Поскольку евр. матери обычно сами вскармливали своих детей грудью (Быт 21:7; 1Цар 1:23), то в Библии К. упоминаются редко. Мы знаем о К. в цар. семье (4Цар 11:2; 2Пар 22:11), которые продолжают присматривать за детьми, вышедшими из грудного возраста (2Цар 4:4; в Синодальном переводе — «нянька»). Отношения особой доверительности между К. и ребенком, а также семьей ребенка остаются на всю жизнь (Быт 24:59; Быт 35:8). Передав Моисея его собств. матери как К., дочь фараона таким образомсохранила связь Моисея с его народом и с Богом Израиля (Исх 2:7–11). В евр. яз. няни также называются К. (Руф 4:16; в Синодальном переводе — «нянька»). Образ К. (няньки) в ее отношении к ребенку использован для изображения заботы Моисея о своем народе в Чис 11:12; ср. Ис 49:23; Ис 60:16.
Словарь Брокгауза и Ефрона : кормилица
Слово Кормилица найдено в следующих
словарях:
Словарь Нюстрема :
евр. меянекег. В Библии встречаются различные места, которые касаются отношения между кормилицей и ребенком. Моисей чувствовал большую ответственность и трудность руководства всем народом, как и кормилица чувствует ответственность за ребенка и обязанности по отношению к нему (Чис 11:12). Павел относился к новообращенным также нежно, как кормилица к своим детям (1Фес 2:7, 1Фес 2:8). Царицы язычников будут кормилицами народа Израилева (Ис 49:23). Из истории Ревекки мы видим, что она постоянно была наставляема своей верной кормилицей Деворей, и что тот дуб, под которым похоронена старая кормилица, назван «дубом плача» (Быт 24:59, Быт 35:8). Еще и теперь на Востоке в некоторых местностях существует обычай, который напоминает о древних обычаях среди греков и евреев. Роберте в своих «Восточных картинах» говорит: «Как часто такие картины возвращали мои мысли ко временам патриархов. Дочь должна впервые оставить родительский дом. Между слугами начинается волнение; все они вспоминают давнишние случаи из жизни, все они желают каким-либо образом обратить на себя внимание молодой госпожи. Один говорит: «Не забудьте того, кто ухаживал за вами в детстве». Другой говорит: «Как часто ходил я далеко к пруду, чтобы принести вам водяную лилию. Говорил ли я когда-нибудь о ваших плохих поступках?» Вот идет мать для того, чтобы проститься; в слезах с нежными объятиями мать говорит: «Ах, милая дочка, я больше не увижу тебя; не забудь твоей матери». Брат обнимает сестру и обещает вскоре навестить ее. Отец стоит, углубившись в свои мысли, и отрывается от них, слыша сдерживаемые рыдания семьи; тогда он тоже горячо обнимает свою дочь и советует ей не страшиться грядущего. После этого женская прислуга должна обнюхать ее, в то время, как мужеская трогает ей ноги. В этом заключается прощание прислуги с дочерью хозяина. Как Ревекка получила свою кормилицу в сожительницы, так и теперь «айан», которая воспитала невесту с детства, сопровождает ее и живет с ней в ее новом доме. Айан является для нее советницей, помощницей и доверенным лицом; с ней она делится всеми своими надеждами и печалями».