Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : иоппия

Иоппия → Яффа.

Слово Иоппия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Иоппия, Иоппийцы, Иоппийский (יָפוֹ – от יָפָה = сиять, виднеть, возвышаться, красоваться, красивым быть, по Фюрсту и Герцогу: возвышение, возвышенный город, т. е. высоко поднимающийся над морем, а по Гезению и Касселю: красивая местность, красота; Ἰόππη, Ἰοππίται; Ioppen, Ioppitae; Іо́ппы, Іоппíа, Iоппíяне; L: Iapho, Ioppe): Нав.19:46. Ион.1:3. 1Мак.10:75–76, 11:6,. 12:33–34, 13:11, 14:5, 34. 2Мак.12:3, 4, 7. 1Ездр.3:7. 2Ездр.5:53. Деян.9:36, 38, 10:5, 8, 32. – Древнейший город финикийский, по завоевании земли обетованной иудеями, доставшийся колену Данову (Нав.19:46), ныне называемый Яффа. По мнению многих древних писателей, это дOnomопный город (Pomp. Mela 1, 11. Plin. V, 14 и др.). Плиний в указанном месте пишет: «Iоре Phoenicum, antiquior terrarum inundatione, ut ferunt. Insidet collem praejacente saxo, in quo vinculorum Andromedae vestigia ostendunt. Colitur illic fabulosa Ceta“. С этим древним городом соединяются разные предания, наприм. миф языческий об освобождении царской дочери Андромеды от власти морского чудовища Персеем, еврейская легенда, что будто бы здесь Ной строил ковчег, и др. (Herz. VII. р. 4. Пут. Нор. T. 4. стр. 129–130). Город этот лежит при Средиземном море, на высоком холме, выше Иамнии и ниже Антипатриды и потока Гаасского, на юге цветущей равнины Саровской, недалеко от Лидды (Деян.9:38), в 150-ти стадиях от Антипатриды, в 6-ти милях на запад от Рамлы, в 12-ти часах к северо-западу от Иерусалима (Геогр. изд. Поляк, ст. 54 и 76–77). Город обладает многими гаванями, хотя не безопасными, но почитающимися лучшими на берегу филистимском. Отсюда город во все времена был весьма важным портовым и торговым городом. Здесь во времена И. Навина назначен был предел колену Данову (Нав.19:46). Сюда Хирамом Тирским присылаемы были на плотах кедровые леса для строения храма Соломона и дворцов его (2Пар.2:8, 12, 16). Здесь пророк Иона, вместо того, чтоб идти, по повелению Божию, с проповедью в Ниневию, сел на корабль, и отправился в Фарсис (Ион.1:3). По возвращении иудеев из плена Вавилонского, в Яффу, с дозволения Кира Персидского, сидоняне и тиряне доставляли кедровый лес для строения второго храма Иерусалимского (1Ездр.3:7). Но Иоппия и другие финикийские города, так как и сами иудеи и другие соседние народы, оставались сначала, в зависимости и под властию царей Персидских, и потом по смерти Александра Македонского, когда царство его разделилось, иудеи сперва попали под власть царей египетских и потом сирийских, и Келесирия и приморские финикийские города также были во власти царей сирийских. Во времена Маккавейские, когда иоппийцы обнаружили явное нерасположение свое к живущим среди них иудеям, Иуда Маккавей отмстил им за их жестокость (2Мак.12:3–7). Потом Ионаоан, с братом своим Симоном, во время управления Келесирии Аполлонием, военачальником Димитрия, совершенно овладел Иоппией и другими соседними городами (1Мак.10:69–87). После Симон поставил здесь охранное войско (1Мак.12:33–34, 13:11); потом сделал Иоппию пристанью и укрепил этот городок (1Мак.14:5, 34). Город этот был единственным портовым городком для иудеев при Средиземном море. Царь Антиох Сидет, сын Димитрия, гневался на Симона за такое присвоение себе Иоппии и других городов сирийских и угрожал ему войною, если не возвратит их или не заплатит дани за них; но Симон отвечал, что города эти наследие отцов наших, и мы только их возвратили, и притом они причинили много зла земле нашей. Раздраженный царь послал с войском полководца Кендевея; но сыновья Симона разбили и прогнали его (1Мак.15:28–41, 16:1–10). Впоследствии Помпей, завоевав и подчинив Иудею римлянам, объявил Иоппию, с другими некоторыми городами, вольным городом и причислил к Сирийской области (Древн. XIV. 4, 4). Но Цезарь соединил с Иудеей, возвратив ее Гиркану, и потом она перешла к Ироду, и за ним – к Архелаю (Древн. XIV. 10, 6. XV. 7, 3. ХVII. 11, 4), и после него· опять причислена к Сирийской области (Древн. ХVII. 13, 5). При Гессие Флоре она много пострадала от его жестокости и при Веспасиане была разорена, и большая часть ее жителей погибла от меча римлян (Флав. de Bello Ind. кн. 2. гл. 18. § 10 и кн. 3. гл. 9. § 2–4). – Христианство рано водворилось в Иоппии. Когда, по смерти Стефана и обращении Савла, ап. Петр посетил эти места: здесь уже были христиане. В Иоппии Петр воскресил Тавифу и несколько дней пребывал здесь в доме кожевника Симона (Деян.9:32–43). Здесь, в Иоппии имел он видение о церкви из язычников (Деян.10:9–20 и далее, и гл. Деян.11). После разорения и разрушения римлянами, она снова была восстановлена, и это разрушение и восстановление ее в течение столетий повторялось несколько раз. В царствование Константина В. в Яффе открыта епархия. Из подписей на Соборах Ефесском в 431 году и Иерусалимском в 536 году видно, что из Иоппии были здесь хр. епископы. Но в VII веке ею завладели срацины. В ХII веке она завоевана была крестоносцами и укреплена Балдуином 1-м; но вскоре, в 188 году взята Саладином, и сделалась добычей сперва султанов египетских и потом турок. В 1799 году французы взяли ее приступом и разграбили. Ныне Яффа составляет один из главнейших сирийских портовых городов, и торговля его весьма значительна. Из описаний путешественников видно, что вид города с моря весьма красив, представляя взору среди роскошных садов белеющуюся группу амфитеатром расположенных зданий; но после стольких опустошений, какие вынес этот город в прошедшее время, в нем не имеется теперь никаких особенных памятников древности, кроме некоторых остатков стен и нескольких гранитных колонн, и город сам по себе, кроме окружающих его роскошных садов, не имеет ничего особенно привлекательного. Древняя Яффская пристань в настоящее время совершенно занесена песком, так что пароходы должны останавливаться в открытом море, в расстоянии целой мили от берега. Путь к берегу заслонен грядой скал, составлявших прежде естественную защиту гавани, и ныне имеющих один узкий и весьма опасный дефилей для прохода; переезд на берег между зубчатых камней часто сопряжен бывает с великой опасностью, особенно во время ветра. В город надобно подыматься по закоулкам нагорных улиц с уступа на уступ. Вместо дворцов и храмов здесь представляются взору сдавленные, неопрятныя, плохо и в беспорядке сложенные каменные строения; чрез пустые оконные отверстия глядит неприкрытая нагота восточной жизни; улицы города чрезвычайно темны, узки и грязны, и в самом далеком будущем не предвещают городу никакого прогресса. Есть здесь три монастыря: греческий, латинский (францисканский) и армянский, несколько мечетей, одна синагога, русская миссия, Протестантское общество, несколько училищ, есть и гостиница, но для любителя древностей мало представляется жатвы. Определение местности дома Симона кожевника, где обитал ап. Петр, служит доселе предметом разноречий. Францисканцы долго удерживали положение этого места за своим монастырем, но теперь и они переменили свое мнение. Полагают, что дом Симона лежит к югу от странноприимного дома католического, и теперь занят мечетью, тогда как прежде на этом месте была церковь. Обычай молиться на террасах (Деян.10:9) сохранился до настоящого времени, равно как и обычай производить на базаре, у городских ворот разбор судных дел (сн. Втор.21:9. Руф.4:11). Базар Яффский имеет для путешественников тот интерес, что знакомит их с разнородными жителями Палестины, с которыми придется им иметь дело во время своего путешествия. За городом показывают место воскресение Тавифы, но вероятно, это место ее погребения, потому что оно находится в открытом поле, где виден на каменистом холме погребальный вертеп. Место это принадлежит Русской миссии, и здесь в Русском саду, при раскопках открыт целый ряд гробниц древнееврейских и несколько христианских. Местность, где ныне Русский сад, издавна пользуется уважением, как место погребения Тавифы, и доселе жители толпами приходят сюда в праздничные дни для прогулок, несмотря на множество здесь других, более тенистых и более удобных садов. Яффа особенно славится богатейшими, вечно зелеными, цветущими и благоухающими садами. «Кто видел эти сады, – пишет наш отечественный путешественник, – тот может составить себе понятие об обилии земных благословений, которыми текла земля народа Божия. Лимонные, апельсинные и гранатовые деревья, перемешивающие свои плоды и листья в живописном беспорядке, составляют главную часть Яффских садов и отличаются изумительным плодородием; почти круглый год они отягчены плодами; еще не успеют собрать последних плодов одного сбора, как уже деревья цветут второй раз... Кроме апельсинов и лимонов, здесь растут в изобилии фиговыя, миндальныя, персиковые, абрикосовые, тутовые деревья, а также гигантские сикоморы и пальмы. В меньшем количестве разводятся здесь бананы и сахарный тростник. Нужно заметить. однако же, что яффские сады процветают только благодаря постоянным, искусственным орошениям, без которых растительность здесь немыслима, так как почвой садов служит не чернозем, а сухой и жаждущий песок. Каждый сад имеет здесь несколько орошательных колодцев, из которых каналами разводится вода под каждое дерево». Жителей в Яффе считается до 5-ти тысяч, из которых одна пятая доля христиан, а прочие (до 4-х тысяч) мусульмане. См. Олесн. Св. Земля Т. 2. 1878 г. стр. 165–176. Сн. Путеш. Нор. T. IV. гл. 9. Запис. 2-го его пут. стр. 9–10 и 58. Смышл. Син. и Пал. 1847 г. стр. 45–49. Herz. VII. p. 4–5.

Словарь Вихлицкого :
(Нав 19:46; Иона 1:3; Деян 9:36, Деян 9:42, Деян 9:43; Деян 10:5, Деян 10:8, Деян 10:23.32; Деян 11:5, Деян 11:13) — город на берегу Средиземного моря, нынешняя Яффа (во 2Пар 2:16; Езд 3:7 назван Яфа).
Словарь Никифорова :
(Прекрасный; Нав 19:46, Иона 1:3) — или, как называют ее в настоящее время, Яффа есть один из древнейших городов Азии, расположенный на песчаной возвышенности и первоначально принадлежавший колену Данову. Он находится на с.-з. берегу Средиземного моря между Кесариею и Газою, в 37 англ. милях от Иерусалима. Еще в царствование Соломона Иоппия была Иерусалимскою гаванью. Гавань с трех своих сторон омывается морем. Как и прежде, она и доселе остается главным морским портом Иудеи и несомненно имела некогда огромное значение в коммерческом отношении (2Пар 2:16, Езд 3:7, Иона 1:3). В настоящее же время означенная гавань находится в неудовлетворительном состоянии, и корабли обыкновенно бросают якорь за милю от города. В г. Иоппию, во времена Соломона, отправлялись на плотах с Ливанских гор кедровые леса для строения Соломонова храма и его дворцов. Здесь пр. Иона сел на корабль и отправился в Фарсис, вместо того чтобы идти с проповедью в Ниневию. В Иоппии ап. Петр воскресил Тавифу и несколько дней он пробыл здесь в доме кожевника Симона; здесь же имел он, видение о Церкви из язычников (Деян 10:9-20, гл. 11). Местность, где ныне Русский сад, издавна пользуется уважением, как место погребения Тавифы, и доселе городские жители толпами приходят сюда в праздничные дни для прогулок. Обычай молиться на террасах (Деян 10:9) сохранился до настоящего времени, равно и обычай производить на базаре у городских ворот разбирательство судебных дел (Руфь 4:11). Означенный город играл не малое значение во времена Крестоносцев и в Египетском походе Наполеона Бонапарта в 1799 году. Нынешняя Яффа содержит около 5,000 жителей, преимущественно Турок, Арабов, и до 600 христиан, она обнесена стеною до 14 футов в вышину, с несколькими мечетями внутри. Жители Яффы занимаются преимущественно производством мыла. Яффские померанцы, равно как гранаты и дыни, считаются одними из лучших.
Словарь Нюстрема :
см. Яффа.