Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : иисус

Иисус, греч. ф-ма [Иэсус] евр. имени Иешуа («Господь есть спасение»):

1) И., сын Сирахов → Апокрифы;

2) И. Христос → Иисус Христос;

3) иудеохристианин, прозванный Иустом, от имени которого Павел приветствует церковь в Колоссах (Кол 4:11). → Иешуа → Иисус Навин.

Слово Иисус найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ИИСУС (греческая форма евр. имени Иешуа, что значит «помощь Иеговы» или «спаситель») — означенное имя нередко встречается у евреев, но главное из них принадлежит Господу Иисусу Христу, Совершителю нашего спасения. Оно было дано Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу через Ангела Гавриила. См. ХРИСТОС.

Из прочих лиц, упоминаемый в книгах Ветхого и Нового Заветов под означенным именем особенно замечательными являются следующие:

а)  1 Цар. 6:14, 18 — Вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие ковчег Божий из земли Филистимской.

б)  4 Цар. 23:8 — градоначальник Иерусалима, по имени которого были названы городские ворота.

в)  Агг. 1:1, 14; Езд. 2:2; Зах. 6:11 — сын Иоседеков, первосвященник Иудейский — первый первосвященник по возвращении Иудеев из плена.

г)   Езд. 2:6 — Израильтянин из рода Пахаф-Моава.

д)  Езд. 2:40 — один из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем.

е)  Неем. 3:19 — отец Езера, принимавшего участие в починке стены Иерусалимской во времена Неемии.

ж) и з)  Неем. 10:9; 12:24 — два лица из левитов во времена Неемии.

и)  Кол. 4:11 — Иисус по прозванию Иуст (праведный) — христианин, бывший с ап. Павлом в Риме.

ИИСУС, сын Навин — называемый в книге Исход (24:13) служителем Моисея, поскольку помогал ему в деле служения; был предводителем Израильтян в битве с Амаликитянами при Рефедиме (Исх. 17:9), был послан в Ханаан для осмотра земли обетованной; стал преемником Моисея; скончался на 110 году жизни в своём уделе Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (И. Нав. 1:1).

Словарь собственных имен :

Иисус (יְהוֹשׁוּעַ יֵשׁוּעַ = спаситель; Ἰησοῦς; Iesus, Ieshue, Ioshue, Iesu, Iosue; Іисусъ; L: Iesus, Iosua, Iesua). – Слово греческое, образовавшееся из еврейского Иешуа, сокращенного из Иегошуа, значит то же, что греческое Σωτήρ, латинское Salvator, т. е. Спаситель. В Св. Писании оно усвояется разным лицам. Таковы:

Словарь Вихлицкого :
(Греческая форма еврейского имени Иешуа — сокр. от Иегошуа, что значит помощь Иеговы или Иегова спасает)

а) имя, дававшееся многим в еврейском народе, но известное прежде всего тем, что было дано по указанию Божию (Мф 1:21) Христу, Спасителю людей, родившемуся от Марии в семье Иосифа, потомка Давида (см. Христос Иисус);

б) Осия, сын Навин (Нава или Нона) из колена Ефремова (Чис 13:9), служитель Моисея (Исх 24:13). Вошел в историю как Иисус Навин (Чис 13:7; Чис 14:6). Он возглавил войско израильтян в борьбе с амаликитянами (Исх 17:9) и оказался одним из верных среди разведчиков земли. Бог поставил его наследником Моисея для введения народа Божия в обетованную землю. После перехода Иордана он совершил успешные походы на юг (Нав 10:1) и на север (Нав 11:1) Ханаанской земли, разделяя ее по жребию между коленами, как повелел Моисей. По его слову в битве при Гаваоне Господь остановил солнце, давая время мщению и показывая, как может Бог слышать голос человеческий (Нав 10:12-14); (см. Навин)

в) (1Цар 6:14, 1Цар 6:18) — житель Вефсамиса, на поле которого остановилась колесница с ковчегом;

г) (4Цар 23:8) — градоначальник Иерусалима во дни Иосии, царя иудейского (или до него); (см. ворота)

д) (Езд 2:2; Езд 3:2, Езд 3:8; Езд 4:3; Езд 5:2; Езд 10:8; Неем 7:7; Неем 12:1, Неем 12:10, Неем 12:26; Агг 1:1, Агг 1:12, Агг 1:14; Агг 2:2.4; Зах 3:1, Зах 3:3, Зах 3:6, Зах 3:8, Зах 3:9; Зах 6:11) — сын (потомок) Иоседека, первосвященник во дни Зоровавеля, пришедший с ним из плена и приложивший много стараний для восстановления храма и богослужений. Названный великим иереем (служителем, священником) у пророков Аггея и Захарии, он являлся ярким прообразом грядущего небесного Первосвященника, Отрасли, Которого явит Бог (Зах 6:12);

е) (Езд 2:6; Неем 7:11) — предок Пахаф-Моава;

ж) (Езд 2:36; Неем 7:39) — предок Иедаии (возможно, упомянутый выше в пункте д);

з) (Езд 2:40; Езд 3:9; Неем 7:43; Неем 8:7; Неем 9:4, Неем 9:5; Неем 10:9; Неем 12:8, Неем 12:24) — один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, а также участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода);

и) (Езд 8:33) — отец (предок) Иозавада;

к) (Неем 3:19) — отец (предок) Езера;

л) (Кол 4:11) — еврей по прозвищу Иуст, один из верных сотрудников ап. Павла.
Словарь Никифорова :
(Греческая форма Евр слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) — означенное имя не редко встречается между Евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу, через ангела Гавриила. «Родит же сына и наречешь Ему имя: Иисус, возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф 1:21). см. Христос. Из прочих лиц, упоминаемых в свящ. книгах В. и Н. Завета, под означенным именем особенно замечательны следующие: 1Цар 6:14,18 — Вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие Ковчег Завета из земли Филистимской, из г. Аккарона. 4Цар 23:8 — градоначальник Иерусалима, по имени которого были наименованы городские ворота. Положение означенных врат совершенно неизвестно, и о самом Иисусе нигде в другом месте не упоминается. Агг 1:1,14, Езд 2:2, Зах 6:11 — сын Иоседеков, первосвященник Иудейский, — первый первосвященник, по возвращении Иудеев из плена. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского (Езд 5:2). Пр. Захария видел Иисуса в видении стоящим пред Господом в запятнанных одеждах, а по правую руку его сатану, чтобы противодействовать ему, но Ангел Господень поразил проклятием сатану, и облек Иисуса в другие одежды торжественные (Зах 3:1-6). Через несколько времени Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец (Зах 6:10-14). Иисус, сын Иоседеков, несомненно был одним из великих первосвященников, и имя его прославилось в потомстве (Сир 49:14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (гл. 6). Езд 2:6 — Израильтянин, из рода Пахаф-Моава. 2Езд 9:48 — из левитов, объяснявших народу читаемое Ездрою из книги Закона в седьмой месяц. Езд 2:40 — также из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. Неем 3:19 — отец Езера, во дни Неемии, чинившего стену Иерусалима во втором участке. Неем 10:9, Неем 12:24 — два лица из левитов во дни Неемии. Кол 4:11 — Иисус, по прозванию Иуст (праведный), Христианин, бывший с ап. Павлом в Риме, Он вместе с Аристархом и Марком, племянником Варнавы, был сотрудником ап. Павла и служил для него, по его собственному выражению, отрадою. В Acta Sanctorum (June IV, 67) он называется епископом Елевтерополя.
Словарь Нюстрема :
1) евр. Иешуа, Иесуа или Иехошуа (Езд 3:2; Езд 4:3; Езд 5:2; Неем 12:26; Агг 1:1; Агг 2:4), слово еврейское, которое обозначает: Иегова спасает. Так назывался сын и преемник первосвященника Иоседека. Он возвратился вместе с народом из Вавилонского плена. Вместе с князем Заровавелем Иисус старался восстановить город, храм и богослужение. Он был ярким прообразом Иисуса Христа по своему служению и, особенно, по двум пророчествам. В первом (Зах 3:1), о нем говорится, что он подобен головне исторгнутой из огня, что он защищается ангелом от сатаны и облечен в торжественную одежду; в этом же пророчестве Иисус получает обещание, если останется верным, судить дом Господень; и дается обетование, что Господь пошлет раба своего, по имени Отрасль, и изгладит грех земли в один день.

Во втором пророчестве — в Зах 6:9 и дал. говорится, что на голову Иисуса возлагаются венцы, которые сделаны из серебра и золота, собранного у приходивших из Вавилонского плена евреев. В этом месте он является прообразом той Отрасли, которая создает храм Господень, и «придут издали и примут участие в построении храма». Срав. Хелдай и Товия.

2) Сын Навина или Нуна (Чис 13:9) из колена Ефрема (1Пар 7:27) слуга Моисея (Исх 24:13). Моисей дал ему имя Иисус вместо прежнего Осия (Чис 13:17). Иисус был предводителем израильтян в битве с Амаликитянами при Рефидиме (Исх 17:8). Он был также одним из соглядатаев, которые посылались в Ханаан для осмотра земли. Только он и Халев говорили правду народу о Ханаане (Чис 14:6). Иисус Навин был избран Богом быть преемником Моисея, для чего и был поставлен Моисеем перед священником Елеазаром и всем израильским обществом. Моисей возложил на него руки (Чис 27:19). Таким образом, он торжественно был призван и поставлен Богом (Втор 31:1). Когда израильский народ перешел Иордан, ему было 84 года. После того он в продолжение 26 лет покорял Ханаан и делил покоренную землю. Вся его жизнь была ярким выражением высказанного им: «Я и дом мой будем служить Господу» (Нав 24:15). После торжественной прощальной речи к народу и возновления завета народа с Богом он окончил свою жизнь 110 лет и был похоронен в своем уделе в Фимнаф-Сера на горах Ефремовых (Нав 24:29 и дал.). Об И. Навине, как прообразе Величайшего Вождя Спасения, Который вводит своих в настоящий покой, смотри Евр 2:10; Евр 4:8 и дал. Доказательством известности Иисуса Навина в то время является финикийская надпись около города Тингиса в Мавритании, в западной Африке. Эта надпись принадлежит финикийцам, которые бежали из Ханаана, и эта же надпись приводится в истории вандалов Прокопия (Prokopius): «мы те, которые убежали от разбойника Иисуса, сына Навина».

3) Вефсамитянин, на поле которого остановился ковчег, когда он был отослан обратно филистимлянами (1Цар 6:14).

4) Градоначальник в Иерусалиме, перед воротами которого находились высоты с жертвенниками, которые были разрушены Иосией (4Цар 23:8).

5) Священник во времена Давида (1Пар 24:11).

6) Имена некоторых лиц, возвращавшихся из Вавилона (Езд 2:2, Езд 2:40; Езд 8:33; Неем 3:19; Неем 8:7).

7) Город в колене Иуды, снова отстроенный после возвращения из плена (Неем 11:26).

8) Называемый Иуст, верующий еврей, сотрудник ап. Павла (Кол 4:11).

Слово иисус в симфонии
В Библии слово "иисус" упоминается в 715 стихах.

Исх 17 : 10
И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
Исх 17 : 13
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
Исх 32 : 17
И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
Исх 33 : 11
И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
Чис 11 : 28
В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
Чис 14 : 6
И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои
Чис 14 : 38
только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.
Чис 34 : 17
вот имена мужей, которые будут делить вам землю: Елеазар священник и Иисус, сын Навин;
Втор 1 : 38
Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
Втор 31 : 3
Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь;
Втор 31 : 14
И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у [входа] скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у [входа] скинии собрания.
Втор 32 : 44
[И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
Втор 34 : 9
И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
Нав 1 : 10
И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:
Нав 1 : 12
А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:
Нав 2 : 1
И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.
Нав 3 : 1
И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его.
Нав 3 : 5
И сказал Иисус народу: освятитесь [к утру], ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса.
Нав 3 : 6
Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета [Господня] и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета [Господня] и пошли пред народом.
Нав 3 : 9
Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего.