Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : небо, небеса

В Библии евр. слово шамайим, как и греческое уранос, означает видимое и невидимое Н.

I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт 1:1; Пс 72:25; Пс 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Пс 103:2; Ис 40 и проч.), который однажды, в Судный день, свернется «как свиток» (Ис 34:4; Откр 6:13–17). Наряду с этим существует и другое представление, согласно которому Н. — это подобие свода, хрустального (Иез 1:22), зеркального (Иов 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Исх 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Иов 26:11). В нем есть ворота, двери (Быт 28:17; Пс 77:23) и окна (Быт 7:11; Быт 8:2; 4Цар 7:2,19; Ис 24:18), через которые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Иов 38:25), а также Свое благословение (Мал 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Пс 77:23–31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Быт 15:5; Нав 10:13; Иов 9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Быт 1:26; Мф 6 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Пс 101:26–29; Ис 51:6; Мф 24:35), уступив место новому творению (Ис 65:17; 2Пет 3:10,13).

II. 1) Библия, которая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Пс 2:4; Пс 13:2; Пс 113:11; Ис 63:15; Мф 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю — Его подножием (Ис 66:1; Мф 5:34–37; Мф 23:22; Деян 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (3Цар 8:27; Пс 138:7–12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Кол 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Быт 18:2; Нав 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин 20:19,26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, которое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении — закрывает от глаз учеников, Мф 17:5; Деян 1:9.) Н. по своей сущности — это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;

2) жилище Бога вместе с тем — это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Ин 3:13,31) и после воскресения возвратился туда (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9–11). Он восседает одесную Бога (Мк 16:19; Евр 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Мф 24:30; Деян 1:11; 1Фес 4:16; Откр 1:7);

3) Н. является и местом пребывания ангелов (Мф 18:10; Откр 7:11; Откр 15:5–8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Лк 10:18; Откр 12:7–9);

4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Ин 14:2–4; Ин 17:24; 1Фес 4:17; Откр 7:9–17) — тех, чьи имена написаны на небесах (Лк 10:20; Евр 12:23). Здесь они будут жить (Флп 3:20), здесь находятся их сокровища (Мф 6:20), их награда (Мф 5:12) и их наследство (1Пет 1:4). Библия понимает это место как место славы (Евр 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Откр 21Откр 22:5). Жизнь (1Тим 4:8), служение Богу (Откр 22:3), поклонение Богу (Откр 5:9–14; Откр 11:15–18; Откр 12:10–17 и др.) и слава (2Кор 4:17) пребудут вечно.

III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [еврейское шамайим — мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» (2Кор 12:2–4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах» (Евр 7:26; Евр 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса» (Евр 4:14) и вошел «в самое небо, чтобы предстать в настоящее время за нас пред лице Божие» (Евр 9:24).

IV. В НЗ слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба» (Мф 21:25; Мк 11:30; Лк 15:18).

Слово Небо, небеса найдено в следующих словарях: