Лаодикия, город в Малой Азии (Откр 1:11), в который было направлено седьмое послание Иоанна Богослова (Откр 3:14). Л., основ. Антиохом II и названная в честь его супруги Лаодикии, была главным городом Фригии и находилась неподалеку от Иераполя и от Колосс, на реке Лик, притоке Меандра. В лаодикийской церкви трудился Епафрас (Кол 4:13). Павел не посещал ее (Кол 2:1), но обратился к ней с посланием (Кол 4:16). Л. славилась технологией обработки шерсти и мед. школой, на что, вероятно, апостол намекает в Откр 3:18.
Словарь Брокгауза и Ефрона : лаодикия
Лаодикия (Λαοδίκεια = народный суд; Laodicia; Лаодíкiа; L: Laodicea): Кол.2:1, 4:13, 15–16. Откр.1:11, 3:14 и дал. – Главный некогда город Фригии, на юго-западе Фригии, на границе к Карии и Лидии, недалеко от Колосс, при реке Ликус, недалеко от впадения ее в Меандер; прежде назывался Кидрара, также Диосполис (град Зевесов) и Роас (Rhoas) по чрезвычайному, вероятно, bзобилию здесь гранатовых дерев (по-гречески Ροάς). Имя Лаодикии имеет от имени супруги Антиоха Феоса, Лаодики; для отличия от других этого имени городов он назывался: Лаодикия при Ликусе. Богатая почва земли, множество овечьих пастбищ, нежная, черная шерсть, торговые обороты, рано привели этот город в цветущее состояние. Разрушенный во время войн Митридата и после повторившегося в 66 году по Р. Хр. землетрясения, он скоро снова восстановлен, и вскоре опять достиг цветущего благосостояния, и был главным торговым городом в Малой Азии. Начало христианства положено было здесь не самим ап. Павлом (Кол.2:1), а, вероятно, учителем Колосской Церкви Епафрасом (Кол.1:7), который с особенной ревностью заботился о христианах, как в Колоссах, так и в Лаодикии и Иераполе (Кол.4:13). Из послания к колоссянам видно, что первая церковь в Лаодикии была устроена в доме Нимфана. «Целуйте братию, – пишет апостол, – сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь» (Кол.4:15). Полагают также, что св. Архипп, пострадавший в Колоссах, был епископом Лаодикийским (Кол.4:17. сн. Пост. ап. кн. 7. гл. 46). Хотя апостол сам никогда не был в Лаодикии, так как и в Иераполе и Колоссах (Кол.2:1); но он знал чрез Епафраса все дела этих Церквей, и потому, особенно заботясь о сохранении веры среди них, в послании своем к колоссянам предостерегал их от ложной философии и ложного мистического учение о служении ангелам, от ложного аскетизма и вещественных начал мира (Кол.2 гл.), и приказал, чтобы послание это было прочитано и в Лаодикии, и которое из Лаодикии (т. е. вероятно послание к ефесеям) было прочтено и в Колоссах (Кол.4:15–16). Церковь Лаодикийская была из семи знаменитых Малоазийских Церквей, упоминаемых в Апокалипсисе; но уже из посланий Павловых видно, что там немало было и опасностей от ложных учителей и от распространявшегося ложного учения, от которых предостерегал их апостол. В откровении Иоанна Богослова Господь грозно обличал уже лаодикийцев за недостаток горячности веры их и их земные надежды. «Ты говоришь, – говорил Господь, – я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:14–22). Богатство их возросло до самой высокой степени; торговые обороты их сделали город их одним из главнейших в Малой Азии. Но вместе с этим возрастали и роскошь и порча нравов, и с течением времени никакие уже сокровища не могли восстановить их города от повторенных ударов гнева Божия. После разных потрясений и перемен, он в 1255 году завоеван был турками; и в 1402 году совершенно разрушен Тимуром. Теперь только одни развалины на одном невысоком холме при опустошенном селении Эски-Гиссара служат памятником древнего города. В Церковной истории Лаодикия известна по бывшему там Собору около 365 года, оставившему довольно подробные правила касательно порядка богослужения, нравственного поведение клира и мирян, и различных пороков и заблуждений того времени. Епископы Лаодикийские значатся в подписях на всех Вселенских Соборах и на некоторых Поместных до 1450 года. См. Путеш. Норов. к семи Церкв. Откр. Изд. 2. 1854 г. T. V. гл. 6. стр. 59 и дал. Zell. 2. p. 12. Herz. XI. p. 637.