Загрузка

Библейские словари

Словарь Брокгауза и Ефрона : антиохия

Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ

Была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности сев.-вост. гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины рим. храма, площадей, триумфальной арки Августа, рим. акведука:

1) основанная сир. властителем Селевком I Никатором (312–280 гг. до Р.Х.) и названная в честь его отца, А. в 189 г. до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 г. до Р.Х. стала столицей рим. провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения явл. греч. — международный язык в вост. части империи. В 11 г. до Р.Х. город превратился в рим. колонию — место поселения солдат-ветеранов;

2) являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно располож. на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, А. привлекала к себе многочисл. иуд. торговцев, которые построили здесь синагогу. кроме того, в городе размещалось множество гражданских и воен. учреждений;

3) А. была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху имп. Октавиана (первого носителя титула Август, 31 г. до Р.Х. — 14 г. по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;

4) Павел и Варнава впервые посетили А. во время своего первого миссионерского путешествия (ок. 48 г. по Р.Х.) и основали там христ. общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иуд. синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и след., 50 и след.). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (ср. мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16–41). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в А. иудеев (Деян 14:19; 2Тим 3:11). На обратном пути Павел вновь побывал в А. (Деян 14:21); возможно, он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51–52 гг. по Р.Х., ср. Деян 15:41; Деян 16 и след., 6).

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ

1) этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турец. Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32 км вост. Средиземного моря и в 300 км сев. Дамаска;

2) он также был основан Селевком I Никатором (ок. 310 или 300 г. до Р.Х.), в 64 г. до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей рим. провинции Сирии, где размещалась резиденция рим. наместника;

3) наряду с Римом и Александрией А. считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торг. центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла А. могла насчитывать от 150 тыс. до 200 тыс. жителей;

4) культура А. сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога дл. 6,7 км. Имелось даже дорожное освещение! Многочисл. мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей А.;

5) А. была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисл. храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в А. множества увеселит. заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой, Деян 11:26] — признание или насмешка;

6) значит. часть населения А. составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисл. прозелиты. В Деян 6 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;

7) в ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалим. христ. общины бежали и в А. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовеств. только к иуд. части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей А. (Деян 11:19 и след.). Таким образомв этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21);

8) когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в А. был направлен Варнава (Деян 11:22). Этот исполненный Св. Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеч. душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11 и след.). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в А. (до 48 г. по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в А. пришли пророки, укрепившие христ. общину (Деян 11 и след.). В А. проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (>Деян 11:29 и след.). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (см. Гал 2:11), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1–3). Ответ начальствующих мужей иерусалим. церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27);

9) важнейшим событием для церкви в А., вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Св. Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1–3). Таким образомэта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из А. он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1–3; Деян 14:26; Деян 15:36; Деян 18:22). А. была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в А., и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначит. иуд. сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 г.) и смогла начать свое триумф. шествие по всему миру.

Слово Антиохия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Антиохия (Ἀντιοχεία; Antiochia; А҆нтіохіа) – в Сирии: 1Макк.3:37, 4:35. 6:63, 10:68, 11:13, 44, 56. Деян.11:19–22, 25–27, 13:1, 14:26, 15:22. Гал.2:11. – Один из древних и богатейших городов Сирии, столичный ее город; лежит при Оронте, между горными хребтами Ливана и Тавра; основана за 300 лет до Р. Хр. Селевком Никатором, и названа так по имени Антиоха, отца его. Называется иначе Епидафна (при Дафне – 2Макк.4:33), от близлежащей знаменитой лавровой рощи – Дафны, с храмом Дианы и Аполлона. Здесь имели свою резиденцию Селевкиды, и потом римские наместники. Для христианской Церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать Церквей христианских из язычников. Когда развеявшиеся из Иерусалима, по смерти первомуч. Стефана, верующие, прибыв сюда, проповедовали Евангелие живущим здесь эллинам: тогда великое множество антиохиян уверовало во Христа. Услышав об этом, Церковь Иерусалимская послала сюда ап. Варнаву. Варнава пригласил Савла или Павла. Целый год трудились они здесь над образованием Церкви, и успех их был весьма велик; Церковь получила полное устройство, и что замечательно, ученики Христовы в Антиохии первые стали называться христианами. (Деян11:19–26). Так получила начало свое знаменитая христианская Церковь Антиохийская! Впоследствии времени мы видим здесь пророков Христианских (Деян.13:1). Отсюда потом Савл или Павел и Варнава воззваны были Духом Святым для дальнейшего распространения Евангелия между язычниками, и отсюда предпринимал ап. Павел свои путешествия (Деян.18 и далее). Отсюда, по случаю возникшого здесь вопроса об обрядовом законе Моисеевом, Павел и Варнава, вместе с некоторыми другими из братий, отправлялись в Иерусалим к первейшим апостолам, где на Соборе апостольском положено было даровать обращенным язычникам свободу от сего закона с некоторыми необходимыми ограничениями, и Соборное письмо апостольское отправлено было с апостолами Иудой и Силой, и лично доставлено христианам антиохийским. Христиане антиохийские с радостью приняли это наставление апостольское (Деян.15:1–35). В Церкви Антиохийской был и св. апостол Петр (Гал.2:11). Впоследствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители, каковы напр. св. Игнатий Богоносец, св. Феофил (176–188), св. Вавила муч. (238–250), св. Мелетий архиеп.(358–381), св. Иоанн Златоуст и другие. Из соборных постановлений видим, что Церковь Антиохийская издревле пользовалась особенными преимуществами, наравне с Церквами: Александрийской, Иерусалимской, Константинопольской и Римской (1 Всел. Соб. пр. 6 и 7. 6-го Всел. Соб. пр. 36). В Антиохии было немало и замечательных Соборов пастырей Церкви, напр. против Новациан, также во время арианских и несторианских распрей. Но Антиохия потеряла свое значение с распространением здесь владычества магометан. В 637 г., при Ираклие, она подпала под власть сарацин. После ненадолго освобаждена при им. Никифоре Фоке (966), но потом опять была во власти неверных. Во время Крестовых. походов (1098 г) завоевана была западными христианами, и потом опять (1269 г.) взята и опустошена Вибаром, султаном Египетским; после завоевана османами или оттоманами, и доселе находится под турецким владычеством. Ныне это небольшой и бедный городок Антакия, в котором, впрочем, считается до 10 тысяч жителей. Сн. Herz, 1. р. 879–381. Zell. 1. р. 69–70.

Словарь Вихлицкого :
(Деян 6:5; Деян 11:19, Деян 11:20, Деян 11:22.26, Деян 11:27; Деян 13:1; Деян 14:26; Деян 15:22, Деян 15:23, Деян 15:30, Деян 15:35; Деян 18:22; Гал 2:11; 2Тим 3:11) — город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его отца Антиоха (в Сирии и Малой Азии насчитывается до 16 городов с этим названием). Во время Селевкидов был столицей Сирийского царства (до 64 г. до РХ). Во время римского владычества Антиохия стала третьим городом в империи после Рима и Александрии, ее называли царицей востока. Оживленная торговля, ремесла, школы и целый комплекс красивых языческих храмов делали ее пересечением путей очень многих людей. Отсюда ап. Павел начинал все свои миссионерские путешествия. Здесь ученики Христа впервые стали называться Христианами. Здесь жили Игнатий и Иоанн Златоуст. Антиохия в течение веков много раз подвергалась нашествиям, грабежам, пожарам и, наконец, в 1822 г. была почти полностью разрушена землетрясением. (см. также Сирия)
Словарь Никифорова :
(Противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща — Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.
Словарь Нюстрема :
Название двух городов, которые встречаются в Новом Завете.

1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей Сирийского царства во время селевкидов, до 64 г. до Р. Хр., после чего он подпал под власть римлян. В 637 г. он был взят калифом Омаром. Во время крестовых походов Антиохия была столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) и в 1516 г. подпала под власть турок. Город славился культурой, торговлей, богатством и одно время был третьим городом Римской империи; был расположен в красивой местности, около гор, с которых стекало много потоков, и окружен кипарисовыми рощами. О величине его можно судить из того, что при землетрясении в 115 г. по Р. Хр. погибло 200,000 жителей. Здесь был построен знаменитый храм Дафны в честь Апполона. Многочисленные войны и землетрясения сильно повредили городу и от прежнего великолепия осталось очень мало. Во время землетрясения в 1872 г. пол города было разрушено. Теперешняя Антиохия — маленькое местечко, названное Антакие. Здесь, после проповеди Павла и Варнавы, образовалась первая община из обращенных язычников. В Антиохии впервые ученики Иисуса стали называться христианами, и отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия (Деян 11:20, Деян 11:21, Деян 11:26, Деян 13:1). В позднейшие времена Антиохия сделалась знаменитым центром церковной жизни и церковной деятельности, с такими учителями, как Игнатий и Иоанн Златоуст. Патриарх Антиохийский живет теперь в Дамаске, но сохраняет прежний титул.

2) Другая Антиохия также основана Селевком Никатором, была столицей Писидии, близ нового города Яловадж. Здесь проповедывали Павел и Варнава (Деян 13:14, Деян 14:19, Деян 14:21, 2Тим 3:11). Эта была та Антиохия, где Павел объявил отвергавшим благовествование евреям, что теперь он обращается к язычникам (Деян 13:46).