Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : послание к ефесянам

I. АВТОР ПОСЛАНИЯ

Автором П.к Е. является ап. Павел (Еф 1:1), который был хорошо известен своим адресатам (Еф 3:2). Более точные сведения об обстоятельствах, сопутствующих моменту передачи послания, должен был сообщить Тихик, вероятно, и доставивший это послание (Еф 6:21). В П.к Е. имеется много общего с Посланием к Колоссянам; в обоих посланиях встречаются даже одинаковые выражения. На этом основании предпринимались попытки оспорить авторство Павла. По мнению оппонентов, апостол постарался бы избежать повторов. Такой довод, однако, представляется неубедительным. Ведь если оба послания были написаны примерно в одно и то же время и при сходных обстоятельствах, но предназначались разным поместным церквам, то некоторое дублирование вполне возможно.

II. МЕСТО НАПИСАНИЯ

П.к Е. было написано почти одновременно с Посланием к колоссянам и Посланием к Филимону, а возможно, и с Посланием к Филиппийцам. Сравнив эти послания и собрав воедино содержащиеся в них сведения, можно сделать опред. выводы: Павел находился в заключении, но все же у него оставались некоторые, хотя и огранич., возможности для проповеди Евангелия (Еф 6:19). Очевидно, что, кроме Тихика, рядом с ним находились и другие сотрудники: Тимофей, Епафрас, Аристарх, Марк, Лука (Кол 1:1; Кол 4:10,12,14; ср. Деян 27:2). Все это больше соответствует условиям первого рим. заточения апостола, ко времени которого, по общепринятому мнению, относится написание посланий к ефесянам, колоссянам и Филимону. Не искл., однако, что они были составлены во время кесарийского заключения Павла.

III. АДРЕСАТ

В древнейших рукописях П.к Е. в ст. Еф 1 при указании адреса отсутствуют слова «в Ефесе». По общепринятому мнению, послание являлось циркуляром, который Тихик передавал различным поместным церквам для публичного зачитывания, дополняя его своим устным рассказом (Еф 6:21). На это же указывает и замечание в Кол 4:16. В таком случае можно предположить, что после чтения послания в церквах с него делались списки, в один из которых и было внесено дополнение «в Ефесе».

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Послание содержит назидания (Еф 1Еф 3:21) и увещевания (Еф 4Еф 6:20). Сообщения личного порядка очень кратки. Это, очевидно, связано как с характером самого П.к Е., так и с упомянутым выше фактом, что дополнит. сведения должен был сообщить Тихик (Еф 6:21).

А. В начале послания указаны отправитель и получатель, после чего следует приветствие с пожеланием благодати и мира (Еф 1:1,2).

Б. Назидательная часть (Еф 1Еф 3:21) содержит:

1) восхваление Бога, совершившего самопожертвование ради спасения всех христиан (Еф 1:3–14);

2) благодарение и молитв. ходатайство о том, чтобы получателям послания открылась благодать, дарованная во Христе всему миру (Еф 1:15–23);

3) величие новой жизни, которую Церковь имеет во Христе (Еф 2:1–22);

4) благодать апостольского служения Павла, молитва к Богу с просьбой даровать совершенное откровение тайны Христа читателям послания и заключит. гимн (Еф 3:1–21).

В. К увещеваниям относятся (Еф 4Еф 6:20):

1) призыв Церкви к единству в любви при всем богатстве дарований (Еф 4:1–16);

2) предостережение Церкви от возвращения к языч. жизни (Еф 4:17–24) и призыв являть себя чадами света (Еф 4Еф 5:20);

3) наставления в христианской семейной жизни, которая должна быть отражением отношений, существующих между Церковью и Христом; раб и господин должны любить друг друга (Еф 5Еф 6:9);

4) призыв к духовной борьбе и описание применяемого «всеоружия Божия» (Еф 6:10–20).

Г. Заключение (Еф 6:21–24): извещение о направлении Тихика и заключит. приветствие.

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Главная тема П.к Е. — воплощение Божьего замысла спасения (Еф 1:9; Еф 3:3) через Церковь Иисуса Христа (→ Тело, VI). Церковь и то, что связывает ее с Воскресшим, выходят здесь на первый план, а характерная для Павла тема Второго пришествия Иисуса звучит более приглушенно. Христос — глава Церкви (Еф 1:22; Еф 4:15), а сама она — Его тело (Еф 1:23; Еф 4:12,16; Еф 5:30), которое должно являть свое единство через служение ее членов (Еф 4:11,15). Это тело растет и зреет «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13). В послании Павел говорит о цели Божьего замысла спасения, состоящего в том, чтобы объединить всех людей, язычников и иудеев, в одну Церковь (Еф 2:11; Еф 3:5), в святой храм в Господе (Еф 2:21). Из послания следует, что крестный подвиг Христа и Его любовь направлены в первую очередь на Церковь, которую Христос спасает (Еф 5:23) и освящает Своей смертью (Еф 5:25). В П.кЕ. (Еф 2:14) Павел обращается к теме, прозвучавшей в Послании к Колоссянам, — примирение человечества с Богом (Еф 2:16). Здесь закладывается основание нашей веры в спасение. Апостол понимает свое призвание внутри избранной Богом Церкви, исходя из этого плана спасения, охватывающего весь мир и все человечество. Этой данной ему Богом благодати (Еф 3:2) Павел и посвящает свой молитв. гимн, завершающий третью главу П.кЕ.

Слово Послание к ефесянам найдено в следующих словарях:
Словарь Нюстрема :
Написано ал. Павлом для христиан в Ефесе; вероятно, во время его первого заключения в Риме (Еф 3:1, Еф 4:1, Деян 28:30) около 62 года. По мнению некоторых, это было соборное послание к церквам, переданное ефесянам Тихиком, который вез также послания к колоссянам и Филимону; таким образом, объясняют отсутствие всяких личных обращений, приветов и тому подобного. Предполагают также, что послание лаодикийцам (Кол 4:16) есть ни что иное, как послание к ефесянам.

В первой части послания (1-3 главы) Павел восхваляет дивную благодать, дарованную во Христе и благословения, вытекающие из этой благодати; молится, чтобы верующие возрастали и укреплялись в благодати; в последних главах (4-6) он старается запечатлеть христианские чувствования и поступки в различных случаях жизни, предупреждая от языческих пороков и призывая облечься во всеоружие Божие для отражения козней диавольских.

Послание к Ефесянам написано одновременно с п. к Колоссянам; это видно из того, что оба послания были доставлены одним и тем же лицом (Еф 6:21, Кол 4:7) и особенно из сходства их содержания и изложения. Это становится более понятным при совместном чтении обоих посланий. Несмотря на сходство, каждое из них имеет свой особый отпечаток: в послании к Колоссянам Христос изображается, как полнота Церкви, а в послании к Ефесянам Церковь изображается, как тело Христа, как Его полнота. В первом послании (Колос.) основание и центр тяжести христианского увещевания заключается в пребывании во Христе; в последнем послании (Ефес.) — в призыве к внутреннему единству Церкви. В послании к Ефесянам имеется много выражений напоминающих прощальную речь Павла пресвитерам Ефеской церкви (Деян 20:1). Это послание сторицей вознаградило ефесян за языческие книги, которые они сожгли. Оно представляет в целом дивный, торжественный гимн похвалы божественной благодати и любви.