Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : ассирия

РАННИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АССИРИИ (до 900 г. до Р.Х.)

В 1932–1933 гг. при раскопках в Хорсабаде был обнаружен список ассирийских царей (в наст. время известны уже три экземпляра списка). Благодаря этому наука располагает довольно точными сведениями об именах царей А., сроки правления которых можно с достаточной достоверностью установить вплоть до XVIII в. до Р.Х. Тем не менее о древнейшем периоде истории А. известно мало. В каппадокийских клинописных текстах содержатся сведения об ассирийских колониях на востоке Малой Азии в период ок. 2000 г. до Р.Х. При Шамши-Ададе I (1813–1781 гг. до Р.Х.) царство значит. усиливается, но после его смерти Хаммурапи удается подчинить А. Вавилону. После падения династии Хаммурапи А. попадает в зависимость от царства Митанни, образованное ок. 1500 г. до Р.Х. народами несемитского происхождения, вторгшимися в Месопотамию с востока. После заката Митаннийского царства А. возвращает себе независимость при Ашшурубаллите I (1365–1330 гг. до Р.Х.). Этот царь вел дипломатич. переписку с фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном), что дает ученым самый ранний временной ориентир, позволяющий уточнить даты событий егип. истории. Впоследствии в зависимость от А. попадает Вавилон. Власть А. еще больше распространяется при Салманасаре I (1274–1245 гг. до Р.Х.) и Тукульти-Нинурте I (1244–1208 гг. до Р.Х.); последний временно становится и царем Вавилонии. Однако с 1200 г. до Р.Х., одноврем. с восстановлением независимости Вавилонии, для А. начинается период заката, который прерывается лишь в правление Тиглатпаласара I (1117–1077 гг. до Р.Х.), восстановившего царство в тех границах, которые оно имело во времена Тукульти-Нинурты. Но преемники Тиглатпаласара I не смогли противостоять постоянному давлению арамеев. Вновь обозначившийся закат Ассирийского царства и совпавший с ним по времени период ослабления Вавилона сделали возможным создание великого Израильского царства во времена Давида и Соломона.

НОВОАССИРИЙСКАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИЯ (900–612 гг. до Р.Х.)

Властители новоассирийского царства становятся непосредств. участниками библ. истории. При них А. достигает своего расцвета. Ашшурнацирапал II (884–858 гг. до Р.Х.) с неслыханной жестокостью воевал против арам. удельных князей (при нем с живых пленников сдирали кожу, сажали их на кол. и т.п.) и восстановил царство в тех размерах, какие оно имело при Тиглатпаласаре I. Он ввел четкую организацию системы гос. управления. Столица царства была воздвигнута в Кальху (библ. Калах, совр. Нимруд). Обнаруженная в 1951 г. надпись, относящаяся к 879 г. до Р.Х., гласит, что в городе насчитывалось свыше 60 тыс. жителей (ср. указание на 120 тыс. жителей прим. вдвое большей по площади Ниневии, содержащееся в Книге пр. Ионы (4:11). → Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.) продолжил политику отца. А. при нем стала простираться от Урарту (тер. совр. Армении) до Персидского залива и от Мидии до побережья Сирии и Киликии (Тарс). При Каркаре он дал сражение сир. коалиции (853 г. до Р.Х.), победил дамасского царя → Азаила и обложил данью израил. царя → Ииуя.

После смерти Салманасара III А. управлял целый ряд слабых царей, которым приходилось вести борьбу, гл. обр., с укрепляющимся царством Урарту и подавлять восстания в собств. стране. Поэтому Иудейское и Израильское царства могли в период с 824 по 744 гг. до Р.Х. жить в условиях мира. Истинным основателем Ассирийской мировой империи был узурпатор Пулу (библ. Фул; 4Цар 15:19; 1Пар 5:26), который в 745 г. до Р.Х. взошел на ассирийский престол как → Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) и правил по 727 г. до Р.Х. После успешной борьбы с Урарту он устремился на запад. Израил. царь → Менаим покорился ему добровольно (4Цар 15:19 и след.). Когда позднее Тиглатпаласар III вторгся в землю Филистимскую, иуд. царь → Ахаз призвал его на помощь в борьбе против Израиля и Дамаска (Арама).

Тиглатпаласар истребил в сражении огромное число израильтян и сирийцев, а оставшихся в живых увел в плен (сирийско-ефремлянская война 733 г. до Р.Х.; 4Цар 16:5–9; → Ахаз, 1). Вместо Факея царем над усеченным Израильским государством был поставлен Осия, а Ахаз обложен данью. Завоевав и укрепив Газу на егип. границе, Тиглатпаласар под именем Пулу (Фул) в 729 г. до Р.Х. короновался как царь Вавилона. → Салманасар V (727–722 гг. до Р.Х.) в короткий период своего правления вынужден был, главным образом, подавлять волнения в Сирии и Палестине. В течение трех лет он подвергал осаде Самарию, поскольку ассирийский вассал, царь Осия, отказывался платить ему ежегодную дань (4Цар 17:4). По-видимому, город был взят еще при Салманасаре, но эту победу приписывают его преемнику → Саргону II (722–705 гг. до Р.Х.), прославившемуся также и пленением 27 270 израильтян (см. 4Цар 17:1–6).

Саргон II продолжил укрепление границ А., окончат. покорив царство Урарту и последнее хеттское царство Каркемиш (библ. Кархемис, 717 г. до Р.Х.), победив мидян, мелкие сир. государства и → Меродаха Баладана Вавилонского. Его сын → Сеннахирим (705–681 гг. до Р.Х.) снова разгромил Меродаха Баладана и покорил в 701 г. до Р.Х. большую часть финикийских и палест. городов. Лишь Езекии удалось удержаться в Иерусалиме (4Цар 184Цар 19:36). После разрушения города Вавилона (689 г. до Р.Х.), вновь восставшего против ассирийского владычества, Сеннахирим в 681 г. до Р.Х. был убит двумя своими старшими сыновьями (4Цар 19:37). После того как → Асархаддон (681–669 гг. до Р.Х.) подавил мятеж двух своих старших братьев и взошел на ассирийский престол, он приказал восстановить Вавилон. Асархаддон еще более укрепил царство победами над киммерийцами и скифами, и главное — завоеванием Египта (672 г. до Р.Х.). → Ашшурбанапал, его сын (ок. 627 г. до Р.Х.), подавил восстание египтян и разрушил Фивы (663 г. до Р.Х.). Но потом он был до такой степени поглощен борьбой с Вавилоном и Эламом, что фараон Псамметих I (ок. 655 г. до Р.Х.) смог вернуть Египту независимость.

После смерти Ашшурбанапала истощенная многочисл. войнами Ассирийская империя начала быстро приближаться к распаду, пока, наконец, в 612 г. до Р.Х. ее столица Ниневия не была завоевана и разрушена мидянином Киаксаром и халдеем Набопаласаром. Усеченное Ассирийское царство со столицей в Харране, которое пытался сохранить Ашшурубаллит II, также было разгромлено, несмотря на помощь египтян (→ Нехао). Мидяне и халдеи разделили между собой владения бывшей А. (см. Наум 2–3).

Слово Ассирия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ассирия, Ассирийсний, Ассирияне (אַשּׁוּר – от אָשַׁר или יָשַׁר = шествие, шаг, поступление вперед, прямоидущий, прямой, ровный, честный, справедливый, блаоуспешный, счастливый; отсюда Ассур, как имя верховного божества ассириян у филологов толкуется «справедливый», как имя основателя их царства может значить вождь, предводитель, сильный, могущественный, благоуспешный, счастливый, и как имя страны – «ровная страна, плоскость, равнина»; Ἀσσούρ, Ἀσσυρίοι; Assur, Assyrii; Ассуръ, Accѵpía, Accѵріане; Assyrien, Assyrer): Быт.2:14, 10:11, 22. Числ.24:22, 24. 4Цар.15:19, 29, 16:7, 9–10, 17:3, 6, 18:7, 23, 19:4... 20:6, 23:29. 1Пар.5:6. 2Пар.28:16... 32:1... 1Ездр.4:2, 6:22. Неем.9:32. 2Ездр.5:66, 7:15. Тов.1:2. 3. Иудифь.1:1, 7, 11, 4:1, 5:1, 6:1, 17, 7:17–18. Пс.82:2. Ис.8:4, 10:5, 12. 24, 11:11. 16. 19:23–25, 20:1. 30:31, 31:8, 37:4, 6. 10, 11, 21, 36–37. Иер.2:18, 36. Плач.5:6. Иез.16:28, 23:5, 7, 9, 12, 27:23, 31:3, 32:22. Ос.7:11, 8:9, 9:3, 10:6, 11:5. 11, 12:2, 14:4. Мих.5:4–5, 7:12. Соф.2:13. Зах.10:10, 11. 3Ездр.2:8.

Словарь Геце :

Древность и происхождение. Быт 10:8−11.

Расположена за Евфратом. Ис 7:20.

Орошается Тигром. Быт 2:14.

Называется землею Нимродом. Мих 5:6.

Называется землею Сеннаар. Быт 11:2, Быт 14:1.

Называется землею Ассур. Ос 14:3.

Ниневия-главный город Ассирии Быт 10:11; 4Цар 19:36.

Под правительством царей Ассирии 4Цар 15:19, 29.

Славилась плодородностью. 4Цар 18:32; Ис 36:17.

Славилась множеством завоеваний. 4Цар 18:33−35, 4Цар 19:11−13; Ис 10:9−14.

Славилась обширною торговлею. Иез 27:23−24.

Религия Ассирии — идолопоклонство. 4Цар 19:37.

Как власть самая страшная. Ис 28:2.

Как власть грозная и истребительная. Ис 10:7.

Как власть неверная и т. д. 2Пар 28:20, 21.

Как власть гордая и высокомерная. 4Цар 19:22−24. Ис 10:8.

Как власть орудие отмщения Божия. Ис 7:18, Ис 7:19, Ис 10:5, Ис 10:6.

Высокопоставленные лица Ассирии Иез 23:6, Иез 23:12, Иез 23:23.

Войска храбрые. Ис 5:26−29.

Царь Фул напал на Израиля. 4Цар 15:19.

Царь Фул подкуплен Менаимом. 4Цар 15:19, 4Цар 15:20.

Царь Феглаффелласар опустошил землю Израиля. 4Цар 15:29.

Ахаз попросил Феглаффелласара дать помощь против Сирии и Израиля. 4Цар 16:7, 8.

Взял деньги от Ахаза, но не помог ему. 2Пар 28:20, 21.

Победил Сирию. 4Цар 16:9.

Царь Салманассар сделал Израиля себе подвластным. 4Цар 17:3.

Царь Салманассар заметил в Осии измену. 4Цар 17:4.

Царь Салманассар взял его под стражу. 4Цар 17:4.

Царь Салманассар пересилил Израильтян в Ассирию. 4Цар 17:5, 6.

Царь Салманассар населил Самарию людьми из Ассирии. 4Цар 17:24.

Царь Сеннахирим напал на Иуду. 4Цар 18:13.

Царь Сеннахирим подкуплен Езекиею. 4Цар 18:14−16.

Царь Сеннахирим поносил и пригрозил Иуде. 4Цар 18:17−32.

Царь Сеннахирим богохульничал. 4Цар 18:33−35.

Езекия молился о спасение от ассиррийцев 4Цар 19:14−19.

Сеннахирим наказан за гордость и богохульство. 4Цар 19:20−34; Ис 37:21−29.

Войска его уничтожены Богом 4Цар 19:35.

Убит сыновьями. 4Цар 19:37.

Манассия отведен в Ассирию 2Пар 33:11.

Заселение Самарии людьми из Ассирии закончено Аснафаром. Езд 4:10.

Идолопоклонство Ассирии перенесено в Самарию. 4Цар 17:29.

Иуда осужден за доверие к Ассирии Иер 2:18, 36.

Израиль осужден за доверие к Ассирии Ос 5:13, Ос 7:11, Ос 8:9.

Евреи осуждены за идолопоклонство Ассирии Иез 16:28, Иез 23:5−7 и др.

Величие, размер, продолжение и падение. Иез 31:3−17.

Предсказания относительно Ассирии.:

Завоевание Каина (Кенеев). Чис 24:22.

Завоевание Сирии. Ис 8:4.

Завоевание и плен Израиля. Ис 8:4; Ос 9:3, Ос 10:6, Ос 11:5.

Нападение на Иуду. Ис 5:26, Ис 7:17−20, Ис 8:8, Ис 10:5, Ис 10:6, Ис 10:12.

Возстановление Израиля и возвращение из Ассирии Ис 27:2, Ис 27:12, Ис 27:13; Ос 11:11; Зах 10:10.

Разрушение Ассирии Ис 10:12−19, Ис 14:24, Ис 14:25, Ис 30:31−33, Ис 31:8, Ис 31:9; Зах 10:11.

Участие Ассирии в благословениях Евангелия. Ис 19:23−25; Мих 7:12.

Словарь Вихлицкого :
Одно из могущественнейших, влиятельнейших и самых продолжительных царств древности. Оно было образовано потомками Ассура в верхнем течении Тигра. Главным городом его был Ассур (по-еврейски Ашшур) (в Быт 2:14 — Ассирия, см. пред) и главным божеством был также Ашшур. Постепенно это царство окрепло, его столицей стала Ниневия. Своего наивысшего могущества оно достигло ко времени становления Израильского царства, то есть примерно в 9 в. до РХ. Ассирия владычествовала к этому времени над землями от Средиземного моря до Вавилона. Она всегда проводила очень агрессивную политику, поэтому в Священном Писании этим словом иногда называются и другие завоеватели и притеснители: Персия (Езд 6:22), Вавилон (Плач 5:6), Сирия (Зах 10:10).

В Писании упоминаются следующие ассирийские цари:

• Феглаффелласар или Фул (Тиглат-Пелезер) (747-727 гг. до РХ),

• Салманассар (727-722 гг. до РХ),

• Саргон (722 — 705 гг. до РХ),

• Сеннахирим (705- 681 гг. до РХ),

• Асардан (681 — 668 гг. до РХ).

Первые два из этих царей покорили Израильское (северное) царство и увели жителей его в плен. В царствование Саргона Меродах-Валадан воцарился в Вавилоне, подвластном Ассирии, но был свергнут. Сеннахирим разрушил Вавилон, но его сын Асардан его снова восстановил. К этому времени владычество Ассирии уже простиралось до Египта. Преемник Асардана Ашурбанипал (668-626 гг до РХ) подчинил себе весь Египет, он же закованного Манассию увел в Вавилон (2Пар 33:11), но после этого великое царство начало приходить в упадок. Брат Ашурбанипала стал царем в Вавилоне и отделился от Ассирии. Постепенно это отделившееся царство усилилось и при Навуходоносоре уже владело почти всеми землями Ассирии. После Вавилона возвысилась Персия. (см. Аснафар, Вавилон, рай)
Словарь Никифорова :
(От Ассура; 4Цар 15:19) — могущественнейшая империя в Азии, судьбы которой в ее величии и славе, равно как в ее бедствиях и разрушении разительнейшим образом предсказаны пророком (B:Иез 31). По всей вероятности Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию и другие города, а по другим Нимвродом, спустя 120 лет после потопа. В общем значении слова Ассирия заключала в себе все страны и народы до Средиземного моря на з. и до р. Инда на в. Заслуживает внимания, что в Свящ. Писании под словом Ассирияне разумеется собственно народ Ассирийский, или империя, главным городом которой была Ниневия; под названием Вавилонян, или Халдеев, разумеется народ страны, в которой главным городом был Вавилон, и наконец под именем Сирияие — народ страны, где городами были сначала Цоба, а после Дамаск, и которая граничила к ю. и ю.-в. землею Ханаанскою. По древнейшим преданиям основателем Ассирии считают Бела, или Вила, за 2 000 лет до Р.Х. Семирамида, жена Нина, царя Ассирийского, основала или построила Вавилон и украсила его великолепнейшими зданиями, дворцами, висячими садами и т.п. По Ктезию, последним царем Сирийским был Сарданапал, известный своею роскошью и сладострастием, который, будучи осажден в Ниневии Набопалассаром, сжег себя вместе с женами и сокровищами во дворце своем, после чего Ассирия была разделена между завоевателями. Ассирийские цари особенно славились своими познаниями в архитектуре и отличались особенным мужеством во время войн: их дворцы были громадные строения и строились большею частию на искусственных насыпях земли. Копье, меч, стрелы и лук служили оружием у Ассирийцев с самых древних времен. Воины, в особенности те, которые сражались на колесницах, носили на себе медные панцири и шлемы. Иногда на войне употреблялись подвижные башни. В настоящее время только раскопки холмов или курганов, близ Мосула, и открытые здесь остатки и целые комнаты обширного и великолепного дворца, стены которого покрыты гвоздеобразными надписями, скульптурными изображениями войн, побед и пр., служат свидетельством древнего величия и славы Ассирийского царства.