Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : измаильтяне

Измаильтяне → Измаил → Аравия, аравитяне.

Слово Измаильтяне найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Измаильтяне יִשְׁמְעֵאלִי יִשְׁמְּעֵאלִים ,; Ἰσμαηλίτης, ’Ισμαηλίται; Ismahelites, Ismaёlitae): 1Пар.2:17. Быт.37:25, 27, 39:1. Пс.82:7. Суд.8:24). – Народ, происходивший от Измаила, сына Авраама от Агари. Народ этот состоял из 12 колен, от 12-ти сынов Измаила, которые суть: Наваиоф, Кедар, Абдеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Они жили в шатрах; вели торговлю с Египтом. Сначала поселились в пустыне Фаран (Быт.21:21), потом распространились по всей северной Аравии – от Египта до Персидского залива и Вавилонии (Быт.25:18), ведя жизнь кочующую. Они поставляются в связи с разными племенами Аравии; имели тесную связь с потомством Исава (Быт.28:9), и как торговый и хищнический народ смешиваются с мадианитянами (Быт.37:25, 27–28, 39:1. Суд.8:24). Являются некоторые из них и среди избранного народа Божия (1Пар.2:17, 27:30). Однажды они соединились с идумеями, моавитянами, аммонитявами, амаликитянами и другими против израильтян (Пс.82:5–9). Более в Св. Писании они не упоминаются, но их характер ясно изображен в пророчествах при рождении и обрезании их родоначальника (Быт.16:12, 17:20, 23–26). И именно об Измаиле сказано: «Он будет между людьми, как дикий осел» (Быт.16:12), т. е. он упрям, неукротим, дикий житель пустынь, и имеет жить пред глазами, т. е. поблизости своих братьев; «руки его на всех, и руки всех на него». Это неизменяемый характер бедуинов, к коим хотя принадлежат и потомки Иоктана и дети Хеттуры, но измаильтяне составляют главную часть их. Необузданная свобода и дикая кочевая жизнь в пустыне для них выше всего; они презирают всякую оседлую правильную жизнь, особенно городскую; хищничество составляет главное их занятие в их непрестанных набегах; в оправдание свое при этом, они ссылаются на то, что их родоначальник Измаил, изгнанный из дома отеческого, пустыню получил себе в наследие, с предоставлением ему брать себе, где что найдет. Согласно второму пророчеству о благословении и размножении его потомства (Быт.17:20), потомки Измаила в необычайном множестве за тысячу лет распространились из Аравии на восток и запад; в средние века, кроме передней Азии, они имели свои поселение на всем Индийском океане до Китая; вся Северная Африка до Марокко ими наполнена, и все племена негров восточной и западной Африки состоят под их влиянием. В Европе с VII века они населяли южную Испанию и 700 лет владычествовали здесь. И тогда как другие могущественнейшие народы древности или совершенно исчезали, или оставались в самой слабой силе, смешиваясь с другими нациями, потомки Измаила, подобно израильтянам, от глубокой древности доселе, составляют особенную национальность, удерживая свои древние нравы и обычаи, свою физическую и духовную силу, свое мужество, свою ловкость, хитрость и лукавство. Независимость их обратилась в пословицу; и они не только не были побеждены по настоящий день, но и предсказанная первоначальная дикость их племени и их враждебное расположение ко всем остались неизменными. Грабеж составляет их промысел. Союза с ними никто не домогается и достигнуть его нет никакой возможности. Нельзя утверждать, чтобы такой особенный характер и обыкновение их были необходимым последствием естественных свойств страны. Они целые столетие обладали странами, в высшей степени противоположными, по своей природе, горам Аравийским. Большая часть умеренного пояса заключалась в границах их завоеваний; и период их завоеваний и господства был достаточен, чтобы изменить нравы любого народа: но потомство Измаила всегда удерживало свой характер; при всех изменениях своего положения, они остались диким народом: руки их до сих пор на всех, и руки всех на них. И религия магометанская, образовавшаяся среди них, вполне соответствует их характеру. Она представляет в себе смесь разных верований: есть в ней часть обрядов и обычаев языческих, оставшихся у них от близкого сношение с народами Моава, Аммона и Едома и других; есть часть и иудейства, есть часть и христианства; веруя в единого Бога, они Магомета почитают посланником Его, высшим Моисея и Христа; почитают Авраама, как друга Божия, как величайшего своего Святого; по примеру своего родоначальника, детей обрезывают на 13־м году (Быт.17:25); знают о событиях Откровения; но они искажают их и подвергают осмеянию все, касающееся высшей духовной жизни. Религия дает им в руки меч, позволяет грабеж, питает чувственные наслаждения, обещая им их и на небе, и таким образом исполняет душу их всякими суевериями и самым диким фанатизмом против всех религий и народов и самой страшной ненавистью к христианству. Гораздо труднее магометанина обратить к христианству, чет иудея, так как иудея труднее обратить ко Христу, чем язычника. Отсюда магометанство составляет величайшее препятствие развитию и распространению царства Божия на земле. Но тем величественнее совершится здесь совет Божий. Не напрасно Бог так щедро благословил Измаила и доселе поддерживает потомков его. Будет время, когда и у них откроются глаза, и они познают свою слепоту и бедность, и дикую естественную свою силу обратят в служение Господу, и свой острый рассудок, свою любовь к свободе обратят в положительную ревность для славы Божией. На это обращение их ясно указывается у пророка Исаии (Ис.60:1–7). Zell. 1 р. 734. Кейта Док. ист. Хр. Веры, 1870 г. глава XIV.

Словарь Геце :

Происходили от сына Авраамова, Измаила. Быт 16:15−16; 1Пар 1:28.

Их было двенадцать колен. Быт 25:16.

Имена глав этих колен. Быт 25:13−15; 1Пар 1:29−31.

Звались также Агарянами. 1Пар 5:10; Пс 82:7.

Назывались и Арабами. Ис 13:20.

Область их. Быт 25:18.

Управляемы были царями. Иер 25:24.

Обитали в шатрах. Ис 13:20.

Богаты были скотом. 1Пар 5:20−21.

Носили золотые украшения. Суд 8:24.

В их руках была торговля на востоке. Быт 37:25; Иез 27:20−21.

Путешествовали караванами. Быт 37:25; Иов 6:19.

Иногда грабили путников. Иер 3:2.

Часто ополчались против Израиля. Пс 82:7.

Поражения потерпели от:

Гедеона. Суд 8:10−24.

Колен Рувима и Гада. 2Пар 5:1, 2Пар 10:1, 2Пар 18:1-20:1.

Осии. 2Пар 26:7.

Предложили подарки Соломону. 3Цар 10:15; 2Пар 9:14.

Стада овец Иосафату. 2Пар 17:11.

Пророчества их касающиеся:

Они многочисленны. Быт 16:10, Быт 17:20.

Они дики и свирепы. Быт 16:12.

Они воинственны и разбойники. Быт 16:12.

Они разделяются на двенадцать колен. Быт 17:20.

Они станут великим народом. Быт 21:13, 18.

Они будут судимы наравне с прочими народами. Иер 25:23−25.

Слова их со временем уменьшатся. Ис 21:13−17.

Их подчинение Христу. Пс 71:10, 15.

Вероятно ап. Павел проповедывал среди них. Гал 1:17.

Словарь Вихлицкого :
(Быт 37:25, Быт 37:27, Быт 37:28; Быт 39:1; Суд 8:24; 1Пар 2:17; Пс 82:7) — потомки Измаила, арабские племена, утвердившиеся на большом пространстве Аравии. Они всегда простирали свои руки и далеко за ее пределы, в полном соответствии с пророчеством о них (Быт 16:12; Быт 17:20), как мы это видим во всей истории, и особенно в настоящее время (в 1Пар 27:30 стоит Исмаильтянин). (см. Мадианитяне, народы древней Палестины)
Словарь Никифорова :
(Быт 25:16-18) — потомки Измаила. 12 сыновей которого сделались князьями народа или племен Измаильских. Книга Бытия повествует, что сыновья Измаила были князьями племен их, что они первоначально жили к в. от Египта, по направлению к Ассирии. В последующие времена они несомненно рассеялись много далее той страны, которую занимали прежде. Предсказания ангела Агари относительно Измаильтян и его потомков исполнилось почти буквально (Быт 16:12, Быт 17:20, Быт 21:18). Современными представителями Измаильтян вообще считаются Арабы. Название древних Измаильтян встречается неоднократно в Свящ. Писании. Так например мы видим в истории Иосифа, что братья Иосифа, взглянув, увидели, вот идет из Галаада караван Измаильтян и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан (Быт 37:25). Эти Измаильтяне, называемые иначе купцами Мадиамскими. купили Иосифа у братьев за 20 сребренников и перепродали его снова в Египет. Вероятно, это были Измаильтяне, жившие в стране Мадиамской. В Суд 8:24 также говорится о Мадианитянах, побежденных Гедеоном, что они были Измаильтяне. Отец Амессы называется Иефером, Измаильтянином (1Пар 2:17). В Пс 82:7 также упоминаются Измаильтяне. Иосиф Флавий свидетельствует, что потомки Измаила занимали всю страну от р. Евфрата до Чермного моря и называли ее Наватиною (Древ. I, 12, II, 4). Магомет выдавал себя за потомка Измаила и говорит о нем в Коране, как об апостоле и пророке. С течением времени Измаильтяне впали в грубое идолопоклонство, стали поклоняться светилам небесным и другим тварям. Впрочем вера во единого Бога, кажется, не совсем заглохла в сердцах их, как то видим из последующего. Некоторые из Измаильских племен впоследствии обратились в иудеизм, а после времен апостольских многие из них приняли Христианство. Затем господствующею религиею их сделалась магометанская, которой большинство держится и доселе. Он будет между людьми, сказал ангел Господень Агари у источника Беер-Лахай-Рои об Измаиле, как дикий осел: руки его на всех и всех руки на него (Быт 16:12). И действительно, потомки Измаила — Арабы или Бедуины, так называемые дети пустыни, доселе живут разбоем и хищническими набегами на своих соседей. Домом для них служит палатка или шатер почти без всякой домашней утвари. Арабы имеют большие стада рогатого скота и особенно лошадей. Даже в своей магометанской религии они доселе сохраняют множество языческих обрядов и обычаев, оставшихся у них со времен глубокой древности от близких сношений (торговли, браков, войн) с языческими народами Аммона, Моава и Едома.