Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : иосиф

Иосиф [еврейское Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)»].

I 1)а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22–24). Из сопоставления Быт 30 и Быт 31 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте (Быт 37:3). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. — длинную рубаху (→ Одежда); употребленное здесь евр. слово встречается также в 2Цар 13:18,19;

б) в судьбе И. проявился Божий промысл. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения которых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла (Быт 50:20) и даже на смертном одре верил в Божье обетование (Евр 11:22). Текст Пс 104:16–22 проливает свет на божеств. Промысл в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу «худые слухи» о своих братьях (Быт 37:2), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, которое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть (Быт 37:4,8,11), и они в → Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., которую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник (Быт 37);

в) при каком именно фараоне И. оказался в Египте, неизвестно. Исходя из того, что израильтяне оставались в Египте 430, а не 215 лет (→ Летосчисление, IV,2–4), можно предположить, что И. пришел в Египет в период между XIX и XVII в. до Р.Х.; известно только, что он появился там на 20 лет раньше Иакова. Часто эти события связывают с т.наз. Вторым переходным периодом (→ Египет) и со временем правления гиксосов (ок. 1786–1540 гг. до Р.Х.). От того, правильна ранняя или поздняя датировка исхода, зависит и точное определение времени, в которое И. находился в Египте. Библ. сведения о пребывании И. в Египте вполне соответствуют данным, получ. в результате археол. раскопок и из других источников, касающихся жизни древнего Египта;

г) вначале жизнь И. в Египте складывалась удачно; он добился расположения своего хозяина, который сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Отвергнув домогательства жены Потифара, И. по ее ложному обвинению был брошен в темницу. Но Бог вновь поддержал И., и начальник тюрьмы сделал его надсмотрщиком над заключенными (Быт 39). Иосиф истолковал сны виночерпия и стольника фараона, и сказанное им исполнилось. И. оставался в заточении два года, пока о нем не вспомнили, когда фараону приснились сны о коровах и колосьях и никто не мог их разгадать. И. привели к фараону, и он истолковал сны так: за семью годами изобилия в стране настанут семь лет голода, поэтому фараону следует найти разумного человека, который бы за семь урожайных лет собрал и сохранил пятую часть урожая как запас на голодные годы. Совет так понравился фараону, что он назначил И. сборщиком этих запасов. Одежда узника сменилась дорогой полотняной одеждой, подаренной фараоном. На шею И. возложили золотую цепь, а на палец надели цар. перстень. Подарив И. одну из своих колесниц, фараон повелел, чтобы перед едущим провозглашали: «Преклоняйтесь!» Фараон поставил 30-летнего И. начальником «над всею землею Египетскою», дав имя Цафнаф-панеах, означающее, вероятно, «спаситель жизни» или «Бог говорит: он живет». Женой Иосифа стала Асенефа, дочь жреца Потифера из города Она, или Илиополя; она родила ему двух сыновей. Предсказание И. сбылось, и после семи лет изобилия настал голод (Быт 41);

д) в гл. 42 рассказывается о первом путешествии сыновей Иакова в Египет за хлебом; своего младшего сына Вениамина Иаков, опасаясь за его жизнь, оставил дома. При встрече И. сразу узнал своих братьев, они же его не узнали. И. объявил братьев соглядатаями и на три дня заключил их под стражу. Затем, оставив у себя Симеона, он позволил остальным вернуться домой, но велел им привести к нему младшего брата. И. приказал «наполнить мешки их хлебом» и туда же тайно положить деньги за зерно. Когда братья, вернувшись домой, рассказали все отцу, Иаков никак не хотел отпускать Вениамина. Но голод заставил сыновей Иакова совершить второе путешествие. Иуда поручился за жизнь Вениамина, и тогда отец согласился отпустить его. Когда братья пришли к И., он освободил Симеона и приказал накормить их. Затем он велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу, чтобы затем задержать его, обвинив в воровстве. Лишь после того как Иуда вызвался стать рабом вместо Вениамина, И. открылся братьям (Быт 43Быт 45:15). Он передал им и отцу приглашение фараона прийти в Египет вместе с семьями. Предложение было принято, и семья Иакова поселилась «в земле Раамсес» (Быт 47:11), «в земле Гесем»;

е) И. предпринял ряд жестких мер, направленных на укрепление власти фараона. В обмен на зерно он потребовал, чтобы египтяне отдали фараону свой скот, а затем и землю; за разрешение пользоваться землей они должны были отдавать фараону пятую часть урожая. Только жрецы сохранили свои земли;

ж) Иаков назвал сыновей И., Манассию и Ефрема, своими сыновьями, так что после этого род И. разделился на два колена (Быт 48:1–6). При этом Иаков поставил Ефрема выше Манассии, хотя Манассия был старше. Иаков даровал И. в отдельную собственность участок земли, который он «взял из рук Аморреев». Когда Иаков умер, И. приказал набальзамировать его тело и похоронить в Ханаане. Он также заверил своих братьев, что не собирается мстить им за «все зло», которое они ему причинили (Быт 50:21). И. прожил 110 лет, застав «детей у Ефрема до третьего рода» и сыновей Манассии. Перед смертью И. предсказал, что Бог выведет израильтян из Египта, и заклял сынов Израиля (т.е., видимо, всех потомков Иакова), чтобы они при исходе взяли с собой его кости (Быт 50:25; ср. Исх 13:19). Они так и сделали, похоронив останки И. возле → Сихема (Нав 24:32);

2) колено И. → Ефрем → Манассия;

3) отец Игала, израильтянина из колена Иссахара, посланного Моисеем на разведку в Ханаан (Чис 13:8);

4) руководитель первой чреды певцов во времена → Давида (1Пар 25:2,9);

5) глава священнич. рода Шевании, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:14);

6) израильтянин, взявший в жены язычницу (Езд 10:42);

7–8) двое предков Иисуса Христа (Лк 3:24,30);

9) муж → Марии, матери Иисуса. Из обеих родословных Иисуса Христа (→ Родословие) родословной И. принято считать список, приводимый в Мф 1:1–16. Более о происхождении И. ничего неизвестно. Кроме евангельских повествований о рождении и детстве Иисуса И. больше нигде не упоминается (в последний раз — в Лк 2:41–51). Это позволяет предположить, что И. умер молодым. Он был плотником (Мф 13:55) и, вероятно, научил этому ремеслу Иисуса;

10) один из братьев Иисуса носил имя И. (в Синодальном переводе — Иосий); помимо него названы Иаков, Симон и Иуда (Мф 13:55). В Мк 6 это имя приводится в его галилейской форме — Йосе [греческое Иосес, в Синодальном переводе — Иосия];

11) сын → Марии (4) и брат Иакова (Мф 27:56, в Синодальном переводе — Иосия). В Мк 15 то имя приводится в его галилейской форме Йосе [греческое Иосес, в Синодальном переводе — Иосия];

12) И. Аримафейский, член синедриона. Он был праведным человеком, ожидавшим Царства Божиего, тайным учеником Иисуса Христа, не принимавшим участия в суде над Ним. И. похоронил распятого Иисуса в гробнице, которую приготовил для себя (Мф 27:57–60; Мк 15:43–46; Лк 23:50–53; Ин 19:38–42);

13) первоначальное имя → Варнавы

II. [греческое Иосех, ср. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана]. Один из предков Иисуса Христа (Лк 3:26).

Слово Иосиф найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ИОСИФ (прибавление):

а)  Быт. 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова от Рахили, брат Вениамина. Многие обстоятельства его жизни служат прообразом некоторых событий земной жизни Спасителя Христа.

б)  Числ. 13:8 — отец Игала, одного из соглядатаев земли обетованной.

в)  1 Пар. 25:2-9 — один из сыновей певца Асафа во время царствования Давида.

г)   2 Цар. 19:20; 3 Цар. 11:28 — здесь разумеются колена Ефремово и Манассиино.

д)  Езд. 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноплеменнице и оставивший её.

е)  Неем. 12:14 — один из священников дома Шевании во времена Иоакима.

ж) Лук. 3:30 — один из предков Господа по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии.

з)   Лук. 3:26 — также один из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля.

и)  Матф. 1:16 и др. — обручник Девы Марии, сын Иакова.

к)   Деян. 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимавший жребий вместе с Матфием в присутствии апостолов, собравшихся для замены Иуды-предателя; принадлежал к числу семидесяти апостолов.

л)  Матф. 27:57, 59; Марк. 15:43; Лук. 23:50-53; Иоан. 19:38-42; Ис. 53:9 — Иосиф Аримафийский, член синедриона, тайный ученик Господа Иисуса Христа.

Словарь собственных имен :

Иосиф (יְהוֹסֵף ,יוֹסֵף = приумножит, приложит, присовокупит; Ἰωσήφ; V. и L: Ioseph; слав. Іѡси́фъ):

Словарь Вихлицкого :
(Прибавление)

а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт 30:23-24). В 17 лет из-за злобной зависти братьев он был продан ими в рабство в Египет (едва избежав смерти). Там, после многих трудов и лишений, он оказался в положении второго после фараона человека во всем царстве (Быт 41:38-46). В Египте у Иосифа родились два сына — Манассия и Ефрем, которых старый Израиль перед своей смертью усыновил и особо благословил, дав им два удела между братьями. Их колена иногда называются именем Иосифа (Чис 13:12; Чис 36:5; Втор 33:13-17; Суд 1:22-23; 3Цар 11:28; Откр 7:8), но в некоторых местах этим именем назван весь израильский народ (2Цар 19:20; Пс 76:16; Пс 79:2; Пс 80:6; Ам 5:6; Авд 1:18), или только одно северное царство (Пс 77:67 и др., см. Ефрем). Умер Иосиф в возрасте 110 лет, был набальзамирован по египетскому обычаю, но позже, в соответствии с его завещанием, Моисей вынес его кости и похоронил их в Сихеме (Исх 13:19; Нав 24:32); (см. колена Израилевы)

б) (Чис 13:8) — отец (предок) Игала;

в) (1Пар 25:2, 1Пар 25:9) — левит из сыновей Асафа, глава первой чреды певцов;

г) (Езд 10:42) — аналог. Адаия, е;

д) (Неем 12:14) — аналог. Адна, в;

е) (Мф 1:16; Мф 1:18, Мф 1:24; Мф 2:13, Мф 2:19; Лк 1:27; Лк 2:4, Лк 2:16, Лк 2:33, Лк 2:43; Лк 3:23; Лк 4:22; Ин 1:45; Ин 6:42) — сын Иакова (Илии) из колена Иудина, потомок царя Давида, муж Марии, от которой родился Господь Иисус Христос. Как говорит предание, он женился в преклонном возрасте (ср. Иаков, а) и ко времени выхода Господа на служение, его уже, видимо, не было в живых (в Писании он к этому времени нигде не упоминается);

ж) (Мф 27:57, Мф 27:59; Мк 15:43, Мк 15:45; Лк 23:50; Ин 19:38) — богатый человек из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, снявший (вместе с Никодимом) тело Иисуса с креста и похоронивший Его в гробе, который, видимо, был приготовлен для него самого и находился недалеко от места казни;

з) (Лк 3:24, Лк 3:26, Лк 3:30) — аналог. Авиуд, г (три);

и) (Деян 1:23) — называемый также Варсавою или Иустом, один из двух, постоянно находившихся с Апостолами во время всего земного служения Христа, и поэтому предложенных, чтобы выбрать из них замену отпавшему Иуде.
Словарь Никифорова :
(Прибавление, присовокупление) — имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р.Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как например Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе с своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. «Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.» — «Неужели ты будешь царствовать над нами» сказали ему на это братья. «Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.» — «Что это за сон, который ты видел? заметил на это с неудовольствием отец, — неужели я. и твоя мать, и твои братья прийдем поклонится тебе до земли?» Посему-то братья Иосифа решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову с словами: «мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или пет?» Иаков тотчас же узнал ее. «Это одежда сына моего, воскликнул он, хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф» и разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (шеол). В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого Еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел Египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель (Быт 36:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: «как я сделаю cue великое зло и согрешу пред Богом»? говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (гл. 39). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» (Пс 104:18), замечает по поводу сего Псалмопевец, «но и в темнице Господь был с Иосифом, и со всем, что он делал. Господь давал успех» (Пс 39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф, наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей — Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном Иосифу. «И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему: велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою» (Быт 41:42-43). Первым делом Иосифа, в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46). В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб Египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли Египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для Египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт 41:46-49,53-56 и др.). Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт Быт 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. — «Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб» (Быт 42:38). Иуда сказал ему на это: «отпусти отрока со мною..., я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни.» Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. «Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» (Быт 43:14). По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: «здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?» Они отвечали: «здоров раб твой, отец наш; еще жив.» — «Благословен человек сей от Бога!» сказал Иосиф, и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: «это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?» и сказал: «да будет милость Божия с тобой, сын мой.» Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал с своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. — «Нет, я этого не сделаю, говорил он; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом.» Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. «И так, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего: а отрок пусть идет с братьями своими.» — «Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт 44:33-34). Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: «Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут... Идите скорее к отцу моему... скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.» Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. «Довольно» (сего для меня), воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве Иосифа над всею землею Египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном; «довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.» И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, Иосиф выехал к нему на встречу в Гесем, и увидав его пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: «Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив» (Быт 46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (Быт 50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23), и умирая взял от своих братьев клятву — погрести его кости в земле Обетования (ст. 24-25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: «Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих» (Евр 11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из Египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Чис 13:7 — отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. 1Пар 15:2-9 — из сынов певца Асафа, в царствование Давида. 2Пар 19:20, 3Цар 11:28. В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремове и Манассиино. Езд 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. В 2Езд 9:34 он значится из сынов Езора. Неем 12:14 — из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Иудф 8:1 — предок Иудифи. 1Мак 5:18, 1Мак 56:6 — Еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. 2Мак 8:22 — лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. Лк 3:30 — один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Лк 3:26 — также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. Мф 1:16 и др. — обручник Пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (Мф 1:16), из рода Давидова (Мф 1:20, Лк 1:27), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Деян 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. Мф 27:57-59, Мк 15:43, Лк 23:50-53, Ин 9:38-42, Ис 53:9 — Иосиф Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (Мк 15:43) и Лк (Лк 23:50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного.» Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.

Слово иосиф в симфонии
В Библии слово "иосиф" упоминается в 117 стихах.

Быт 30 : 24
И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.
Быт 33 : 7
подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.
Быт 35 : 24
Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
Быт 37 : 2
Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их.
Быт 37 : 5
И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более.
Быт 37 : 17
И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
Быт 37 : 23
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,
Быт 37 : 33
Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
Быт 39 : 1
Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
Быт 39 : 4
И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
Быт 39 : 6
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.
Быт 40 : 3
и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.
Быт 40 : 6
И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.
Быт 40 : 8
Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
Быт 40 : 12
И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви -- это три дня;
Быт 40 : 18
И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины -- это три дня;
Быт 40 : 22
а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.
Быт 41 : 16
И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.
Быт 41 : 25
И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
Быт 41 : 45
И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.