Саргон, наследник ассирийского царя Салманасара V, отец Синаххериба (→ Сеннахирим). Он правил под именем Саргона II в 722–705 гг. до Р.Х. О его происхождении достоверных сведений нет. После смерти Салманасара, в Ассирийском царстве повсеместно вспыхивали восстания, которые С. успешно подавлял. В надписях, относящихся к более поздним годам его царствования, С. прославляет себя за покорение Самарии, но, видимо, это произошло еще до его вступления на престол: С. мог принимать участие в походе как военачальник. Очевидно, именно тогда он увел в плен оставшихся израильтян, а на опустевших землях расселил переселенцев из других областей своей империи (см. 4Цар 17:23). После победоносных сражений против Хамата (Емафа) и Газы, в которые были вовлечены также Египет и Самария (720 г. до Р.Х.), в 717 г. до Р.Х. С. покорил и Хеттское царство со столицей в Каркемише (Кархемисе). В Ис 20 поминается, что С. направил своего военачальника против восставшего г. Азота, что подтверждается ассирийской надписью (712 г. до Р.Х.). Наконец, в 710 г. до Р.Х. С. изгнал → Меродах-Валадана, который после смерти Салманасара стал царем Вавилона. К концу своего правления С. приступил к строит-ву великолепного дворца и новой столицы, которую он назвал Дур-Шаррукин — «Крепость Саргона». Развалины этих сооружений были обнаружены в результате раскопок холма Хорсабад. С. умер в 705 г. до Р.Х., возможно, пал в битве.
Словарь Брокгауза и Ефрона : саргон
Слово Саргон найдено в следующих
словарях:
Люди в Библии :
САРГОН (вождь, предводитель) — царь Ассирийский, вероятно, предшественник Сеннахерима и преемник Салманассара, основатель последней династии, царствовавший в этой стране перед её покорением Вавилонянами (Ис. 20:1).
Словарь Вихлицкого :
(Сильный) (Ис 20:1) — ассирийский царь, преемник Салманассара (см. Ассирия). Он взял Самарию, увел в плен всех израильтян — жителей Северного царства, покорил Тир и Азот. Севернее Ниневии им был построен город с великолепным дворцом Дур-Шаррукин (дом Саргона), остатки которого можно и ныне видеть в Хорсабаде. В 705 г. до РХ он был убит.
Словарь Никифорова :
(Вождь, предводитель; Ис 20:1) — царь Ассирийский, вероятно предшественник Сеннахерима и преемник Салманассара, основатель последней династии, царствовавший в этой стране прежде покорения оной Вавилонянами. Ассирийское название: Саргина означает: истинный царь. Он построил дворец в Харсабаде, стены и помост которого покрыты скульптурными изображениями и гвоздеобразными надписями, представляющими и описывающими его победы. Его имя упоминается только однажды в Библии, именно в указанной цитате, с ссылкою на год, в котором он послал своего военачальника Тартана для завоевания Азота.
Словарь Нюстрема :
Ассирийский царь, который покорил Азот во время Исайи (Ис 20:1). Кроме этого единственного места у Исайи, который упоминает о Саргоне для того, чтобы определить время одного высказанного им пророчества о Ефиопии и Египте, не было никаких сведений об этом ассирийском царе ни в Библии, ни во всемирной истории, так что ученые предполагали, что Саргон был другим именем Салманассара или Сеннахирима. Раскопки, произведенные в конце XIX века в древнем городе Ниневии, дали блестящее подтверждение слов Исайи. В Ниневии нашли не только имя Саргона, но и его изображение, его дворец и его хвастливые надписи. Библейский Саргон, современный пророку Исайи (759-698 гг. до Р.Хр.), есть Саррукин ассирийских памятников, преемник Салманассара и отец Сенчахирима, строитель северной Ниневии, Дур-Саррукина (т.е. дворец Саррукина, теперешний Хорсабад). По ассирийским записям царей, он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Хр. Имя Саррукин обозначает или «царь-тверд», или «он (бог) утвердил царя».
Этот царь Саргон или Саррукин, о котором мир прежде ничего не знал, теперь является одной из самых ярких личностей древней Ассирии. Существуют подробные записи о пятнадцати годах его царствования и, кроме того, большое количество вещественных доказательств его могущества, художественного вкуса, подвигов, как, например, остатки стен, барельефы, колоссальные каменные быки, домашние сосуды и проч. Между прочим, найдена стеклянная фляжка, теперь сохраняемая в Британском Музее, вышиною в 3 1/4 дюйма, надписью «Гекал Саррукина», т.е. дворец Саргона. В Берлинском музее хранится обломок большой алебастровой вазы с такой же надписью. Среди надписей Саргона есть одна, которая особенно подтверждает указание Ис 20:1. Саргон рассказывает в ней, что царь Азотский Ацур поднял против него восстание; поэтому он послал войска к Азоту, сверг Ацура с престола и поставил вместо него его брата Ахимета. Когда и этот через некоторое время был свергнут с престола Яманом, то Саргон сам выступил против Азота. Яман убежал в направлении Египта, а Мероэ (Ефиопия) страшилась могущества Ассирии. Из этой надписи видно, что восстание Азота имело связь с восстанием Египта; следовательно, с этим вполне согласуется то, что Исайя в тот самый год, когда Тартан, военачальник Саргона (см. «Тартан»), покорил Азот, получил повеление от Бога возвестить также Египту предстоящее покорение его Ассирией.
В Ис 23:1 и дал. объявляется суд над Тиром, который тогда был осажден Салманассаром и Саргоном. Саргон повествует об этом на глиняном цилиндре в таких словах: «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами среди Эгейского моря, переплыв его подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир (Сурри)». Эта надпись является хорошим пояснением к Ис 23:5, где сказано, что Египет содрогнется, услышав весть о Тире, так как Египет в то самое время воевал с Ассирией.
Согласно клинописям, Саргон покорил также и Самарию. Он упоминает об этом, как об одном из своих первых подвигов. Библия приписывает этот подвиг его предшествиннику Салманссару. Возможно, что Саргон совершил его в качестве военачальника Салманассара. см. «Салманассар».
Вскоре после окончания постройки своего великолепного дворца Дур-Саррукин, Саргон, согласно записям на памятниках, умер насильственной смертью в 706 или 705 г. до Р.Хр. После него воцарился Сеннахирим.
Этот царь Саргон или Саррукин, о котором мир прежде ничего не знал, теперь является одной из самых ярких личностей древней Ассирии. Существуют подробные записи о пятнадцати годах его царствования и, кроме того, большое количество вещественных доказательств его могущества, художественного вкуса, подвигов, как, например, остатки стен, барельефы, колоссальные каменные быки, домашние сосуды и проч. Между прочим, найдена стеклянная фляжка, теперь сохраняемая в Британском Музее, вышиною в 3 1/4 дюйма, надписью «Гекал Саррукина», т.е. дворец Саргона. В Берлинском музее хранится обломок большой алебастровой вазы с такой же надписью. Среди надписей Саргона есть одна, которая особенно подтверждает указание Ис 20:1. Саргон рассказывает в ней, что царь Азотский Ацур поднял против него восстание; поэтому он послал войска к Азоту, сверг Ацура с престола и поставил вместо него его брата Ахимета. Когда и этот через некоторое время был свергнут с престола Яманом, то Саргон сам выступил против Азота. Яман убежал в направлении Египта, а Мероэ (Ефиопия) страшилась могущества Ассирии. Из этой надписи видно, что восстание Азота имело связь с восстанием Египта; следовательно, с этим вполне согласуется то, что Исайя в тот самый год, когда Тартан, военачальник Саргона (см. «Тартан»), покорил Азот, получил повеление от Бога возвестить также Египту предстоящее покорение его Ассирией.
В Ис 23:1 и дал. объявляется суд над Тиром, который тогда был осажден Салманассаром и Саргоном. Саргон повествует об этом на глиняном цилиндре в таких словах: «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами среди Эгейского моря, переплыв его подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир (Сурри)». Эта надпись является хорошим пояснением к Ис 23:5, где сказано, что Египет содрогнется, услышав весть о Тире, так как Египет в то самое время воевал с Ассирией.
Согласно клинописям, Саргон покорил также и Самарию. Он упоминает об этом, как об одном из своих первых подвигов. Библия приписывает этот подвиг его предшествиннику Салманссару. Возможно, что Саргон совершил его в качестве военачальника Салманассара. см. «Салманассар».
Вскоре после окончания постройки своего великолепного дворца Дур-Саррукин, Саргон, согласно записям на памятниках, умер насильственной смертью в 706 или 705 г. до Р.Хр. После него воцарился Сеннахирим.