Авенир [еврейское Авнер, «отец — это свет»], сын Нира, брат Саула и начальник его войска (1Цар 14 и след.; 1Цар 20:25; 1Цар 26:5,14–16). После гибели Саула А. в Маханаиме провозгласил его сына Иевосфея царем над всем Израилем (2Цар 2:8–10), а колено Иуды в это время избрало на престол Давида. Вслед за этим два войска сошлись в пригран. области у Гаваонского пруда. Предложенная А. «игра» переросла в настоящее сражение, из которого Израиль вышел с большими потерями. Спасаясь бегством, А. убил своего преследователя Асаила, брата Иоава и Авессы. Только к вечеру, после предупреждения А., воины Давида прекратили преследование. Однако война продолжалась (2Цар 2 — 2Цар 3:1). Иевосфей упрекал А. в том, что тот вступил в связь с наложницей Саула Рицпой, чем якобы заявил претензии на верховенство, но А. гневно возразил ему, указав, что Бог определил в цари Давида, и перешел на сторону Иуды. Давид принял его услуги только при условии, что сначала получит назад свою жену Мелхолу. А. склонил израильтян на сторону Давида, и сам доставил Мелхолу в Хеврон. Давид устроил пир в честь А. и отпустил его, чтобы тот исполнил свои обещания (2Цар 3:7–21). Иоав, вскоре после этого возвратившийся домой с войском, обманом заставил А. вернуться и убил его, мстя за брата Асаила. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать А. Давид сам участвовал в погреб. церемонии и скорбел над гробом А. Но он не отважился наказать Иоава (2Цар 3:39), предоставив это своему сыну Соломону (3Цар 2 и след.). Соломон приказал убить Иоава, невзирая на то, что, ища спасения (Исх 21 и след.), Иоав схватился за роги жертвенника (→ Жертвенник, II,А). У А. был сын Иаасиил (1Пар 27:21). Часть своей воен. добычи А., как и др. военачальники, посвящал Господу (1Пар 26:28).
Словарь Брокгауза и Ефрона : авенир
Саул очень уважал его, и он даже ел за царским столом вместе с Давидом и Ионафаном (1Цар 20:25).
Через пять лет после смерти Саула Авенир посадил на престол Израиля Иевосфея, сына Саула (2Цар 2:8-9).
Война между Иевосфеем и Давидом, который правил Иудеей, длилась два года. Авенир командовал армией Иевосфея, Иоав — армией Давида, между ними произошел ряд столкновений. Положение Давида было более прочным, но Авенир стал влиятельной фигурой среди последователей Иевосфея. Хотя только царь имел право вступать в половую связь с наложницами предыдущего царя, Авенир был близок с наложницей Саула по имени Рицпа, вероятно, надеясь при первой возможности захватить власть в царстве. Когда Иевосфей упрекнул его за это, Авенир так рассердился, что порвал с Иевосфеем и заключил соглашение с Давидом. Давид отнесся к нему с большим уважением, Авенир же, в свою очередь, обещал вернуть весь Израиль под власть Давида. Но Иоав боялся влияния Авенира на царя и убил его, объясняя свои действия местью за смерть брата, павшего в сражении от руки Авенира. Авениру были устроены почетные похороны, и его оплакивали как правителя или великого вождя. Царь Давид плакал на могиле, и даже народ плакал вместе с ним (2Цар 3:7-34).
Давид осудил Иоава за убийство Авенира.
Смотрите также: Давид, Израиль, история.
Авенир (אַבִינֵר и אַבְנֵר – от נוּר сиять, светитиь = отец света; Ἀβεννήρ и Ἀβενήρ; Abner; Авениръ): 1Цар.14–15. 17:55–57, 20:25, 26:5, 14–15. 2Цар.2:8… 2Цар.3:6–37, 4:1, 12. 3Цар.2:5. 1Пар.26:28. – Авенир – сын Нара, дяди Саулова (1Цар.14:51, 1Пар.9:36, 39), и след., двоюродный брат Саулов, главный военачальник войск сауловых (1Цар.14:50), из колена Вениаминова. Он представил Давида Саулу, когда Давид возвращался после поражения Голиафа (1Цар.17:57). Впоследствии, он сопровождал Саула в пустыню Зиф, где Давид укрывался от преследования Саулова (1Цар.26). По смерти Саула, Авенир воцарил над одиннадцатью коленами сына его Иевосфея (2Цар.2:8–10); но после, во время междоусобной войны между обоими царствами, Авенир, оскорбленный Иевосфеем, перешел на сторону Давида, и, по зависти и властолюбию Иоава, военачальника давидова, коварно убит был сим последним (2Цар.2:12–32, 3:1, 6–30). Во время погребения его в Хевроне, Давид и весь народ горько оплакивали насильственную смерть его (2Цар.3:31–39). См. Слов. Яцк. и Благов, и ZclJ. 1. р. 19.