Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : лазарь

Лазарь [греч. ф-ма от евр. Элеазар, «Бог помог»]:

1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19–31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в котором жил богач, и хотел только одного — утолить голод объедками с его стола. После смерти Л. был отнесен ангелами на → лоно «Авраамово». Это единств. случай, когда герой притчи Иисуса имеет имя;

2) Л. из Вифании, брат Марфы и Марии. Иисус любил его. Получив весть от сестер о болезни их брата, Он пришел в Вифанию. Иисус воскресил Л., четыре дня до этого пролежавшего в гробнице (Ин 11:1–45). Затем Л. принял участие в праздничной трапезе, которая была приготовлена для Иисуса в доме Симона прокаженного (Ин 12:1,2; Мф 26:6). Услышав о том, что в доме находится Иисус, многие пришли туда посмотреть на Него, а также на воскресшего Л. (Ин 12:9). Первосвященники же, намеревавшиеся убить Иисуса (Ин 11:46–53), решили убить и Л. (Ин 12:10).

Слово Лазарь найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

ЛАЗАРЬ (евр. Елиезар, Божия помощь):

а)  Лук. 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его назидательной притче о богаче и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных.

б)  Иоан. 11:1, 2, 5 — брат Марфы и Марии, живший в Вифании, которого Господь воскресил из мёртвых на четвёртый день после его смерти.

Известные люди с именемЛазарьЛазарь (ум. 1682) — деятель раннего старообрядчества, священник, автор ряда религиозных трудов.Лазарь Богша (XII век) — золотых дел мастер.Лазарь Бранкович (1421—1458) — правитель Сербской деспотии из династии Бранковичей.Лазарь Галисийский (ум. 1053) — христианский аскет, столпник.Лазарь Константинопольский (ум. 867) — монах-иконописец, деятель периода иконоборчества.Лазарь Парпеци (ок. 441/443—510/515) — армянский историк, монах.Лазарь Себастаци — армянский поэт XVI—XVII веков.Лазарь Тохатци — армянский поэт, писец и церковный деятель XVI века.Лазарь Хребелянович (1329—1389) — последний независимый правитель Сербии, Сербской православной церкви.Лазарь (Абашидзе) (род. 1939) — священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит.Лазарь (Баранович) (1616—1693) — православный церковный, политический и литературный деятель, архиепископ.Лазарь (Журбенко) (1931—2005) — деятель катакомбной церкви, основатель «Русской истинно-православной церкви».Лазарь (Любимов) (1897—1937) — обновленческий епископ Моршанский, викарий Московской епархии.Лазарь (Пухало) (род. 1941) — епископ Православной церкви в Америке на покое с титулом «архиепископ Оттавский».
Словарь собственных имен :

Лазарь (Λάζαρος – сокращено из אֶלְעָזָר = помощь Божия; V. и L: Lazarus):

Словарь Вихлицкого :
(Евр. Елиезар — Божья помощь)

а) (Лк 16:20; Лк 16:23) — нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы — лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);

б) (Ин 11:1, Ин 11:2, Ин 11:5, Ин 11:11, Ин 11:14, Ин 11:43; Ин 12:1, Ин 12:2, Ин 12:9, Ин 12:10, Ин 12:17) — житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Ин 11:45), а первосвященники и фарисеи окончательно поло-жили убить Его (Ин 11:53), а также и Лазаря (Ин 12:10).
Словарь Никифорова :
По Евр Елиезар (Божья помощь) — имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: Лк 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. «В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.» Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Итальянском слове Лаццарони, иначе — нищие. Ин 1:1-5 и др.; брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви. Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Наег. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.
Словарь Нюстрема :
1) из Вифании, брат Марфы и Марии, которого любил Иисус (Ин 11:5) и часто у него бывал (Лк 10:38). Однажды, когда Иисус находился в местности к югу от Иордана, Его известили о болезни Его друга Лазаря. Когда же, через несколько дней после этого, Иисус пришел в Вифанию, то Лазарь уже умер и пролежал четверо суток во гробе. Иисус, видя и слыша всех окружающих, прослезился около его гроба, потом воскресил Лазаря и сделал живым свидетелем Своей власти над смертью (Ин 11:1). После этого Лазарь сидел за столом с Иисусом на пиршестве в Вифании, где Мария помазала Иисуса (Ин 12:2 и дал.). Воскрешение Лазаря обратило всеобщее внимание на Иисуса, и многие после этого уверовали в Него (Ин 12:9, Ин 12:11, Ин 12:17); священники же сделали совещание, на котором решили убить Лазаря (Ин 12:10).

2) Лазарь, который упоминается в притче Иисуса (Лк 16:19 и дал.). У дверей богатого, имевшего всегда излишек в пище и питье человека, лежал нищий, голодный и покрытый струпьями Лазарь. Когда он умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Богач же после смерти оказался в месте мучения.