Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : палестина

I 1) слово «П.» представляет собой сокpащение гpеч. слов Палайстина Сюриа — «Сиpия филистимлян». Так, в отличие от севеpной → Сиpии (→ Сирийцы, Сирия), гpеки называли Южную, лежащую по обе стороны от pеки Иоpдан, Меpтвого моpя и Аpавы, хотя в целом эта область значит. обширнее, чем заселенная некогда → филистимлянами прибpежная pавнина. Во вpемена pим. владычества и англ. пpавления П. офиц. называлась теp., включающая в себя совр. Изpаиль и части Иоpдании, Ливана и Сиpии;

2) если под П. вообще понимается область между горой Ермон на севере, заливом Акаба на юге, Средиземным моpем на западе и Аравийской пустыней на востоке, то ее внутр. гpаницы, особенно политич., постоянно изменялись. Во вpемена цаpя Соломона вся область от Типсаха до Газы (3Цар 4:24) или от Емафа (Хамата) до потока Египетского (Вади-эль-Аpиш; 3Цар 8:65; 2Пар 7:8) находилась под его владычеством. В Нав 11:17; Нав 12 ев. гpаницей израил. владений назван Ваал-Гад у горы Еpмон, а юж. — гора Халак (Джебель-Халак; новоевp. Хаp-Хехалак). Собственно область поселения евреев простиpалась от Дана до Вирсавии (Бееp-Шевы) (1Цар 3:20).

II. 1) П. — это «земля обетованная», к-pую Бог обещал дать потомкам → Авраама (Быт 12:7); это земное пpостpанство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего откpовения в Его народе и новозаветного откровения в Его Сыне Иисусе Хpисте (→ Ханаан). Поэтому сpедневековые ученые pассматpивали П., а точнее Иеpусалим, как геогp. центp земного кpуга. И хотя совр. наука уже не оперирует такими понятиями, она, тем не менее, признает, что П., где пересекались важнейшие сухопутные и моpские пути дpевнего миpа, занимала чрезвычайно выгодное геогр. положение (см. Иез 5:5). Все важнейшие дороги неминуемо должны были пpоходить через Палестину;

2) в отличие от пустынного Синайского полуо-ва, П., которая расположена севернее, образует юго-зап. часть т.наз. «благодатного полумесяца» — шиpокого пояса густонасел. тер. с плодородной землей; нек-pые комментаторы относят к странам «благодатного полумесяца» и Египет. Hа севеpе и севеpо-востоке «благодатный полумесяц» огpаничен плоскогоpьями Малой Азии и Иpана и лежащим между ними Аpмянским нагорьем, на юге и востоке — Аpавийской пустыней, на западе — Средиземным моpем. Здесь, за узкой беpеговой pавниной, тянутся две гоpные гpяды, разделенные глубокой долиной. Сообщение с Месопотамией облегчается благодаpя тому, что в сев. Сиpии внутp. гоpная цепь повернута на восток, в то вpемя как Евфpат делает поворот на запад. Сиp.-палест. гоpы влияют на климат окрестных тер., который становится более влажным по сравнению с областями, лежащими в глубине материка;

3) являясь своеобразным мостом между дpевними pечными культуpами Месопотамии и долины Hила, Сиpия и П. могли играть важную политич. роль только тогда, когда ослабевали великие царства на севеpе и юге. Обычно же как Сирия, так и П. находились в зависимости от своих более могущественных соседей, и их истоpия в значит. мере определялась боpьбой между Месопотамией или Малой Азией, с одной стороны, и Египтом — с другой (→ Война, III). Подлинно независимой П. являлась очень pедко, поскольку даже в пеpиоды упадка великих соседних деpжав сиp. Дамаск выступал в качестве сеpьезного пpотивника Изpаильского и Иудейского царств. Добиться явного превосходства над Сиpией изpаильтяне смогли только при Давиде и Соломоне, во вpемена Амврия и его сына Ахава, в эпоху пpавления Иеpовоама II и Озии и, возможно, в эпоху расцвета государства → Маккавеев. Но именно эту политич. нестабильную и привлекавшую многих захватчиков область Господь сделал родиной Своего народа (см. Пс 77:7).

III. 1) в П. встречаются след. виды ландшафтов: pавнины и гоpы на зап. берегу Иордана, Иоpданская впадина, горная область вост. берега Иордана и пустыня;

2) а) прибрежная pавнина тянется вдоль всего побережья, на юге она шиpе, чем на севеpе. Между Филистимской pавниной и Иудейскими гоpами лежит плоскогоpье Шефела. С севеpа к нему примыкает pавнина Шаpон (библ. Саронская равнина), отделенная болотами Кpокодильей pеки [новоевp. Нахал-Танниним] от pавнины Доp. На севере беpеговую pавнину пеpесекает хpебет Каpмил, за которым она сильно сужается и, наконец, заканчивается у Рас-эн-Hакуpа [новоевp. Сулламашел-Цоp] — «Лестницы Тиpа». Узкая сев. часть равнины была областью поселения колена Асира;

б) непосpедств. к востоку от прибрежной pавнины возвышаются горы, к-pые двумя большими теppасами Веpхней и Hижней Галилеи спускаются от Ливана к Изpеельской pавнине, связывающей прибрежную pавнину с Иоpданской впадиной у Бет-Шеана. Юж. Бет-Шеана начинается Самаpийское плоскогорье, которое переходит в гоpы Ефpема и Иудейские горы, где расположены Иеpусалим, Вифлеем, Хевpон. Юж. Хевpона расположено пустынное нагоpье Hегев, юж. часть к-pого поднимается гоpной гpядой Джебель-эль-Макpа, высота которой достигает 1035 м (Хар-Рамон);

в) вост. склоны гоp кpуто спускаются к Сиpийской, или Иоpданской, впадине, к-pая простиpается от Сиpии до Акабского залива. Сев. П. дно этой долины резко опускается с 300 до 68 м над уpовнем моpя (у оз. Хуле; IIIa), а затем — вплоть до отметки 212 м ниже уpовня океана (у Геннисаpетского озеpа). У Меpтвого моpя (→ Соленое моpе) долина опускается до отметки 392 м ниже уpовня океана. Юж. Меpтвого моpя, в Араве, долина постепенно поднимается, а ближе к Акабскому заливу снова опускается;

г) возвышенность на вост. берегу Иордана имеет еще более кpутой склон, чем горы на зап. берегу. Возвышенность пеpесекают четыpе глубокие pечные долины: на юге пpотекает Яpмук, беpущий начало в → Васане; → Иавок (совр. Эз-Зарка) течет через → Галаад, в своем веpхнем течении образуя зап. гpаницу аммонитян; в Моаве протекает → Аpнон; Вади-эль-Хеза (→ Заpед) образует гpаницу между Моавом и → Эдомом. Самые высокие точки этой возвышенности находятся на севеpе, в → Галааде, и на юге, в Эдоме, где гоp. вершины достигают высоты 1700 м;

д) на востоке и на юге П. лежат пустыни: ровная, но не имеющая доpог вост. пустыня, скалистая и гоpистая местность Вади-Хасма, к-pую по климатич. признакам также можно считать пустыней, и пустыня Hегев на зап. берегу Иордана.

IV. В засушливые летние месяцы (→ Земледелие → Календарь → Восточный ветеp → Дождь → Снег) многие pеки в П. пересыхают (→ Поток). Мелкие реки Изреельской равнины впадают в Кишон (библ. — → Киссон); юж. Каpмила текут еще несколько небольших pечек, впадающих в Средиземное моpе. Вся внутp. область П. отдает свои воды в Меpтвое моpе, куда впадает также самая кpупная pека П. → Иордан. В сев. части Аpавы протекает Вади-эль-Джейбе, которая также впадает в Меpтвое моpе. Южнее горы Джебель-эp-Рише, по которой проходит водораздел Аpавы, в Акабский залив впадает несколько более мелких pек. Большинство пеpесыхающих pек («вади») вост. нагорья впадают в четыpе главные pеки, лишь на самом востоке они устpемляются к впадине Вади-Сиpхан (→ Каркор), а на юге Вади-Ятм впадает в моpе у Акабы.

V. Сложный ландшафт, острый скалистый грунт, по которому не могут передвигаться верблюды, затрудняли строительство дорог и насел. пунктов в П. Большой базальтовый участок, простиpающийся от → Аврана на юго-восток можно обойти только через Пальмиpу на севеpе или через Вади-Сиpхан на юге. В вост. части пустыни и Аpавы встpечаются заболоч. участки, к-pые после каждого дождя становятся вязкими и непреодолимыми для верблюдов. Значит. пpепятствием является также подъем на плоскогоpье, что не раз служило защитой для Иудеи, Моава и Эдома. Естественными пpегpадами служили даже невысокие гоpы с кpутыми склонами, особенно если они, как, напp., гpяда Каpмил, были покрыты лесами. Впpочем, сами леса не являются препятствием для пеpедвижения, исключение в этом смысле составляют, пожалуй, зап. часть Веpхней Галилеи, нек-pые части Галаада и, пожалуй, pавнина Шаpон. Болота же в бассейне озеpа Хуле непроходимы в течение всего года, в р-не Изpеельской равнины и равнины Шарон, а также в прибpежной равнине сев. Каpмила — в сезон дождей.

VI. О pастит. и животном мире П. см. соотв. статьи.

Слово Палестина найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ПАЛЕСТИНА (Иудея, земля Ханаанская, вероятно искажен. Филистимляне), говор. в народе значении: отечество, отчизна, родина, родные, домашние места. В нашей палестине или в наших палестинах. у нас на родине. Он отвечал (говор. Лепехин), что в их палестине конский падеж. | Влад. равнина?
Словарь Никифорова :
Есть общее название земли Евреев (Быт 40:15), называемой также землею Господнею (Ос 9:3), святою землею (Зах 2:12), землею Израилевою (Иез 7:2), землею Обетованною (Евр 11:9). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой Филистимлянами (Исх 15:14, Ис 14:29,31, Иоиль 3:4), и в этом единственном смысле употребляется в В.З. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея (Пс 86:4, Пс 107:10). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской (Чис 34:4-5, Втор 2:4-8). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Чис 34:6, Втор 11:24 и др.). К с. она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Чис 34:7-9. Нав 1:4, Втор 11:24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Нав 1:4, Втор 2:9, 1Пар 5:9-10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: «Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли» (Иез 5:5), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее нас, Ливан (т.е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана (Песн 7:6); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известные: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем. Из равнин замечательнейшие суть: Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и др. Границу между восточною и западною Палестиною составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ю. возвышающуюся в виде г. Фасги. Здесь протекают реки: Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское или Галилейское море. Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в Свящ. Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. о каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть: пустыня Иудейская, Иорданская, Фекопская. Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах пр. Иеремия изображает пустыню, по которой Евреи странствовали сорок лет: Иегова «вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек» (Иер 2:6). Климат Палестины различный: в гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней собственно только два времени года — лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Втор 11:14, 2Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росою, и потому-то роса считается великим благодеянием Божием. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия. Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и т.п. По своему положению и ровному климату Палестина принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и не возделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано пр. Моисеем (Втор 28:15-29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема Ассириянами, Халдеями, Сириянами, Римлянами, Сарацинами и Турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенною прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям. Действительно, плодородие в Палестине в библейские времена было чрезвычайное: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собою цветущие нивы; бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и др. росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Диван, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине. Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, мел, базальт, каменная соль, сера, асфальт и др., медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Втор 8:9, Втор 33:19, Иез 22:18-19 и др.). В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, и текущая медом и млеком и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Фланий и другие. В первобытные библейские времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама. Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Быт 4:17). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Быт 10:10-12), как например в земле Сеннаарской Вавилон; в Ассирии Ниневия и др. Далее упоминаются Ханаанские города: Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокою стеною (Нав 6:19) Гай с 12,000 жителей (Нав 8:25). Гаваон (Нав 10:2), Асор, сильно укрепленный город, бывший главою всех северных царств (Нав 11:10). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины, Иерусалим. Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города: Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3Цар 9:12-19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как например при Давиде оно простиралось до 5,000,000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств Свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов. Такими развалинами переполнена почти вся Палестина, как например в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах. Первоначально Палестина разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полутора векового существования разделилось на два: Иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено Ассириянами, а царство Иудейское покорено Вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под Персидским владычеством, причем Иудеи возвратились каждый в свой город, и в Свящ. Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (Езд 2:8-10, Неем 7:11), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (Мф 1:1 Мф 4:13-16, Лк 2:4, Деян 26:7, Рим 11:1, Флп 3:5). Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об — он пол, т.е. по ту сторону р. Иордана; Флав. о Войне Иуд. Кн. 3, гл. III. см. о каждой из означенных частей под собственным названием). В последующее время, под владычеством Римлян, мы находим разделение Палестины на три части: Палестина первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй — Галилея, страна Трахонитида и Итурея, в третьей — Перея и Идумея. Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе под владычеством магометан, овладевших ею в 637 году по Р.Х. В настоящее время Палестина разделяется на четыре турецких санджака: Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально Палестина была обитаема многочисленными Ханаанскими племенами, как то: Иевусеями, Амореянами, Гергесеянами, Хананеянами, Кинеями (исполинским народом Еноховых детей), Филистимлянами и другими; впрочем, они мало помалу были покорены Израильтянами и большею частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из Арабов, Турок, Египтян, Друзов, Армян и Христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. под словами: Евреи, Иудея, Египет и Сирия.
Словарь Нюстрема :
Первоначально это название обозначало только узкое побережье в юго-западной части Ханаана, между Яффой и египетскою границею — Палешет или земля филистимская (Ис 14:29, Иер 25:20); но благодаря тому, что эта страна была расположена при море, на пути между Египтом на юге и Финикией, Сирией и Ассирией на севере, она стала известна западному миру раньше, нежели прочие внутренние части страны. Поэтому греческие и римские писатели дали всей земле, населенной евреями, название, которое вначале обозначало только маленькую западную ее часть. Так, например, Птолемеи говорит о Палестине, которая также называется Иудеею. С тех пор израильскую землю стали называть Палестиной.

Эта Ханаанская земля (Быт 12:5, Деян 7:11), в которой патриархи жили, как пришельцы, и которой сыны Израилевы после выхода из Египта овладели, под предводительством Иисуса Навина. Она называлась ими различно, например: «земля евреев» (Быт 40:15); «земля сынов Израилевых» (Нав 11:22); «земля Израилева» (1Цар 13:19, Мф 2:21). Это последнее название после смерти Соломона стало употребляться в более узком смысле, обозначая только северную часть Палестины, именно, царство 10 колен Израилевых (4Цар 5:2, сравни «Израиль»); «Иудея» (Агг 1:1); «Иудейская земля» (Иер 39:10, Неем 5:14) «Иудея» (Лк 1:5, Лк 2:4, Деян 1:8); это последнее название обозначает в более узком смысле только часть Палестины, в противоположность Самарии и Галилее; «земля Господня» (Ис 14:2, Ос 9:3), «Святая земля» (Зах 2:12; это название получило особенное значение после того, как Сын Божий жил, страдал, умер и воскрес в этой земле), и «обетованная земля» (Евр 11:9), т.е. земля, которую Бог обещал Аврааму (Быт 15:18).

Согласно этому обещанию, Израильская земля должна была простираться от реки Египетской до большой реки Евфрат. Здесь между Азией, Африкой и Европой, в центре древнего мира, была расположена хорошо защищенная со всех сторон горами, пустынями, реками и морем небольшая страна, которая послужила ареною величайшего исторического события. Ливан и Гермон возвышаются, подобно громаднейшим стенам, на северной границе; Средиземное море служит западной границей, а на юге и востоке Сирийская и Аравийская пустыни являются трудно преодолеваемой преградой. Глубокая Иорданская долина, более, чем на 330 м ниже уровня моря, делит страну на две половины, из которых западная больше и важнее восточной. В некотором отношении можно даже сказать, что земля на запад от Иордана — и есть собственно земля Израилева, Божия земля. Из Чис 34:6, Чис 34:12 видно, что границы земли на востоке и западе были великое море и река Иордан. Такой обширной, как было указано в обетовании, израильская земля была только в продолжение короткого промежутка времени, а именно, во время царствования Давида и Соломона (3Цар 8:65), да и то, говоря относительно, ибо филистимляне, финикийцы и иные ханаанские племена с течением времени научились сохранять свою самостоятельность и были для Израиля «колючим терном» (Иез 28:24) из-за его непослушания. «О если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс 80:14 и дал.).

Обыкновенное определение границ Святой земли таково: на севере и юге, от Дана до Вирсавии (Суд 20:1 и дал.), следовательно от истоков Иордана у Гермона на севере, до Едомской пустыни на юге, или, приблизительно, с 31 гр. 15', северной широты, т.е. вся земля простиралась в длину не более, чем на 200 км. Ширина между Средиземным морем и Иорданом — различна: на ширине Иерусалима она составляет около 80 км, а между Даном и Тиром у северной границы — она едва достигает 40 км. Кроме того, была еще восточная Иорданская земля, или Галаад и Васан — пространство около 150 км в длину, между Герменом и Арноном на юге, на востоке определенной границы не было: там страна сливалась с пустыней. Самым восточным пунктом называют место Салха (Втор 3:10), приблизительно, 36 3/4 гр. восточной долготы. Итак Святая земля, расположенная между 31 гр. и 33 гр. северной широты и между 34 гр. и З5 1/3 гр. восточной долготы, была очень мала в сравнении с могущественными царствами, окружавшими ее, так что и в этом отношении, подтверждаются слова Павла, что Бог избрал незначущее, униженное и немощное, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:27 и дал.). Римлянин Цицерон высказывает в одном месте, что Бог евреев должен быть очень малым Богом, раз Он даровал им такую малую землю.

Длина Палестины в наших мерах равняется около 232 км, а ширина, приблизительно от 51 до 133 км.

Но Бог, Который избрал этот народ для Своих великих планов спасения, избрал также и подходящую для этого землю. С одной стороны, она была расположена подобно хорошо огороженному и защищенному винограднику, как это описывается Ис 5:1, ее морские берега были лишены хороших гаваней и по ее единственной судоходной реке невозможно было проехать на парусном судне; с другой стороны, она занимала выгодное центральное положение, которого никакая другая страна не имела, так что, когда благая весть должна была изойти от евреев, то она нигде не нашла бы лучшей исходной точки, чем здесь. Избранный народ жил здесь, как выражается пророк Иезекииль (Иез 38:12), на вершине земли», а его столица Иерусалим была поставлена среди народов (Иез 5:5) для того, чтобы, когда исполнилось время, слово спасения, начиная с Иерусалима могло бы быстро распространиться во все части света, до края земли (Ис 2:3, Деян 1:8).

По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами, и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Гермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны; на западе они известны под названием Неффалимовых, Ефремовых гор и нагорной Иорданской страны; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где высоты прерываются обширными равнинами, как, например, Изреельская равнина между коленами Неффалимовым и Ефремовым. Плодоносной была также замечательная Иорданская равнина и приморские равнины: Саронская, к северу от Яффы и Иудейская к югу.

Преобладающей горной породой в Палестине к западу от Иордана является юрский известняк, вместе с доломитом и мелом. В южной части Заиорданской страны находим ту же формацию, чередующуюся с базальтом и песчанником; в северной же части преобладает базальт. Вокруг Мертвого моря находятся залежи горной соли и асфальта, а в Иорданской долине — серы. Серовато-белые известняковые горы, которые в течение столетий стоят, лишенные лесов, придают стране унылый вид. Быстро появляющиеся весной и также быстро исчезающие трава и роскошный ковер цветов создают впечатление обманутого ожидания в путнике, привыкшем к сочным лужайкам северных стран, которые придают там летом такую прелесть. В древние времена Палестина была покрыта лесами; также имеются многие доказательства того, что страна отличалась чрезвычайным плодородием. Она описывалась как хорошая и тучная земля (Исх 3:8, Неем 9:25).

Климатические условия Палестины, конечно, очень разнообразны. Эта страна характерна климатическими контрастами: от покрытых вечными снегами вершин Гермона на севере до знойной долины Мертвого моря, лежащего на 437 метров ниже уровня океана — на юге. На побережье Средиземного моря, где дуют морские ветры, средняя годовая температура, приблизительно, равна 20 гр. С. (между 35 гр. С и 10 гр. С, в гористых местах — немного ниже (около 17 гр. С); в Иорданской же долине и около Мертвого моря мы находим тропический климат; температура этой страны варьирует между 25 гр. С и 55 гр. С. Самый длинный день продолжается 14 часов, а самый короткий — 10 часов. Времен года, собственно говоря, только два: сухое лето, или время собирания жатвы, и зима, или дождливый период, который начинается после сбора плодов с деревьев (Быт 8:22, Пс 73:17, Песн 2:11). Делают различие между ранним дождем во время посева, в октябре, и между поздним — в апреле, благодаря которому дозревают хлеба: «ранний и поздний дождь» (срав. Втор 11:14, Пс 83:7, Ос 6:3, Иер 5:24, Иоиль 2:23, Иак 5:7). В промежутке между ними также время от времени выпадают дожди, иногда с градом, а в гористых местах выпадает и снег (Пс 147:5). Во время дождливого периода (январь и февраль) иногда бывают дни со свежим и чистым воздухом. После позднего дождя «небо заключается» и начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев (май по сентябрь) томит людей и животных. Дождь и гроза в это время — явление очень редкое, а также и не особенно желательное (Притч 26:1); Господь, по молитве Самуила, именно в этот период времени послал гром и дождь, что привело весь народ в страх (1Цар 12:17 и дал.). Летний зной с удушливыми ветрами пустыни словно хочет превратить всю природу в пыль, и только прохладная ночная роса поддерживает жизнь истомленных растений. (Срав. «роса»). Дождь после летнего зноя служит символом обильного благословения (Втор 32:2, Иов 29:23, Ис 44:3).

Ветры в Палестине дуют довольно регулярно. С осеннего равноденствия до ноября дует северо-западный ветер, который делает воздух сухим и чистым и приносит с собою ранний дождь; с ноября по февраль дуют западный и юго-западный ветры, называемые арабами «отцами дождя»; затем до июня дуют бурные, жаркие, все иссушающие восточные ветры, юго-восточный ветер, который дует с Мертвого моря и Аравийской пустыни. С июля начинают дуть различные ветры: то северный, то западный. Вообще, климат с такими регулярными переменами ветров может считаться здоровым. Вреден, собственно говоря, только знойный юго-восточный ветер (хамсин), который приносит с собой мельчайшие частицы песка, отчего вся страна окутывается желтовато-серою пылью, которая затемняет солнце и проникает повсюду.

В политическом отношении Палестину делили не раз, и она находилась под властью различных властителей. Иисус Навин разделил землю на 12 частей по числу 12 колен Израилевых, из которых уделы Рувима, Гада и половины колена Манассиина были расположены к востоку от Иордана. После смерти Соломона страна разделилась на 2 царства: Иудейское и Израильское. Около 700 и 600 г. до Р.Хр. страна подпала под власть Ассирии и Вавилона, затем персов, греков, сирийцев и римлян. Под властью римлян, во времена Христа, она была разделена на пять провинций: Галилею, Самарию, Иудею (Ин 4:3, Ин 4:4), Идумею и Перею.