Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : эдомитяне, идумеи

Эдомитяне, идумеи, потомки Исава (Быт 36:1–19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт 32:3; Быт 36:6–8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт 14:6; Быт 36:20–30; Втор 2:12,22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт 36:31–39). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее (3Цар 11:14) речь идет уже о цар. династии.

Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Чис 20:14–21; Втор 2:4–8; Суд 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор 23:8–9), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1Цар 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Чис 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2Цар 8:13–18; 1Пар 18:12–17). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3Цар 11:15–22), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет.

После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (3Цар 11:14–22,25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3Цар 9:26–28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3Цар 22:47–50), который в 4Цар 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4Цар 3:4–27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2Пар 20:1,10,23).

Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4Цар 8:20–22; 2Пар 21:8–10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, которую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоятельство, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4Цар 14:7; 2Пар 25:11–14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4Цар 14:22; 2Пар 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2Пар 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4Цар 16:6).

При ассирийских царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих государств в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться.

Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь (Иер 27:3), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс 136:7; Ис 63:1–4; Иер 49:7–22; Плач 4:21–22; Иез 35:5,15; Иез 36:5; Авд 1:10–14).

По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как → Идумея, а сами Э. — идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем которой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены.

Данные об идолопоклонстве эдомитян (2Пар 25:14–16,20), участие в котором привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в → Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер 49 и в Авд 1:18. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман — эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.

Слово Эдомитяне, идумеи найдено в следующих словарях: