Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : азазель

Азазель

ПОНЯТИЕ

1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования: а) (наиб. вероятное) комбинация из слов «быть сильным» и «Бог», возможно, «противящийся Богу», б) производное от егип. слов «виновный» и «отстранять» (что подразумевает козла отпущения, см. ниже), в) покинутое место;

2) все более популярной становится версия, что слово «А.» — имя собственное, обозначающее демона пустыни (ср. Ис 13:21; Ис 34:14; Мф 12:43; Лк 11:24). Это подтверждается и тем, что в Лев 16:8 имя «А.» (в Синодальном переводе — «отпущение») противопоставляется имени Господа.

АЗАЗЕЛЬ В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

1) в этот день (10-й день месяца тишри — сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из которых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй — для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй — А. (Лев 16:8 — в Синодальном переводе — «для отпущения»);

2) если предназнач. для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназнач. для А., первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа (Лев 16:20–22). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение;

3) таким образом, через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; А. же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, которые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать таким образом, будто в образе козла «для А.» (в Синодальном переводе — «для отпущения») приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся (Лев 14:50,53).

АЗАЗЕЛЬ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1) можно лишь с большой осторожностью говорить о том, что ветхозаветное представление об А. было воспроизведено в НЗ. Не исключено, что слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29; ср. Ин 1:36) связаны с вышеопис. ветхозаветным обычаем. Из этих слов следует, что Христос занимает место посредника;

2) принимая во внимание Евр 13:11 и след., вообще нельзя козла «для А.» толковать как некий прообраз Христа. кроме того, согласно Лев 16, искупит. жертвой служит не козёл «для А.», а козёл «для Господа». Таким образом, только этот последний истолковывается в Евр 13 как указание на Христа;

3) иногда для сравнения приводят стих из НЗ: 1Кор 5:5, где Павел во имя Иисуса Христа предает сатане человека за грех кровосмешения. Различие, однако, состоит в том, что здесь сатане предается сам грешник, и, как небезосновательно надеется Павел, не навсегда (→ Сатана).

Слово Азазель найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Azazel) Еврейский термин неизвестного происхождения и значения, употребляемый в Лев 16:8,10,26. Так как библейская и внебиблейская информация по этому поводу отсутствует, значение слова может быть истолковано по меньшей мере четырьмя способами.

1. Козел отпущения. Некоторые ученые полагают, что это слово относится к козлу отпущения, которого изгоняли в пустыню в день очищения. Это толкование маловероятно, потому что в Лев 16:10 и Лев 16:26 говорится, что козел изгонялся для Азазеля и к Азазелю (RSV).

2. Место, куда изгонялся козел. Так считает ряд иудейских ученых, которые связывают слово «Азазель» с высокой крутой скалой, откуда сбрасывали козла. Другие полагают, что это слово означает «пустыня».

3. Некое абстрактное «место» или состояние. Есть мнение, что Азазель происходит от еврейского слова со значением «уходить» или «удалять», таким образом, его следует понимать как «предельную удаленность», «полное изгнание» или «одиночество». То, что козла надо «отослать в пустыню к Азазелю» (Лев 16:10 {«для отпущения»}), можно понимать как «отослать в царство небытия, которое максимально удалено». В данном случае подкрепляется идея очищения от грехов: они превращаются в «ничто», полностью удаляются. Изгнание козла в пустыню становится символическим действием, посредством которого Бог уничтожает и удаляет прошлые грехи.

4. Личное имя существа, скорее всего демона, к которому посылают козла. Многие современные ученые придерживаются такого мнения. Некоторые подтверждения этому обнаружены в неканонической Книге Еноха, где Азазель выступает как вождь падших ангелов, сбивающих человечество с истинного пути. Таким образом, это злой дух, к которому посылаются людские грехи. Выходит, что один козел отдается Богу, а другой — злому демону. Некоторые отождествляют это существо с самим сатаной.