Загрузка

Библейские словари

Словарь Брокгауза и Ефрона : первенец

Первенец → Первородство.

Слово Первенец найдено в следующих словарях:
Словарь Вихлицкого :
Первородный мужского пола (и из людей, и из скота), который по закону должен быть посвящен Господу (Исх 13:2, Исх 13:12). Первенец в семье имел преимущество, являясь начатком силы отца (Быт 49:3; Втор 33:17; Пс 104:36) и получал двойную долю в наследстве по сравнению с остальными (Втор 21:17), а сын царя — трон (2Пар 21:3). Первенец смерти в Иов 18:13 поэтому фигурально означает какую-то наиболее лютую ее причину: болезнь, несчастный случай (см. начаток). Первенцем иногда почитался и не перворожденный по плоти (см. Рувим, Фарес, ср. Исав и Иаков, а также Евр 12:23; Откр 14:4).
Словарь Нюстрема :
евр. бен бхор. За перворожденным младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он — «начаток силы» (Быт 49:3). Поэтому он должен был:

1) быть посвящен Господу (Исх 22:29 и дал.). Одна из главных причин такого преимущества была та, что Господь пощадил израильских первенцев в Египте (Исх 13:1 и дал.). Впоследствии было избрано колено Левиино, чтобы заменять первенцев (Чис 3:12), но так как число первенцев по первому исчислению израильтян превышало число левитов на 273 человека (Чис 3:39, Чис 3:43), то этих 273 первенцев должно было выкупить, считая по 5 сиклей с человека; это же применялось и для последующих первенцев превышающих число левитов (Чис 3:44 и дал.). Выкуп предназначался для скинии (Чис 8:11, срав. Лк 2:22). Так же и из скота все первородное мужского пола, если оно было из чистых животных, должно было жертвоваться Господу; за нечистых же животных вносили выкуп в размере 5 сиклей (Чис 2:1) должен был иметь высший авторитет в семействе (Срав. Быт 49:3), и права первородства, которые заключаются
а) в наследовании двойной части по сравнению с другими; если у кого были 2 жены, из которых одну он любил, а другую не любил, и если нелюбимая родила первенца, то отец не мог, при разделе своим сыновьям имения, дать преимущество сыну любимой пред первородным сыном нелюбимой жены (Втор 21:15 и дал.),
б) в большем почтении и власти в роде, отчего он и становился преемником своего отца, например, в управлении царством (2Пар 21:3). Иногда говорится о израильских начальниках, как главах семейств; вероятно, они пользовались правом первородства (Чис 7:2, Чис 25:14). Это право могло быть утрачено (1Пар 5:1). Продажа его была для Исава вечным стыдом (Быт 25:34, Евр 12:16).

Таким образом, название «первородный» со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Поэтому и произошли некоторые символические выражения:

1) Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (т.е. Божий) в смысле первого избранного Богом народа, взятого в удел (Исх 4:22, срав. Рим 3:1 и дал.).

2) Христос называется «Первородным между многими братьями» (Рим 8:29), «рожденный прежде всякой твари» (Кол 1:15), «Первенцем из мертвых» (Кол 1:1, Откр 1:5), потому что Он первый во всем: в священстве, в жертве, в царстве (Срав. Мф 28:18, Пс 8:7, Евр 1:2). Уже в пророческом псалме сказано: «И Я сделаю Его Первенцем, превыше царей земли» Пс 88:28.

3) «Церковь первенцев написанных на небесах» (Евр 12:23), по мнению одних, обозначает первых учеников Христа, которые как первенцы, пошли домой первые из среды верующих; по мнению других, тут подразумевается вообще Церковь Христова, члены которой суть «первенцы», «первенцы от стада» (Иак 1:18, Откр 14:4), и хотя они находятся здесь но имена их написаны на небесах (Лк 10:20).

4) «Первенец смерти» (Иов 18:13), обозначает, вероятно, какую-нибудь опустошительную заразную болезнь.