Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : меновщик

Меновщик — человек, производивший операции по обмену денег. М. принимал деньги в рост (Мф 25:27, Синод. пер. — «торгующие»; Лк 19:23), ссужал их под более высокий процент или обменивал различные находящиеся в обращении денежные знаки, получая на этом прибыль. М., в частн., располагались на внешнем дворе Иерусалимского храма, поскольку храмовая подать (Мф 17:24) взималась в определ., в т.ч., вероятно, уже вышедшей из оборота, но полновесной монете. Раввины II в. называют разные виды монет, которые были в обращении со времени возвращения из плена до новозаветного периода. Это перситские дарики, шекели (сикли), полушекели (равные 1 греч. дидрахме) и рим. монеты, которые, однако, не принимались в уплату храмовой подати. Паломники, стекавшиеся в Иерусалим со всего света, соответственно были вынуждены менять свои монеты слишком малого достоинства или непригодные для храм. подати рим. и греч. монеты. Иисус изгнал М. из храма (Мф 21:12; Мк 11:15; Ин 2 и след.), поскольку на его тер. не должно было находиться ничего, что не относилось к богослужению (внешний двор храма был единств. местом, где могли молиться неиудеи).

Слово Меновщик найдено в следующих словарях:
Словарь Вихлицкого :
(Мф 21:12; Мк 11:15; Ин 2:14, Ин 2:15) — человек, занимавшийся разменом и меной денег. Поскольку в Палестине в древности в хождении было множество разных монет из всех соседних стран, а в уплату за жертвенных животных и птиц, а также на подати требовались определенные монеты, такие менялы были необходимы. Но они за свои операции брали определенный (и довольно высокий) процент, что является лихоимством и запрещено законом (см. рост). Делали они это к тому же прямо на территории храма, поэтому Господь и выгнал всех, опрокинув их столы. В Мф 25:27, по-видимому, имеются в виду такие меновщики.
Словарь Никифорова :
(Ин 2:14). Когда Иудея сделалась Римскою областью, то от Иудеев требовался взнос податей в Римское казнохранилище, и в то же самое время ежегодная дань в святилище, именно полсикеля, по Еврейскому курсу. Разменом денег занимались особые меновщики. С этою целью они стояли при вратах храма, куда стекались со всех сторон Иудеи-чужестранцы. Их обманчивый образ действий и вымогательства весьма вероятно и вызвали со стороны Господа грозный упрек образу их действий выражением из Писания: «дам Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:13, Ис 56:7, Иер 7:11). Меновщики быть может имели обыкновение получать особенные выгоды от дачи денег в заем, при чем, разумеется, в сделках их не было места снисхождению, и тем заслуживали они общее негодование.
Словарь Нюстрема :
(Мф 21:12, Мк 11:15, Ин 2:15); по Исх 30:13 и дал., израильтянин, достигший 20 лет, во время каждого исчисления народа должен был платить за себя священнику выкуп — евр. полусикль, приблизительно 60 коп.; эта же монета была установлена для платежа подати. Для размена денег у храма сидели меновщики (греч. коллибистес, по маленькой монете коллибос, которую они брали, как заработок, на каждый полусикль). Среди народа в обращении были различные иностранные деньги: сирийские, римские и т.д., которые меновщики и разменивали на полусикли и таким путем наживались. Этих меновщиков, известных своею алчностью и хитростью, Господь выгнал со двора храма. О меновщиках и банкирах в обычном смысле слова говорится у Мф 25:27 трапезитес; срав. Лк 19:23, где слово «оборот», собственно, по-гречиски, означает стол, за которым сидели меновщики.