Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : халев

Халев [еврейское Калев, «кусающийся», «защищающийся» или «собака»]:

1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила (1Пар 2:18–20,42–50). От Ефрафы, на которой Х. женился после смерти своей первой жены Азувы, у него остался сын Хур (в Синодальном переводе чаще — Ор), соратник Аарона. Правнук Х. Веселиил участвовал в изготовлении скинии (Исх 31:2). См. → Ефрафа (2);

2) сын Иефоннии, из колена Иуды (Чис 13:7), принадлежал к 12 израильтянам, которых Моисей послал соглядатаями в Ханаан. После возвращения соглядатаи рассказали, что Ханаанская земля чрезвычайно плодородна. Однако десять из них стали запугивать израильтян, утверждая, что «народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие» (Чис 13:28−29). Иисус Навин и Х., пытаясь вселить в израильтян мужество, предложили им немедленно двинуться на Ханаан и, уповая на Господа, завладеть им (Чис 13:31). Это едва не стоило им жизни (Чис 14:6,10). В награду Х. получил Божье обетование о том, что ему будет позволено войти в землю Ханаанскую (Чис 14:24,30; Чис 32:12; Втор 1:36). Это обетование исполнилось: Господь пощадил Х. и Иисуса Навина, тогда как остальные десять соглядатаев погибли, пораженные болезнью (Чис 14:38). Оба были еще живы во время второго исчисления народа в конце сорокалетнего → странствования в пустыне (Чис 26:65).

Х. был назначен представителем колена Иуды при распределении уделов в Ханаане (Чис 34:19). Когда делили землю, ему было 85 лет. Х. попросил себе во владение Хеврон, и Иисус Навин удовлетворил его просьбу (Нав 14:6–15; 1Пар 6:56). Х. изгнал из Хеврона → сынов Енаковых (Нав 15:13; Суд 1:20). Он пообещал отдать свою дочь Ахсу в жены тому, кто завоюет Давир (ранее называвшийся Кириаф-Сефер). Его племянник Гофониил завоевал город и получил в жены Ахсу, которая выпросила у отца в приданое часть земли с источниками (Нав 15:16–19; Суд 1:12–15). В 1Цар 30 оворится также о «полуденной части», т.е. южном уделе Х. Одним из потомков Х. был Навал, который пас свои стада на юге удела Иуды (1Цар 25:3).

Слово Халев найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ХАЛЕВ (горячий, храбрый) — имя двух лиц:

а)  Числ. 13:7 — сын Иефонниин, из колена Иуды; был послан Моисеем в числе 12-ти соглядатаев обозреть землю обетованную; вместе с Иисусом Навином ратовал за переселение в Ханаанскую землю.

б)  1 Пар. 2:18, 19 — сын Есрома, сына Фареса, сына Иуды, сына патриарха Иакова, имевший двух или трёх жён, двух наложниц и многочисленное потомство.

Известные люди с именемХалевКалеб — царь Аксума, правивший в первой половине VI века.Калеб, Никша (род. 1973) — хорватский гандболист.
Словарь Вихлицкого :
(Горячий, или по И.Флавию — собака)

а) (Чис 13:7, Чис 13:31; Чис 14:6, Чис 14:24, Чис 14:30, Чис 14:38; Чис 26:65; Чис 32:12; Чис 34:19; Втор 1:36; Нав 14:6, Нав 14:13, Нав 14:14; Нав 15:13, Нав 15:14; Нав 15:16; Нав 21:12; Суд 1:12-15, Суд 1:20; Суд 3:9; 1Цар 25:3; 1Пар 4:15; 1Пар 6:56) — сын Иефоннии, Кенезеянин (потомок Кеназа, см. Гофониил), представитель колена Иудина среди разведчиков земли, особо отмеченный Господом за его верность (Чис 14:24; Втор 1:36; Нав 14:14). Он остался в живых после сорокалетнего путешествия по пустыне, в котором погибло все старшее поколение, и получил удел в земле обетованной. Он был участником раздела земли как представитель колена Иудина и все его потомки считаются принадлежащими к этому колену;

б) (1Цар 30:14) — владения Халева, земли вокруг Хеврона (в 1Пар 2:24 названы Халев-Ефрафа);

в) (1Пар 2:18, 1Пар 2:19, 1Пар 2:42, 1Пар 2:46; 1Пар 2:48) — сын Есрома из колена Иудина, глава поколения (в ст. 9 назван Хелувай).
Словарь Никифорова :
(Горячий, храбрый) — имя следующих лиц: Чис 13:6 — был сын Иеффониин из колена Иудина. Когда Израильтяне на пути из Египта в землю Ханаанскую пришли в пустыню Фаран, Моисей получил повеление от Бога послать 12 человек, по одному из каждого колена в качестве соглядатаев, обозреть Обетованную землю и удостовериться в положении и плодородии ее и доставить ему сведения об этом. Халев и Иисус Навин находились в числе 12-ти соглядатаев. После 40 дневного пути и по обозрении Ханаанской земли они возвратились к Израильтянам, взявши с собою, как им то было велено, несколько наиболее выдающихся произведений почвы, служивших живым доказательством ее плодородия, именно: принесли с собою виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв (Чис 13:24). Все соглядатаи единогласно дали показание, что страна, которую они обозревали, чрезвычайно плодородна; но десять из них утверждали, что жители в оной многочисленны и исполинского роста. Последнее известие привело в ужас стан Израильский: «поднялся вопль и плакал народ во всю ту ночь с ропотом на Моисея и Аарона,» говорит свящ. историк (Чис 14:1). Халев видел потрясающее действие этого известия на народ, и предложил ему немедленно двинуться и овладеть страною, вполне уповая на то, что Господь Бог верен исполнить Свое обещание, как бы ни были многочисленны и страшны враги Израиля. Десять соглядатаев продолжали упорно распространять в народе свои рассказы о силе соседей, и вот народ, поддавшись чувству панического страха, мгновенно забыл все чудеса, явленные над ним от Господа, и говорил: «Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис 14:3), для чего нужно было ему удалить Моисея и Аарона от управления и избрать старейшину. В этом критическом положении Халев и Иисус Навин сокрушались о безрассудстве и ослеплении сынов Израилевых, уверяли, что земля Ханаанская необыкновенно хороша, и плодородна и красива, и что если они последуют указаниям Божиим и безбоязненно выступят вперед против жителей Ханаана, то легко одолеют их и вполне овладеют страною. Несмотря на сие сыны Израилевы так сильно возбуждены были речами 10-ти соглядатаев, что вознамерились было побить камнями Иисуса Навина и Халева. Возмутительный образ действий Израильтян прогневал Господа, и Он произнес над ними грозный суд, — «всякий Израильтянин, имевший более чем 20 лет от роду, за исключением Халева и Иисуса Навина, умрет в пустыне прежде чем войдет в Обетованную землю.» Затем они получили повеление от Господа снова возвратиться к Чермному морю. Суд Божий не замедлил открыться над возмутителями народа: они тотчас же были поражены смертью. Евреи же хотя и сознались в своем грехе против Бога, несмотря однако на запрещение Моисея и вопреки воле Божией, вставши рано по утру, пошли на вершину горы с упорным намерением самим силою пробиться в обещанную им землю. Тогда Хананеи, жившие на горе той, отразили их и прогнали от своих пределов, так что Евреи должны были возвратиться в свой стан (Чис 14:29-34). Сорок пять лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и была разделена между коленами Израилевыми, Халев, уже восьмидесятипятилетний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, напоминая ему обетование Божие, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу, в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах; «может быть, прибавил к своей просьбе Халев, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь» (Нав 14:6-12). И действительно, он взял и покорил Кириаф-Арбу, и затем пошел с Израильтянами на Кириаф-Сефир, другую крепость, названную впоследствии Девиром. Здесь он предложил выдать дочь свою, Ахсу, замуж за того, кто возьмет эту крепость. Его племянник, Гофониил, вызвался исполнить эту задачу, и по взятии крепости получил обещанную награду (Чис 13:14, 1Цар 30:14). О кончине Халева ничего неизвестно. О личности Халева сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах в кн. Числ: «Раба Моего Халева, говорит о нем Господь, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил и семя его наследует ее» (1Цар 14:24). Это был поистине муж энергичный, верующий и решительный, храбрый между робкими, уверенный среди маловерных. Рука его никогда не ослабевала в неизменном уповании на помощь Божию, и его сердце постоянно было преисполнено надеждою на благость, всемогущество и праведность Иеговы. Из потомства его свящ. историки поставляют на вид дочь его, Ахсу (Нав 15:16, Суд 1:12), правнука его, художника Веселиила (1Пар 2:20, Исх 31:2), и не менее известного, жившего в царствование Давида, потомка его — богача Навала (1Цар 25:3). 1Пар 2:18-19 — Халев, сын Есрома, сын Фареса, сын Иуды, сын патриарха Иакова, имевший двух или трех жен, двух наложниц и многочисленное потомство. 1Цар 30:16 — под именем Халева в означенной цитате разумеется земля, в области Иуды, принадлежавшая Халеву близ Хеврона.