Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : послание иакова

I. АВТОР

В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано → Иаковом (4), братом Господним, авторство которого подтверждается и церк. преданием.

II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Послание обращено к христианам (Иак 2:1,5,7) из иудеев, «находящимся в рассеянии» (Иак 1 — греческое эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иак 5:4,7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. Иак 5:7: ранний и поздний дожди); некоторые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иак 4:13). Не вполне ясным представляется положение «богатых» среди остальных христиан: они — члены общины (Иак 1:10; Иак 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иак 2:6,7; Иак 5:1–6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иак 2:2), ученые высказывали предположение, что этими «богатыми» были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Иак 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иак 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, который, возможно, был написан еще до → Апостольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возможно, что иудеохристиане, к которым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Деян 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере некоторые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.

III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ

П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. кроме того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к → Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Иак 1:4 с Мф 5:48; Иак 1:5,6,17 с Мф 7:7–11; Мф 21:21,22; Иак 1 с Мф 7:21–27; Иак 2 с Лк 6 («блаженны нищие», пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Иак 2 с Мк 12:31; Иак 2 с Мф 5:7; Иак 3 с Мф 7:16; Иак 3:18 с Мф 5:9; Иак 4 с Мф 6:24; Иак 4:11,12 с Мф 7:1; Иак 4 с Мф 10:28; Иак 4:13,14 с Лк 12:16–20; Иак 4:17 с Лк 12:47; Иак 5 с Лк 6:24,25; Иак 5:2,3 с Мф 6:19; Иак 5 с Мф 5:34–37.

IV. СОДЕРЖАНИЕ

П.И. обращено к тем христианам, которые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Иак 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иак 1:2–18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (Иак 1:19–27), что несовместимо с лицеприятием (Иак 2:1–13). Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (Иак 2:14–26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Иак 3:1Иак 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иак 4Иак 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (Иак 5:7–11), к искренности, не требующей никаких клятв (Иак 5:12), напоминает о силе молитвы (Иак 5:13–18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (Иак 5:19,20).

V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ

Было бы ошибкой, подобно М. Лютеру, назвавшему П.И. «полным соломы» и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказывания (→ Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.

Слово Послание иакова найдено в следующих словарях:
Словарь Нюстрема :
Одно из, так называемых, соборных посланий, написано «рабом Бога и Господа Иисуса Христа двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак 1:1). Полагают, что автором этого послания является Иаков, брат Господень, несмотря на то, что он сам не говорит того о себе. В своем послании он обращается главным образом к верующим братьям (Иак 2:1, Иак 2:7, Иак 5:7) и только, в виде исключения, к прочим (Иак 4:1, Иак 5:1 и дал.); он указывает особенно на веру в Христа, как на силу, которая может пересоздать жизнь во всех отношениях, и на надежду Его скорого пришествия, как утешение в страданиях. Восставая против рассудочной веры, которая бессильна перерождать человека, он подчеркивает, что настоящая, живая вера совершенствуется делами, и что вера без дел мертва, — «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак 2:24). В этом видели резкое противоречие между учением Павла и Иакова: Павел говорит об оправдании «через веру»; «не верою только» говорит Иаков. Но это только кажущееся противоречие: Павел проповедует против мертвых дел, Иаков — против мертвой веры. Это только различные стороны одного и того же утверждения. Вероятно, Иаков ничего не знал о послании Павла, когда писал свое послание. По-видимому, оно принадлежит к самому раннему периоду христианской эпохи и является древнейшей книгой Нового Завета; оно несложно по содержанию, и стиль его во многом напоминает проповеди Самого Спасителя своими короткими и глубокими изречениями. Ни одна книга Нового Завета не имеет такого сходства с нагорной проповедью.