Загрузка

Библейские словари

Словарь Брокгауза и Ефрона : обетование

Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно (Ис 40:8; Плач 3:23; Евр 6:18). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью.

I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ

1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя (Быт 3:15), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет (Ис 11:1–5; Ис 42:1–4), и о пути спасения (Ис 53). Не улучшением мира можно помочь людям — люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего (Зах 12:10) и дарование им новых сердец (Иез 36:26) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему (Иер 31:33), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему (Иер 31:31; Иез 36:27). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной;

2) Иов знал, что его Искупитель жив (Иов 19:25); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем (Чис 24:17). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ (Быт 12:2), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле (Исх 32:13). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них (Быт 18:18), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу (Втор 12:10) и каждому израильтянину в отдельности (2Цар 22:3; Пс 58:10,17); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни (Лев 25:19). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им → богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан (Пс 49:15);

3) Бог установил требования, которым в эпоху ВЗ должен был соответствовать человек, чтобы Бог мог исполнить Свои О.; эти требования были изложены в → Законе, которому человек был обязан повиноваться. Итак, благословение Божье было связано с верностью народа Богу (Втор 30). Боящиеся Господа находят у Него благодать и милость (Пс 102:11,13). Но следует помнить, что хотя поведение человека и оказывает влияние на исполнение О. (Исх 20:6), последнее совершается только по воле Бога как Его → милость. кроме того, ВЗ остается Заветом Обетования (Еф 2:12), поскольку все исполняемые и уже исполн. О. являются как бы оболочкой вокруг живого ядра неоднократно повторенного О. о приходе Спасителя.

II. ОБЕТОВАНИЕ В НЗ

1) Новый Завет основан на том, что О. Спасителя исполнилось в Иисусе Христе. Он есть начало, середина и конец [греческое телос, «цель»]. «Ибо все обетования Божьи в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор 1:20). В Нем людям было явлено откровение Божьей любви (1Ин 4:9), в «Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9). Обетованная в раю победа над сатаной достигнута. Подвиг Христа, о котором предвозвещали пророки, совершен (Деян 3:18). Исполнение этого О. о пришествии и победе Спасителя закладывает основу для исполнения и всех других О. ВЗ;

2) если во Христе все О. Божьи стали «да» и «аминь», то это все же не означает, что в НЗ человек уже не наследует никаких О.; напротив, именно теперь человек ожидает исполнения великих О. Верующий становится человеком надежды (Рим 8:24,25; 1Пет 1:3; Евр 11:1) и обретает Ходатая будущих благ (Евр 9:11), которые в полном объеме он получит только на небесах (2Тим 4:8), в своем вождел. отечестве, к которому он стремится (Евр 13:14). Вся его жизнь наполнена надеждой и ожиданием;

3) человека может беспокоить мысль о том, исполнит ли Бог Свое слово, услышит ли Он его молитвы. Это беспокойство не проходит и после того, как из опыта человеку становится понятно, что Бог внемлет молитвам. Когда и как ответить на них, решает только Сам Бог, но исполнение О., как правило, превосходит все ожидания (Еф 3:20). Непоколебимо верны и те О. Божьи, которые относятся к спасению. Обретение спасения предполагает подвиг веры, в котором нам обещана победа (1Тим 6:12; 1Ин 5:4). Но даже тем, кто уже живет не по плоти, но по духу (Рим 8:1), остается ожидание освобождения от тела (Рим 8:23), препятствующего нам быть полностью со Христом (Флп 1:23). Жизнь верующего подобна путешествию, в котором за каждым новым усилием его ожидают новые красоты и радости;

4) жизнь верующего настолько проникнута О. и их осуществлением, что он все более укрепляется в доверии и верности Богу. Таким образом, его вера перерастает в уверенность в невидимом (Евр 11:1). Он не видит ни Бога, ни посылаемых по Его поручению ангелов, он не видит воочию того, на что надеется (Рим 8:24), но, каждый раз заново испытывая осуществление О., он год от года все более убеждается в их непреложности и учится все больше доверять слову Божьему, на собств. опыте познавая, что осуществляющий это слово и внемлющий молитвам — это живой и всемогущий Спаситель;

5) к другой сфере принадлежат О., касающиеся судьбы народа Божьего и вечности. С одной стороны, Бог преднамеренно не раскрывает подробностей, относящихся к срокам исполнения О., желая поддерживать верующих в состоянии животворного духовного напряжения (Мф 24:48; 1Фес 5:3), которое не должно ослабевать и при долгом ожидании (2Пет 3:8); с др. стороны, вечное не может быть облечено в слова и представления этого мира, и, след., должно выражаться с помощью иносказаний (притч), способных показать только тень славы. Из этого проистекают ненадежность многочисл. попыток толкования подробных О. и опасность впасть при этом в заблуждение. Это с ужасающей ясностью показал пример Израиля, народа, неверно истолковавшего данные ему О., относящиеся к явлению Мессии, и потому распявшего Того, в Ком эти О. осуществились. Не всякое осуществление О. сразу ведет к полной реализации того, что обещал Бог, но это не означает его отмены. Так, О. возвращения Израиля в землю обетованную частично осуществилось после плена, но, несмотря на реформы Ездры и Неемии, глубокого духовного обновления народа не произошло. Оно исполнилось в Церкви Христовой. Задача верующих — с терпением, с неослабевающей готовностью ждать того часа, когда они смогут встретиться с Господом и перейти от веры к видению (2Кор 5:7; 1Ин 3:2), — тогда все тайны будут открыты.

Слово Обетование найдено в следующих словарях:

Слово обетование в симфонии
В Библии слово "обетование" упоминается в 17 стихах.

Лк 24 : 49
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
Деян 2 : 33
Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Деян 2 : 39
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
Деян 13 : 32
И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Деян 26 : 6
И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам,
2Пет 3 : 4
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
1Ин 2 : 25
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
Рим 4 : 13
Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование -- быть наследником мира, но праведностью веры.
Рим 4 : 14
Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
Рим 4 : 16
Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
Гал 3 : 17
Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
Гал 3 : 19
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
Гал 3 : 22
но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
1Тим 4 : 8
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Евр 4 : 1
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
Евр 6 : 13
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
Евр 11 : 17
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,