Гром (евр. кол, «голос», «звук»; раам, «звук», «шум», «сотрясение»; греч. бронте). Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию. Гром усиливает страх перед сильной бурей (Исх 9:23), в то же время он свидетельствует о всемогуществе и славе Бога Творца (ср. Иов 28:26; Иов 37:5). Трепет людей перед Г., свидетельствующим о могущ-ве Бога, превращается в преклонение перед Божеств, откровением, как, напр., во время дарования законодат-ва на Синае (Исх 19:16). Г. явился подтверждением речи Самуила к народу Израиля (1Цар 12:17), он же символизирует Божье величие и Его славу на небесах (Откр 4:5) и будет сопровождать окончат, суд Божий над миром (Откр 10 и след.; Откр 16:18).В Иов 40 и Пс 28:3–9 говорится о громовом гласе Господа. Как предвестники разрушит, бури, раскаты Г. символизируют в Библии Божье возмездие, готовое обрушиться на грешников (2Цар 22:14; Пс 76:18 и след.). В Ин 12 глас с неба воспринимается частью слышавших его как Г.
Словарь Брокгауза и Ефрона : гром
Слово Гром найдено в следующих
словарях:
Толковый словарь Даля :
ГРОМ, см. громить.
Словарь Никифорова :
(Ис 29:6, Иов 26:14, Пс 28:3,8, Пс 103:7) — величественное естественное явление природы. По физическим законам, гром есть ничто иное, как сильный звук в воздушных облаковых массах, происходящий от рассечения оных молниею (усиленною электрическою искрою). Величественные раскаты грома в кн. Псалмов представляются, как гнев Божий: Глас Господень над водами; Бог сливы возгремел. Глас Господень силен, глас Господень величествен. Он высекает пламень огня, сокрушает кедры, кедры Ливанские, потрясает пустыню (Пс 28:3-8). Неизреченное величие Божие и всесовершеннейшие свойства Его называются в Свящ. Писании громом славы Божией: И гром могущества Его кто может уразуметь? (Иов 26:14). Евангельская проповедь подобна грому; она заставляет трепетать сердца людей и сокрушает их упорство и жестоковыйность (Откр 14:2). Посему Господь Спаситель нарек Иакова и Иоанна именем Воанергес, т.е. сынами громовыми (Мк 3:17) — выражение почти однозначащее со словом громовержец. Страшные и губительные бедствия у пр. Исаии уподобляются грому (Ис 29:6). Гром и молния, исходящие от престола славы Божией, являют величие Его присутствия и свидетельствуют Его Святую воду, и грозный суд, посылаемый Им, в качестве Верховного Владыки на землю (Откр 4:5), как например при Синайском законодательстве (Исх 19:16), при наказании ожесточения Фараона (Исх 9:23), при настоянии Израиля иметь у себя царя (1Цар 12:17-18), при окончательном суде Божием над миром (Откр 10:3,4, Откр 11:19 Откр 16:18). У пророков страшные потрясающие раскаты грома служат образом страшного суда Божия на нечестивых (Ис 29:6, Иер 25:30. Ин 2:10).
Словарь Нюстрема :
евр. раам и молния — евр. бард. Гром и молния — проявления всемогущества Божия (Исх 19:16, 1Цар 2:10, Пс 17:13 и дал.) бывали редки в жаркие месяцы: май — сентябрь, почему в этом (1Цар 12:17) видели знамение гнева Божьего (Срав. Иов 37:1, Иов 40:4, Иер 10:13).