Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : иеффай

Иеффай [еврейское Йифтах, «Он (Бог) освободит, откроет»], галаадитянин, сын → Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Tов (возможно, это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1–3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6–8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17,18; Суд 11:4–11).

Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на которых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, которые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1–6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины.

Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что «по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома» его (Суд 11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого «он совершил над нею обет свой». Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, некоторые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1–8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при → Скинии (см. Суд 11:39) — такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.

Слово Иеффай найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ИЕФФАЙ (Бог откроет, освободит) — один из замечательнейших судей народа Израиля, сын Галаада от наложницы (Суд. 11:1; Евр. 11:32).

Словарь собственных имен :

Иеффай (יִפְתָּח = Бог открывает, разрешает, произраждает; Ἰεφθάε, Ἰεφθά; Iephte; Іефѳай; L: Iephthah): Суд.11:1, 2, 5 и далее. Суд.11:34,. 40, 12:1, 4. 1Цар.12:11. Евр.11:32. – Сын Галаада, от наложницы, судия израильский. Изгнанный из дома родительского законными наследниками, он удалился в землю Тон, и собравши праздных людей жил набегами на земли неприятельские и был известен своею воинственностью. Между тем в это время аммонитяне угнетали израильтян, и когда с искренним раскаянием и обращением израильтян к Богу время их избавление наступило, они собрали ополчение, и не имея способного предводителя, который бы принял начальство над их войском, обратились к Иеффаю и просили его принять начальство над ними, обещав ему, что он и после победы останется начальником и вождем их. Иеффай согласился, и прежде сражения два раза посылал послов к царю аммонитскому, давая видеть ему несправедливость его нападений на землю израильскую; но представления его не имели успеха. Тогда возбужденный Духом Божиим Иеффай сразился с ними и одержал славнейшую победу. Но, идя на сражение, он дал обет Богу принести в жертву Ему то, что первое встретит его из дома его при его возвращении с победы. И вот при его возвращении первая встретила его единственная дочь его с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно поразила Иеффая; но дочь великодушно выразила пред ним свою готовность для исполнение над нею его обета, и только просила его на два месяца отпустить ее в горы для оплакания своего девства с подругами. По окончании сего времени Иеффай исполнил над нею обет свой, и она не познала мужа (Суд.11 гл.). По одним, она принесена была в жертву. Так Флавий (Древн. к. 5. гл. 7) и многие из древних. Но другие находят более справедливым и правдоподобным, что она посвящена была Богу и осталась в девстве на всю жизнь (Слов. Яцк. и и Благов. 2. стр. 34–35. Zell. 1. p. 666. Herz. VI. p. 466–477. Прав. Обозр. 1875 г. Дек. стр. 621–628). Св. Писание повествует еще о другом геройском подвиге Иеффая – об усмирении ефремлян. Ефремляне уже и при Гедеоне обнаруживали притязание на свою важность и особенное значение среди Израиля (Суд.8:1–3). Теперь они угрожали Иеффаю сожечь его со всем его домом за то, что не пригласил их с собою воевать против аммонитян. Иеффай старался сначала так успокоить их; но это не вразумило их. Тогда он, собравши всех жителей Галаадских, сразился с ними и разбил их, и тотчас же велел занять все переправы чрез Иордан, и здесь галаадитяне поражали остальных из них, спасшихся от меча, узнавая их по произношению слова «шибболет», которого ефремляне не могли так выговаривать, а произносили «сибболет». Всего пало здесь ефремлян 42 тысячи. Иеффай был судьею Израиля шесть лет (Суд.12:1–7).

Словарь Вихлицкого :
(Он освободит) (Суд 11:1-3; Суд 11:5; Суд 11:28, Суд 11:32, Суд 11:34, Суд 11:40; Суд 12:1, Суд 12:2, Суд 12:4, Суд 12:7; 1Цар 12:11; Евр 11:32) — один из сыновей (потомков) Галаада из колена Манассиина, рожденный от блудницы, изгнанный родственниками, но позже призванный начальниками народа помочь победить аммонитян. После блестящей победы над ними он дал обет принести в жертву то, что первое выйдет ему навстречу из города и это оказалось его единственная дочь. Его никто не остановил, как некогда Саула (1Цар 14:44-45), и он исполнил свой обет. Иеффай был судьей Израиля шесть лет.
Словарь Никифорова :
(Бог откроет, т.е. освободит, сделает свободным; Суд 11:1, Евр 11:32) — один из замечательнейших Судей народа Израильского, сын Галаада, от наложницы. Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своею воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны Аммонитян с Израилем старейшины Галаадские просили его принять начальство над ними и сразиться с Аммонитянами. Иеффай сказал старейшинам: — «не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? Зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?» (Евр 11:7). Затем он согласился сделаться их начальником, впрочем с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда. Прежде сражения Иеффай два раза отправлял послов к царю Аммонитскому для переговоров, но они не имели успеха. Тогда, возбужденный Духом Божиим, он сразился с Аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов, начиная от Ароера на Арноне до Минифа и Авель-Керамима. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу — принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первою выходит на встречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнавши об его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над нею обет свой, «к они не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, замечает свящ. писатель кн. Судей, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая, Галаадитянина четыре дня в году» (Суд 11:1-40). По одним комментаторам, как например по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь. После победы над Аммонитянами Иеффай не долго жил в своем доме. Ефремляне, недовольные что Иеффай не пригласил их с собою на войну против Аммонитян, вступили в Галаад, угрожая сжечь Иеффая со всем его домом. Он старался сначала успокоить их убеждениями, но убеждения не подействовали. Тогда Иеффай. собравши всех жителей Галаада, сразился с Ефремлянами и разбил их. Немедленно после победы он велел занять все переправы через Иордан, и когда кто либо из Ефремлян, спасшихся от меча, приходил к переправе, его спрашивали: не Ефремлянин ли он? Если тот говорил: нет, то его заставляли произнести слово: шибболет (колос). Ефремляне не могли правильно выговаривать это слово, и потому всякого кто произносил сибболет умерщвляли у переправы (Суд 12:1-7). Всего пало здесь Ефремлян 42,000. Иеффай был судиею Израиля шесть лет. Пр. Самуил указывает на него как на одного из великих мужей, воздвигнутых Богом па защиту своего народа (1Цар 12:11), и ап. Павел в послании к Евреям упоминает о нем, в числе других великих мужей, одержавших великие победы силою веры в Бога (Евр 11:32).

Слово иеффай в симфонии
В Библии слово "иеффай" упоминается в 14 стихах.
Другие формы слова : иеффай.

Суд 11 : 1
Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы; от Галаада родился Иеффай.
Суд 11 : 3
И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним.
Суд 11 : 7
Иеффай сказал старейшинам Галаадским: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?
Суд 11 : 9
И сказал Иеффай старейшинам Галаадским: если вы возвратите меня, чтобы сразиться с Аммонитянами, и Господь предаст мне их, то останусь ли я у вас начальником?
Суд 11 : 11
И пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа в Массифе.
Суд 11 : 12
И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?
Суд 11 : 14
[И возвратились послы к Иеффаю.] Иеффай в другой раз послал послов к царю Аммонитскому,
Суд 11 : 15
сказать ему: так говорит Иеффай: Израиль не взял земли Моавитской и земли Аммонитской;
Суд 11 : 30
И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
Суд 11 : 32
И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
Суд 11 : 34
И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
Суд 12 : 2
Иеффай сказал им: я и народ мой имели с Аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их;
Суд 12 : 4
И собрал Иеффай всех жителей Галаадских и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремлян, говоря: вы беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии.
Суд 12 : 7
Иеффай был судьею Израиля шесть лет, и умер Иеффай Галаадитянин и погребен в одном из городов Галаадских.