всего, является еврейским вариантом имени Ану-Мелек, что значит «Ану — царь». Ану — имя главного Бога ассирийцев, Бога небес. Поклонение сепарваимцев Самарии этому божеству включало в себя принесение в жертву детей (4Цар 17:31).

Неизвестно, присутствовали ли детские жертвоприношения в культе Ану еще в Сепарваиме, или же они появились после переселения в Ханаан.

Смотрите также: Месопотамия; Сирия.
Словарь собственных имен :

Анамелех (עֲנַמֶּלֶך; Ἀνημελέχ; Anamelech; А҆немеле́хъ): 4Цар.17:31. – Божество сепарваимцев, коему в Самарии, равно как и божеству Адрамелеху, приносили в жертву детей, сжигая их на огне. Касательно этимологии и значения этого имени представляются одни мнения, более или менее правдоподобные, но из которых трудно дать которому-либо преимущественное предпочтение пред другими. Так иные, обращая более внимания на окончание этого имени, на слово – мелех, и находя почитание Молоха как верховного некоего божества распространенным во всей передней Азии, где под этим именем преимущественно боготворили солнце, под Анамелфхом вообще разумеют один из видов божества Молоха, как представителя солнца. Другие, обращая более внимания на первую часть сложного этого имени, представляют частнейшие его объяснения. Так, производя имя Ана от עֲנַם־עָנֵם, то дают ему значение скалы, защиты, отсюда разумеют: скала или защита – Молох; то значение твердости, крепости, отсюда: крепкий царь; то – значение идола, статуи, отсюда идол царя. Другие, производя от персидского или халдейского עַנַם = стадо, почитают в нем покровителя стад, и в светилах небесных разумеют созвездие Цефея, который в восточной астрогнозии представляется в образе пастуха со стадом и называется звездой стад. Еще иные, производя от עַיַן и מֶלֶך = глаз Мелеха или Молоха, разумеют в солнечной системе звезду Сатурна. Еще иные, находя имя это составленным из Ану (Anu – имя Ассирийского некоего божества) и Мелех – царь, думают видеть в нем обоготворенного Ноя (Сн. Herz. X. р. 878). Имя это встречается только однажды. Сн. Ges р. 783. Fürst 2. р. 166. Keil и Del. на 4Цар. р. 316–317.

Словарь Вихлицкого :
(Бог Ану есть царь) (4Цар 17:31) — бог неба, главное сепарваимское божество, изображаемое на памятниках в виде человека, покрытого рыбьей чешуей. Ему, как и Молоху, в жертву сожигались дети.
Словарь Никифорова :
(4Цар 17:31) — одно из языческих идольских изображений Сепарваима, имевшее вид солнца. Это божество, как кажется, было подобным идолу Молоху и в честь его жители Сепарваима сжигали детей, принося их в жертву. В Свящ. Писании имя Анамелех встречается только однажды.
Словарь Нюстрема :
(4Цар 17:31). см. «Адрамелех 2».