Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : иехония

Иехония («Яхве укрепит, установит»), сын и преемник иуд. царя → Иоакима (1Пар 3:16,17; Есф 2:6; Иер 24:1; Иер 27:20; Иер 28:4; Иер 29:2; Иер 22:24,28; Иер 37:1; Мф 1:11,12). Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4Цар 24:8), одного из видных вельмож Иоакима (Иер 26:22; Иер 36:12,25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4Цар 24:8; 2Пар 36:9); его правление продолжалось недолго — три месяца и десять дней (2Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности, X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью, слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол дядю И. Матфанию, дав ему имя → Седекия (4Цар 24:10–17; ср. также Иер 22:24–30). После 37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему содержание (4Цар 25:27–30; Иер 52:31–34).

Библ. сведения о времени пленения И. были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было обнаружено около 300 глиняных табличек, на которых указано количество масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из которых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло предназначено «для Яукина, царя земли Яхуд», «для пяти сыновей царя земли Яхуд» и «для восьми людей из земли Яхуд», при этом добавляется: «лично в руки Канаме» (вероятно, слуге). След., в 1Пар 3 имеются в виду сыновья И., а не его внуки, как предполагают некоторые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший → Салафиил — не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов, найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире), написано: «Принадлежит Елиакиму, управляющему Яукина». Это позволяет предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на что надеялись все жители Иудеи — Иер 28:3,4) не стал присваивать себе собственность законного царя.

Слово Иехония найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ИЕХОНИЯ (поставленный Богом) — старший сын Иоакима, царя Иудейского от Нехушты и его преемник (4 Цар. 24:6; 1 Пар. 3:16; Матф. 1:11, 12).

Словарь собственных имен :

Иехония (יְכָנְיָהוּ ,כָּנְיָהוּ ,יוֹיָכִין ,יְהוֹיָכִין ,יְכָנְיָה = Бог поставляет, утверждает, или Бог установитель, основатель, утвердитель; Ἰωαχίμ, Ἰεχονίας, Ἰωακίμ, Ἰωακείμ; Ioachin, Iechonias; Іехѡ́ніа, Іехонíа; Іѡахінъ; L: Ioiachin, Iechania, Iechonia): 4Цар.24:6, 8, 12, 15, 17, 25:27. 1Пар.3:16. 2Пар.36:8, 9. Ecф.2:6. Иер.22:24–30, 24:1, 28:4, 29:2, 52:31. Вар.1:3, 9. Иез.1:2. Mф.1:11, 12. – Сын Иоакима, царь Иудейский, переселенный Навуходоносором в Вавилон. Имя это, как здесь показано, и в самом еврейском тексте читается различно: в 4Цар. и у Иер.52:31 и у Иез.1:2 в евр.: Иоахин; у Иер.22:24, 28, 37:1: Хония; в прочих местах: Иехония. Впрочем, в еврейском все эти чтения имеют одно и то же значение, происходя от корня כּוּן – твердо стоять. По второй кн. Пар.36:9 по евр. тексту, и во 2Ездр.1:43 по LXX, ему было восемь лет при вступлении на престол, но по 4Цар.24:8) восемнадцать. Последнее признается более вероятным. У Ев. Матфея (Мф.1:11) по греческому тексту читается: «Иосия родил Иехонию»; но Иосия родил Иоакима, Иоаким – Иехонию; след., здесь в греческом тексте в родословной линии один член опущен; но в других древних рукописях он есть, и потому внесен и в русском, и в славянском. История об этом царе не многосложна. Он вступил на престол в самое мятежное время, когда Иоаким, признавая сначала над собою власть Навуходоносора, потом отложился от него, и тогда полчища разных враждебных народов начали разорять Иудею (4Цар.24:1–4), и наконец Иоаким взят был Навуходоносором в плен и заключен в оковы (Иер.22:18–19. 2Пар.36:6). И несмотря на это и Иехония, подобно отцу своему, делал неугодное в очах Господа и не следовал увещаниям пророка Иеремии, и потому и ему возвещен чрез пророка грозный суд Божий (Иер.22:24–30). И вскоре действительно Иерусалим осажден был войском Навуходоносора, и во время осады сам Навуходоносор приступил к городу. Тогда юный царь, царица и царедворцы, устрашенные предстоящим наказанием, вышли из города и пали к ногам завоевателя, и он отправил их в Вавилон, и в это время все знатнейшие иудеи и все сокровища и все лучшее отправлено в Вавилон. Вместо Иехонии Навуходоносор воцарил в Иудее Матфанию, переименовав его Седекией (4Цар.24:8–14). Иехония находился в темнице 36 лет, до самой смерти Навуходоносора. Наконец, при Евильмеродахе, сыне Навуходоносора, он выведен был из темницы, и престол его поставлен выше престолов других подвластных царей, и Иехония пользовался особенным благорасположением Евильмеродаха (4Цар.25:27–30). Zell. 1. р. 707. О детях Иехонии См. Арх. Мих. Толк. Ев. на Мф. стр. 7.

Словарь Вихлицкого :
(Иегова устанавливает) (4Цар 24:6, 4Цар 24:8, 4Цар 24:12, 4Цар 24:15, 4Цар 24:17; 4Цар 25:27; 1Пар 3:16, 1Пар 3:17; 2Пар 36:8, 2Пар 36:9; Иер 22:24, Иер 22:28; Иер 24:1; Иер 28:4; Иер 37:1; Иер 52:31; Мф 1:11, Мф 1:12) — сын и наследник Иоакима, царь иудейский. После трех месяцев царствования был отведен пленным в Вавилон и провел там 37 лет в заключении. Был освобожден Меродахом и вскоре умер в Вавилоне (в Иер 52:31; Иез 1:2 назван Иоаким). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Словарь Никифорова :
(Поставленный Богом; 4Цар 24:6, 1Пар 3:16, Мф 1:11-12) — старший сын Иоакима, царя Иудейского, от Нехушты, и его преемник. Он царствовал только три месяца и 10 дней, затем отведен в плен в Вавилон Навуходоносором. После тридцатишестилетнего заключения был освобожден Евил-Меродахом. Умер в Вавилоне (4Цар 24:8-12. 25:28-30, 2Пар 36:9). Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Мф 1:11). Писатель 2Езд 1:34 дает имя Иехонии Иохазу, сыну Иосии, царствовавшему три месяца после смерти Иосии, и затем низложенному и отведенному в Египет Фараоном Нехао. Кроме того, во 2Езд Иехония — имя двух лиц: 1:9 — один из начальников левитов, во дни царя Иосии, называемый иначе во 2Пар 35:9 Хонанею 2Пар 8:89 — сын Иоиля, в Езд 10:2 называемый Шеханиею.