Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : коза

Коза [еврейское эз]. Палест. К. (Capra mambrica) — крупное животное с длинным, узким торсом и черно-коричневой длинной шерстью. Пятнистые К. в древности были редкостью (ср. Быт 30:32). Изогнутые серпообразные рога у козлов могут достигать 70 см в длину. Свешивающиеся уши К. так длинны (ср. Ам 3:12), что при кормежке касаются земли. К. держали для получения молока (Притч 27:27) и мяса; из козьих шкур шили одежду (Евр 11:37); шерсть К. также использовалась (1Цар 19:13,16; ср. Чис 31:20; → Шерсть), из нее, в частности, ткали покрывала для шатров (Исх 26:7). Из дубленых козьих шкур делали → мехи, в которых, как в кувшинах, держали воду. Наряду с → овцами, К. были наиб. распростран. жертв. животными (Лев 1:10; Лев 3:12). Обычно в жертву приносили козлов (→ Козел), но в Лев 5 встречается и упоминание К. Козлят закалывали на праздник Пасхи (Исх 12:5). О видении пр. Даниила об овне и козле (Дан 8:5–14) → Козел.

Слово Коза найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
КОЗА, см. козел.
Словарь Геце :

Чиста и годна в пищу. Втор 14:4−5.

Приносима в жертву. Быт 15:9. Лев 16:5−7.

Предпочиталась мужеского рода. Лев 22:19. Пс 49:9.

Первородное без выкупа. Чис 18:17.

Евреи обладали большими стадами коз Быт 32:14; 1Цар 25:2.

Польза для владельца их. Притч 27:26.

Молоко козы шло в пищу. Притч 27:27.

Молодые козы

Назывались козлятами. Быт 37:31.

Паслись особо 3Цар 20:27.

Кормились около шатров пастуха. Песн 1:7.

Не должно варить в молоке матери. Исх 23:19.

Приносились в жертву. Лев 4:23, Лев 5:6.

Жертвоприношение в Пасху. Исх 12:5; 2Пар 35:7.

Считались лакомством. Быт 27:9. Суд 6:19.

Давались в подарок. Быт 38:17. Суд 15:1.

Шерсть их:

Приносилась в дар скинии. Исх 25:4, Исх 35:23.

Из нея делались завесы для покрытия скинии. Исх 35:26, Исх 36:14−18.

Ею набивались подушки. 1Цар 19:13.

Кожи употреблялись на одежду. Евр 11:37.

Особо славились Васанские. Втор 32:14.

Арабы вели торговлю ими. Иез 27:21.

Стадо вел всегда самец. Иер 50:8.

Дикие держались в скалах и на холмах. 1Цар 24:2; Иов 39:1; Пс 103:18.

В переносном смысле:

О македонской державе. Дан 8:5, 21.

О нечестивых. Зах 10:3. Мф 25:32−33.

О Церкви (стадо коз). Песн 4:1.

Словарь Никифорова :
Козел (Лев 3:12). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в хозяйственном быту человека (Быт 27:9, 1Цар 25:2 и др.) Вообще походя на овец по своему наружному строению и виду, козлы и козы отличаются от них большею живостью и быстротою в своих движениях. Они питаются древесною корою и молодыми побегами, и ноги их хорошо приспособлены для прыганья и лазанья по скалам и горам. Козье молоко очень пригодно для пищи и употребляется иногда в лечении грудных болезней. «И довольно козьего молока в пищу тебе, говорит Соломон, в пищу домашним твоим, и на продовольствие служанкам твоим» (Притч 27:27). Козья шерсть употреблялась и употребляется для изделий разного рода: так например Еврейские женщины ткали из оной завесы для Скинии (Исх 25:4. Чис 31:20). Из кожи делали сосуды или мехи (Нав 9:4, Мф 9:17), а в настоящее время делают из нее между прочим сафьян, или сафьянные переплеты. По Иудейскому закону коза считалась животным чистым (Втор 14:4) и была приносима в жертву за грех (Лев 3:12). В Свящ. Писании нередко встречаются аллегорические указания на этих животных, на их быстроту движений и смелость, на их подвижность и т.д. (Притч 30:31, Зах 10:3 и др.). Как хорошие пастухи в своих овчарнях отделяют козлов с худыми качествами от овец, так, по словам Господа, на последнем Страшном Суде Его произойдет отделение добрых людей от злых (Мф 25:33). В кн. пр. Даниила козел представляется символом Македонской империи. Козлы и козы вообще изобиловали в Палестине.