Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : молох

Молох [др.-ханаан. слово, в оригинале — Молех; вероятно, родственно евр. мелех — «царь»; таким образом, М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согласно одной из теорий, масореты (→ Масоретский текст) добавили к согласным этого слова — mlk — гласные буквы слова бошет — «срам», «позор», подчеркнув таким образомсвое отвращение к данному культу. Наименование того или иного бога «царем» настолько свойственно различным религиям, что не всегда может служить указанием на определ. божество. В Септуагинте, во 2Цар 12 («И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант...»), вместо слов «царя их» [еврейское малкам] читается «Милком» — одно из названий М. Согласно такому прочтению, аммонитяне изображали М. в виде огромной статуи, т.к. упомянутый в названном стихе венец весил около 35 кг (→ Меры длины, площади, объема и веса).

В ряде финик. надписей, обнаруж. археологами, содержится название божества Милк, или Малк, («царь»), а именование «Милком» встречается в текстах из Рас-Шамры (Угарита). От того же корня образовано слово, обозначающее титул тирского бога Мелькарта (финик. «царь города»), которого → Ахав и → Иезавель почитали как Ваала. Ханаан. ритуалы служения М. включали сожжение детей (Втор 12:31), что израильтянам запрещалось под угрозой смертной казни (Лев 18:21; Лев 20:2–5). Однако после того как при Соломоне было возведено капище М. (3Цар 11:7), часть израильтян переняла и жервоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву своих сыновей (4Цар 16:3; 4Цар 21:6). Подобные жертвоприношения совершались в долине сыновей Енномовых [еврейское гей вен-Гинном (Иер 32:35)], откуда впоследствии произошло название гейгином — «геенна» — применит. к преисподней; ср. Мф 5:29). Праведный царь Иосия запретил подобные жертвоприношения и подверг место их совершения осквернению (4Цар 23:10). В финик. надписях не только упоминается сам М., но говорится об убиении в его честь детей. Диодор Сицилийский, рассказывая о победе, одержанной Агафоклом из Сиракуз над карфагенянами в Ливии в 310 г. до Р.Х., повествует о том, что эти последние принесли в жертву Ваал-Хаммону (солнечному божеству) 200 детей из самых знатных семей (религия и культура Карфагена были финикийскими). Следует, однако, отметить, что Айсфельдт сомневался в существовании бога М. и видел в названии «молк» только обозначение определ. вида жертвы, что, однако, маловероятно.

Слово Молох найдено в следующих словарях:
Люди в Библии :

МОЛОХ (царь) — название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян, идола в виде медной статуи с бычьей головой, в жертву которому сжигали детей. Служение Молоху происходило в долине Еннома (Лев. 18:21; 3 Цар. 11:7; Иер. 32:35; Деян. 7:43).

Словарь собственных имен :

Молох (מֹלֶךְ = царь; ὁ Ἄρχών, Βασιλέυς, Μολόχ; Moloch; Молохъ, царь; L: Molech, Moloch): Лев.18:21, 20:2–5. 3Цар.11:7. 4Цар.23:10. Иер.32:35. – Божество языческое, древнеханаанское, сиро-финикийское и аммонитское. В еврейском встречаются подобные выражения: מִלְכֹּם (3Цар.10:5, 33. 4Цар.23:13) и מַלְכָּם (Иер.49:1, 3. Соф.1:5); у LXX: Μελχώμ, Μελχόμ. У финикиян и в разных их колониях оно называется Мелькарт, Ваал-Мелех, Малком, Малика, Малкан (Herz. IX. р. 714). Малхома или Милхома аммонитян иные отличают от Молоха вообще, потому что о приношении ему в жертву детей, как Молоху, не говорится (Иер.49:1–3. 4Цар.23:13); но, по недостатку данных, трудно в точности определить различие между ними. По кн. Царств не видно различия, потому что то же божество аммонитское называется и Милхом и Молох (3Цар.11:7. 4Цар.23:13). Сн. Keil и Del. на 3Цар. р. 127. Иные принимают Молоха за Хамоса моавитского; но Хамос моавитский и Молох или Милхом аммонитский различаются в Писании (3Цар.11:7. 4Цар.23:13). Более близкое сходство Молох имеет с Ваалом – божеством солнца, которого и хананеи и финикияне почитают за господина и царя, и одинаково изображают его, и одинаковое совершают служение. И то и другое имя соединяются в одно на киликийских монетах с надписью: Baалмолех (בַּעַלְמֹלֶךְ). Но Ваал и Молох не тожественны: Ваал есть общее название божества народов передней Азии, а Молох – частное. Нетожественность их видна и из того, что хотя они поставляются вместе, но различаются у пророка (Иер.19:5, 32:35). По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычачьей головой, прочими членами человеческими, с внутренностью пустою, с простертыми книзу руками, на кои полагали обреченных в жертву ему детей, и они от пылающего снизу пламени сгорали (сн. в Киев. перев. прим. на 3Цар.11:5. Ackerm. Arch. р. 461. Арх. Мих. Толк. на Мф. стр. 81). Подобным образом Диодор Сицилийский (XX, 14) описывает изображение статуи Карфагенского Хроноса или Сатурна, которому также, как Молоху, приносили в жертву детей (Keil и Del. на Лев. р. 130. Zell. 2. р. 136. Herz. IX. р. 715). Вероятно, основанием такого идолослужения вначале было боготворение светил небесных, особенно солнца, или обожание всепожирающей силы огня, которые были потом олицетворены, и в разные времена и в разных местах являлись в разных видах. Отсюда в Свящ. Писании служение Молоху соединяется иногда и со служением Ваалу, как божеству солнца, и поставляется вместе и со служением светилам небесным вообще (см. напр. Ам.5:26–27. Деян.7:43. Иер.19:5, 32:35. 4Цар.21:3–7, 23:4–15), и названия: Молехет – богиня неба (Иер.7:18, 44:17–21), Астарта (звезда) – богиня луны, равно как Адрамелех и Анамфлех, в которых видно тоже имя Молоха, указывают вместе и на служение светилам небесным. Herz. IX. р. 716. Zell. 2. р. 137. Keil и Del. на Иер. р. 118. сн. Астарта и Адрамелех и Анамелех. Св. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало к этому положено было еще в Египте, или даже ранее (сн. Лев.18:21, 20:2–5. сн. Ам.5:26. Нав.24:2. 14. Иез.20:7. 26. сн. Zell. 1. р. 13). – В чем состояло служение Молоху? Из разных мест Св. Писания видно, что оно состояло преимущественно в приношении детей в жертву этому идолу. Так было у хананеев и финикиян и в колониях финикийских. Об этом свидетельства можно находить у Диодора Сицилийского, Иустина, Баррона, Курция, Порфирия, Тертуллиана, Евсевия, и других. Св. Писание идолослужение это изображает в следующих выражениях: «из детей своих давать Молоху» (Лев.18:21, 20:2–5); «сожигать сынов и дочерей своих на огне богам своим» (Втор.12:31); «приносить сынов и дочерей своих в жертву бесам, или приносить их в жертву идолам Ханаанским» (Пс.105:37–38); «приносить сынов и дочерей своих в жертву на снедение им» (Иез.16:20); «сожигать сынов и дочерей в огне» (Иер.7:31, 19:5); «проводить сынов и дочерей чрез огонь Молоху» (4Цар.23:10. 2Пар.28:3); «проводить чрез огонь в пищу идолам» (Иез.23:37); «закалать детей» (Ис.57:5. Иез.16:21). Выражение «проводить чрез огонь для Молоха» (4Цар.23:10) в иных местах представляется сокращенно, без упоминания о Молохе (Втор.18:10. 4Цар.16:3, 17:17, 21:6. 2Пар.28:3. Иез.20:31, 23:37). Выражение это многие принимали и принимают в смысле провождение чрез огонь, без сжигания, в смысле очищения (Чис.31:23. Ис.6:6–7), или в смысле посвящения детей на служение Молоху (Лев.18:21). Но другие разумеют действительное закалание и сжигание детей, как это показывают выражения: приносить в жертву, закалать, сжигать на огне, приносить в пищу огню, приносить в жертву на снедение идолам и т. под. Надобно полагать, что и тот и другой род идолослужения имел место. Что действительно сжигали, свидетельством тому служит долина Енномова в Иерусалиме и упомянутые выше прямые выражение о сем Писания; а что и прохождение чрез огонь, без действительного закалания и жертвоприношения, могло иметь также место, это доказывается господствующим суеверным обычаем у многих древних языческих народов проводить детей, или самим проходить чрез огонь для очищения (сн. Трульск. Всел. Собора Прав. 65). В Европе обычай этот особенно господствовал в средние века. В Ост-Индии и доселе мужья с новорожденными детьми своими проходят между двумя огнями (Herz. IX. р. 717–718. Keil и Del. на Лев. р. 131). Предостережение от этого идолослужения среди избранного народа Божия мы находим еще во времена Моисея (Лев.18:21, 20:2–5. Втор.12:31). Во времена Судей евреи служили Ваалам и Астартам, и божествам арамейским, и моавитским и аммонитским, и филистимским (Суд.2:12–13, 3:5–7, 10:6. и др.). Соломон строил капища Милхому или Молоху и другим божествам близ самого Иерусалима (3Цар.11:3–8). Во времена Ахаза, Манассии, Иосии служение ему происходило в долине сынов Еннома, где приносили детей в жертву ему и проводили детей чрез огонь для него (4Цар.16:3. 21:6, 23:10, Иер.7:31, 19:2, 6, 11–13, 32:35. Иса.30:33). Царь Иосия разрушил и Тофет в долине Еннома, где проводили детей чрез огонь Молоху и статуи, и жертвенники, и высоты, посвященные идолам (4Цар.23:10–13); но идолослужение это продолжалось и после (Иез.20:26, 31). После отведения в плен 10-ти колен мы находим такое же идолослужение у сепарваимцев, поселенных в городах Самарийских; они сжигали детей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, которые, вероятно, были почитаемы за божества солнца и луны, как Ваал был божеством солнца. Пророки особенно сильно обличали иудеев за такое отступление от Бога, и предсказывали за это страшные наказание (Лев.20:2 – 5. Втор.4:15 – 19. 23 – 28. 4Цар.17:17. Иез.16:35... Иер.7:32. 19:6), которые наконец и постигли их (4Цар.17:7–20. 2Пар.36:12–20). Herz. IX. p. 714... Zell. 2. p. 136–137. сн. Keil и Del. на указ. места.

Словарь Вихлицкого :
(Родственно слову мелех, см. ) (Лев 18:21; Лев 20:2; 3Цар 11:7; 4Цар 23:10; Иер 32:35; Ам 5:26; Деян 7:43) — божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в которые клались приносимые в жертву дети, сгоравшие в огне, разложенном под идолом. Это называлось проводить через огонь. Молох олицетворял силу огня и указанные народы поклонялись ему задолго до прихода евреев в обетованную землю. Несмотря на запрет, народ Божий совратился в это идолослужение и в долине сынов Енномовых под Иерусалимом был сооружен истукан этому богу (в 3Цар 11:5, 3Цар 11:33; 4Цар 23:13 назван Милхом, в Иер 49:1, Иер 49:3 — Малхом, а в Соф 1:5 — просто царь). (см. Ваал)
Словарь Никифорова :
(Царь; Лев 18:21, 3Цар 11:7, Иер 32:35, Деян 7:43) — название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами, с пустою внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали. Свящ. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало этому положено еще в Египте, или даже ранее. Предостережения от этого идолослужения мы находим еще во времена Моисея. Во времена Ахаза, Манассии, Иосии, служение Молоху происходило в долине сынов Еннома, где приносили ему в жертву детей или проводили для него детей через огонь. Царь Иосия разрушил Тофет в долине Еннома, где совершался этот гнусный языческий обряд. Пророки особенно сильно обличали Иудеев за служение Молоху и предсказывали за сие страшные наказания.
Словарь Нюстрема :
(Деян 7:43); в 3Цар 11:5 также назван Милхомом и у Иер 49:1 — Малхомом — отвратительный идол огня, которому преимущественно поклонялись аммонитяне, как своему высшему божеству или царю, отчего и произошло его имя, соответствующее Ваалу, финикийскому богу солнца. (см. Иер 32:35). Закон строго воспрещает приношение детей ему в жертву (Лев 18:21, срав. Лев 20:2, Втор 12:31). Несмотря на это, народ Божий все-таки совершал ему служение во время странствования по пустыне и после поселения в Ханаане (Ам 5:26, 3Цар 11:5, 3Цар 11:7) «проводили своих детей через огонь Молоху» (4Цар 23:10). Царь Ахаз проводил сыновей своих через огонь идолам (2Пар 28:3); проводились через огонь Молоху таким образом: истукан с большой бычачьей головой и человеческими протянутыми руками нагревался изнутри до каления, а затем в его руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался шумной музыкой. Некоторые толкователи Библии предполагают, что детей сначала убивали, а затем уже приносили в жертву Молоху (Иез 16:21, Иез 23:39, Ис 57:5, Пс 105:37). см. «долина Енномова».

»Скиния Молохова» (Ам 5:26, Деян 7:43) была, вероятно, ящиком или шатром, в котором носили во время торжественных шествий изображение Молоху.