Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : лаодикия

Лаодикия, город в Малой Азии (Откр 1:11), в который было направлено седьмое послание Иоанна Богослова (Откр 3:14). Л., основ. Антиохом II и названная в честь его супруги Лаодикии, была главным городом Фригии и находилась неподалеку от Иераполя и от Колосс, на реке Лик, притоке Меандра. В лаодикийской церкви трудился Епафрас (Кол 4:13). Павел не посещал ее (Кол 2:1), но обратился к ней с посланием (Кол 4:16). Л. славилась технологией обработки шерсти и мед. школой, на что, вероятно, апостол намекает в Откр 3:18.

Слово Лаодикия найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Лаодикия (Λαοδίκεια = народный суд; Laodicia; Лаодíкiа; L: Laodicea): Кол.2:1, 4:13, 15–16. Откр.1:11, 3:14 и дал. – Главный некогда город Фригии, на юго-западе Фригии, на границе к Карии и Лидии, недалеко от Колосс, при реке Ликус, недалеко от впадения ее в Меандер; прежде назывался Кидрара, также Диосполис (град Зевесов) и Роас (Rhoas) по чрезвычайному, вероятно, bзобилию здесь гранатовых дерев (по-гречески Ροάς). Имя Лаодикии имеет от имени супруги Антиоха Феоса, Лаодики; для отличия от других этого имени городов он назывался: Лаодикия при Ликусе. Богатая почва земли, множество овечьих пастбищ, нежная, черная шерсть, торговые обороты, рано привели этот город в цветущее состояние. Разрушенный во время войн Митридата и после повторившегося в 66 году по Р. Хр. землетрясения, он скоро снова восстановлен, и вскоре опять достиг цветущего благосостояния, и был главным торговым городом в Малой Азии. Начало христианства положено было здесь не самим ап. Павлом (Кол.2:1), а, вероятно, учителем Колосской Церкви Епафрасом (Кол.1:7), который с особенной ревностью заботился о христианах, как в Колоссах, так и в Лаодикии и Иераполе (Кол.4:13). Из послания к колоссянам видно, что первая церковь в Лаодикии была устроена в доме Нимфана. «Целуйте братию, – пишет апостол, – сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь» (Кол.4:15). Полагают также, что св. Архипп, пострадавший в Колоссах, был епископом Лаодикийским (Кол.4:17. сн. Пост. ап. кн. 7. гл. 46). Хотя апостол сам никогда не был в Лаодикии, так как и в Иераполе и Колоссах (Кол.2:1); но он знал чрез Епафраса все дела этих Церквей, и потому, особенно заботясь о сохранении веры среди них, в послании своем к колоссянам предостерегал их от ложной философии и ложного мистического учение о служении ангелам, от ложного аскетизма и вещественных начал мира (Кол.2 гл.), и приказал, чтобы послание это было прочитано и в Лаодикии, и которое из Лаодикии (т. е. вероятно послание к ефесеям) было прочтено и в Колоссах (Кол.4:15–16). Церковь Лаодикийская была из семи знаменитых Малоазийских Церквей, упоминаемых в Апокалипсисе; но уже из посланий Павловых видно, что там немало было и опасностей от ложных учителей и от распространявшегося ложного учения, от которых предостерегал их апостол. В откровении Иоанна Богослова Господь грозно обличал уже лаодикийцев за недостаток горячности веры их и их земные надежды. «Ты говоришь, – говорил Господь, – я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:14–22). Богатство их возросло до самой высокой степени; торговые обороты их сделали город их одним из главнейших в Малой Азии. Но вместе с этим возрастали и роскошь и порча нравов, и с течением времени никакие уже сокровища не могли восстановить их города от повторенных ударов гнева Божия. После разных потрясений и перемен, он в 1255 году завоеван был турками; и в 1402 году совершенно разрушен Тимуром. Теперь только одни развалины на одном невысоком холме при опустошенном селении Эски-Гиссара служат памятником древнего города. В Церковной истории Лаодикия известна по бывшему там Собору около 365 года, оставившему довольно подробные правила касательно порядка богослужения, нравственного поведение клира и мирян, и различных пороков и заблуждений того времени. Епископы Лаодикийские значатся в подписях на всех Вселенских Соборах и на некоторых Поместных до 1450 года. См. Путеш. Норов. к семи Церкв. Откр. Изд. 2. 1854 г. T. V. гл. 6. стр. 59 и дал. Zell. 2. p. 12. Herz. XI. p. 637.

Словарь Вихлицкого :
(Кол 2:1; Кол 4:13, Кол 4:15, Кол 4:16; Откр 1:11; Откр 3:14) — город в Малой Азии в провинции Фригия. Был расположен на восток от Ефеса по соседству с Колоссами. Некогда богатый и красивый город, он был назван греками Диосполис, но позже был переименован Антиохом 2 в честь его жены в Лаодикию. В 1 в. в нем была община верующих, которой Господь через ап. Иоанна послал строгие предупреждения. Теперь город лежит в развалинах.
Словарь Никифорова :
(Народный суд; Кол 2:1, Кол 4:13, Откр 1:2 Откр 3:14) — город в Малой Азии; он находился в области Фригии, на границе Лидии с Фригиею, на р. Ликус, несколько выше слияния оной с р. Меандер, не далеко к з. от Колосс и в 40 англ. милях к в. от Ефеса. Назывался прежде: Диосполис и Роас, но Антиох II изменил это название в Лаодикию. Это был большой и богатый город, производивший обширную торговлю и имевший блестящие здания, вскоре после указаний на означенный город ап. Павлом, в послании к Колосс. (Кол 2:1 Кол 4:13) Лаодикия пострадала от сильного землетрясения, но вскоре затем и оправилась. Христианство было насаждено здесь вскоре после дня Пятидесятницы, и Лаодикийская Церковь находится в числе семи Малоазийских Церквей, упоминаемых св. Иоанном Богословом в Откровении (Откр 3:14), впрочем с грозным обличением Лаодикийцев за недостаток горячности веры и земные пристрастия и чувственные удовольствия. Ангелу Церкви Лаодикийской так провещал Господь чрез Тайновидца: «я богат, разбогател, говоришь ты, и ни в чем не имею нужды а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг)» (Откр 3:17). Грозное предсказание Божие относительно Лаодикии давно уже исполнилось, и город в настоящее время весь в развалинах. По свидетельству Английского путешественника, Д. Гартли, «ни один Христианин не живет теперь в Лаодикии. Даже ни один турок не имеет постоянного жительства в этом запустелом месте. Самое неверие должно признать, что грозный суд Божий над оною, изреченный Господом в Откровении, уже совершился.» Лаодикию многократно посещали и описывали различные путешественники, как например Сэр-Чарльз-Феллау, который прямо называет его: город оставленный Богом. Настоящее наименование развалин оного — Ески-Гиссар, иначе Старая крепость. Он часто упоминается древними церковными писателями, и в течении нескольких столетий служил кафедрою Лаодикийских епископов и местом поместного Лаодикийского собора, бывшего в 365 г. по Р.Х.
Словарь Нюстрема :
Большой торговый город в юго-западной Фригии, при реке Лике, назывался сперва Дисполисом, но Антиох II, который украсил его, переименовал его, по имени своей жены в Лаодикию. В этом городе уже во времена апостолов была христианская церковь (Кол 2:1), которая привет ствуется Павлом (Кол 4:15), о которой Епафрас особенно заботился (Кол 4:13). Павел написал ей особое послание (Кол 4:16) и выразил желание, чтобы Колоссяне его прочли, а также, чтобы послание к Колоссянам было прочтено в Лаодикии. Впоследствии Иоанн написал этой церкви послание с предостережением от имени Иисуса Христа (Откр 3:14 и дал.). Развалины Лаодикии находятся около деревни Ески Гиссар.