Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : скиния

Скиния [еврейское мишкан, откуда греческое скенэ — «обитель»].

I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ

1) С. — это переносное святилище, в котором со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синодальном переводе — «скиния»), жилище или шатер Закона (Исх 38:21; Чис 9:15, в Синодальном переводе — «скиния откровения») и дом Господа (Исх 34:26). Наиб. употребительное ее название «скиния собрания» (Исх 40:34) дословно означает «шатер собрания», т.е. место откровения Господа, о котором Он говорит: «Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]» (Исх 29:42);

2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Исх 33:7–11), т.е. временный шатер, который Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.

II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе «образ» С. (Исх 25:40; Деян 7:44; Евр 8:5). Необходимый материал был собран посредством → податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Исх 38:25), и благодаря добровольным приношениям (→ Жертва) народа (Исх 35:4–29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Исх 36:5). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, которые руководили работами и учили прочих работников (Исх 31:1–11; Исх 35:30–35; Исх 36:8);

2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Исх 39:32–43), который установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Исх 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Исх 29:37; Лев 8:33,35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Исх 40:34; Лев 9:1,23). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Чис 7).

III. ОПИСАНИЕ

1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх 25, Исх 26, Исх 27, Исх 28, Исх 29, Исх 30) и в сообщении о сооружении С. (Исх 36, Исх 37, Исх 38, Исх 39, ). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, с → ковчега завета и с его крышки, служащей образом → престола благодати (Исх 25:10–22; Евр 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к которой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; → Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. — → светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми → изображениями херувимов, — → жертвенник курения (ср. 3Цар 6:22; Евр 9:3);

2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева → ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх 36:20). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, которые продевались сквозь кольца (Исх 36:31). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, которые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх 36:35–38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх 26:1). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;

3) прямоугольный → двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес которых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх 27:9). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Чис 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на которых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;

4) во дворе помещался → жертвенник всесожжения с его утварью (Исх 38:3), а между ним и С. — → умывальник (Исх 40:6).

IV. СЛУЖЕНИЕ

Служение в С. отправляли → священники и → левиты (Исх 28:43; Исх 29:30; Чис 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Чис 1:50); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Лев 6:5,7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Исх 30:1–7; Лев 24:1–9). Но в Святое Святых, «во мрак, где Бог» (ср. Исх 20:21), мог входить только → первосвященник раз в году, в великий → День очищения (Лев 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.

V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Во время странствования по пустыне С. стояла посреди → стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Чис 3:23,29,35,38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Чис 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью («столп облачный» и «столп огненный»): когда «столп» поднимался над С., это был знак отправляться в путь (Чис 9:15–23). Во время передвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Чис 10:11–28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Нав 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Иер 7:12–14) после утраты ковчега завета (1Цар 4:11; Пс 77:60) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (1Пар 16:39; 1Пар 21:29; 2Пар 1:3). Между тем, Давид устроил в Иерусалиме другую С. (2Цар 6:17). После сооружения → храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (3Цар 8:4).

VI. ЗНАЧЕНИЕ

1) С. была жилищем Господа (Исх 25:8), святилищем, в котором Он как Бог израильтян обитал в их среде (Исх 29:45). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Исх 40:34). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Исх 28, Исх 29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Евр 7:16; Евр 8:1; Евр 9:11), а также на Церковь, Его Тело (Еф 1:22), как на жилище Божье в Духе (Еф 2:19–22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Евр 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Евр 9:24). С. и Церковь, которые не имеют на земле постоянного града (Евр 13:14; ср. 2Цар 7:6; Лк 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, исполнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Евр 11:10) можно будет сказать: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21:3);

2) некоторые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Евр 13:10–13), завеса (Мф 27:51; Евр 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник — Иисус, свет миру (Ин 8:12), стол хлебов предложения — Иисус, хлеб жизни (Ин 6:35). Фор-ма куба, которую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Иов 11:7–9; Еф 3:18; Откр 21:16).

Слово Скиния найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
СКИНИЯ ж. греч. куща, сень, шатер; | походная церковь израильтян, до иерусалимского храма. Скиния глаголемая святая святых, Евр. Сканопигия, праздник иудеев, в память странствия их в пустыне, праздник кущ, или кущи, искажен. кучки.
Словарь Геце :

Моисею повелено устроить скинию по указаниям свыше. Исх 25:9; Исх 26:30. Евр 8:5.

Скиния построена на добровольные пожертвования народа. Исх 25:1−8; 35:4, 5, 21-29.

Мудрость свыше послана Веселиилу. Исх 31:2−7; Исх 35:30−35; Исх 36:1.

Скиния Господня. Иис. Нав 22:19, 3Цар 2:28, 1Пар 16:39.

Скиния свидетельства. Исх 38:21. Чис 1:50; Чис 17:1: Чис 7:8, 2Пар 24:6. Деян 7:44.

Скиния собрания. Исх 27:21; Исх 33:7; Исх 40:26.

Скиния в Силоме. Пс 77:60.

Скиния Иосифа. Пс 77:67.

Храм Господень. 1Цар 1:9, 1Цар 3:3.

Дом Божий. Иис. Нав 6:24; 1Цар 1:7, 1Цар 1:24.

Передвижной шатер, соответствовавший кочевому состоянию народа. 2Цар 7:6, 2Цар 7:7.

Предназначена для свидетельства о присутствии Божием и для поклонения Ему. Исх 25:8, Исх 29:42, Исх 29:43.

Брусья ее из дерева ситтим. Исх 26:15, Исх 36:20.

Десять локтей вышины, полтора локтя ширина брусьев. Исх 26:16, Исх 36:21.

У каждого бруса два шипа. Исх 26:17, Исх 26:19, Исх 36:22−24.

Двадцать брусьев с южной стороны. Исх 26:18, Исх 36:23.

Двадцать брусьев с северной. Исх 26:20, Исх 36:25.

Шесть для западной стороны. Исх 26:22−25, Исх 36:27−30.

Шесты из дерева ситтим. Исх 26:26−29, Исх 36:31−33.

Брусья обложены золотом. Исх 26:29, Исх 36:34.

Завеса для входа в скинию голубая с пурпуром. Исх 26:36, Исх 26:37, Исх 36:37, Исх 36:38.

Покрывала внутренния десять, соединенные крючками. Исх 26:1−6, Исх 36:8−13.

Вторыя, одиннадцать из козьей шерсти. Исх 26:7−13, Исх 36:14−18.

Третьи, из красных бараньих кож. Исх 26:14, Исх 36:19.

Разделена скиния завесою голубой и пурпуровой на золотых крючках. Исх 26:31−33, Исх 36:35, Исх 36:36, Исх 40:21.

Святилище. Исх 26:34. Евр 9:3−7.

Святое святых. Исх 26:33. Евр 9:2−6.

Вокруг внешний двор. Исх 40:8.

Стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник находились во святилище. Исх 26:35, Исх 40:22, Исх 40:24, Исх 40:26. Евр 9:2.

Ковчег и крышка. Исх 26:33, Исх 26:34, Исх 40:20 Исх 21:1. Евр 9:4.

Двор скинии:

Длина сто локтей, ширина пятьдесят локтей. Исх 27:18.

Ограничен завесами из виссона на столбах. Исх 27:9−15, Исх 38:9−16.

Вход в него завешен завесою в двадцать локтей. Исх 27:16, Исх 38:18.

В нем находился медный жертвенник и умывальник. Исх 40:29, Исх 40:30.

Столбы соединены серебряными связями. Исх 27:17, Исх 38:17.

Сосуды в нем из меди. Исх 27:19.

Поставлена и устроена в первый месяц второго года. Исх 40:2, Исх 40:17.

Поставлена Моисеем при горе Синае. Исх 40:18, Исх 40:19. Чис 10:11, Чис 10:12.

Далее в Галгале. Нав 5:10, Нав 5:11.

В Силоме. Нав 18:1, Нав 19:51.

В Номве. 1Цар 21:1−6.

Наконец в Гаваоне. 1Пар 16:39, 1Пар 21:29.

Освящена помазанием. Исх 40:9. Лев 8:10. Чис 7:1.

Окроплена и очищена кровью. Евр 9:21.

Освящена славою Господа. Исх 29:43, Исх 40:34. Чис 9:15.

Господь явился в ней над крышкою. Исх 25:22. Лев 16:2. Чис 7:89.

Облако славы сопутствовало ей в пустыне. Исх 40:38. Чис 9:15, Чис 9:16.

Переходы Израиля определялись в пустыне облаком над нею. Исх 40:36, Исх 40:37.

Лишь священники могли входить в нее. Чис 18:35.

Совершать в ней все богослужения. Чис 3:10, Чис 18:1, Чис 18:2. Евр 9:6.

Были служителями в ней. Евр 8:2.

Левиты:

Приставлены к обслуживанию ее. Чис 1:50, Чис 8:24, Чис 18:2−4.

Несли второстепенную службу. Чис 3:6−8.

Собирали и разбирали. Чис 1:51.

Несли. Чис 4:15, Чис 4:25, Чис 4:31.

Разбивали шатры свои вокруг. Чис 1:53, Чис 3:23, Чис 3:29, Чис 3:35.

При устройстве ее был открыт сбор добровольных пожертвований. Чис 7:1−9.

Такие же имели место при освящении жертвенника. Чис 7:10−87.

Все жертвоприношения совершались в ней. Лев 17:4. Втор 12:5, Втор 12:6, Втор 12:11, Втор 12:13, Втор 12:14.

Наказание за осквернение. Лев 15:31. Чис 19:13.

Заменена храмом после установления постоянного царства. 2Цар 7:5−13.

В переносном смысле о:

Христе. Ис 4:6. Ин 1:14. Евр 9:8, Евр 9:9, Евр 9:11.

Церкви. Пс 14:1. Ис 16:5, Ис 54:2. Евр 8:2. Откр 21:2, Откр 21:3.

Теле. 2Кор 5:1; 2Пет 1:13.

Небесах. Евр 6:19, Евр 6:20, Евр 9:12, Евр 9:24, Евр 10:19.

Теле Христовом. Евр 10:20.

Неясности Моисеева отпущения грехов. Евр 9:8, Евр 9:10. Рим 16:25, Рим 16:26. Откр 11:19.

Словарь Вихлицкого :
(От греч. скене — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе (Исх 25:9, Исх 25:40; Исх 26:30; Исх 27:8). В 1Цар 1:9; 1Цар 3:3 она так и названа храмом, а в других местах — домом Господним (1Цар 1:24; 1Цар 3:15). Скиния была местом поклонения и встречи человека с Богом.

В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев (Исх 26:1-6, ср. ст. 7 и Чис 4:25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым — из козьей шерсти (Исх 26:7-13; Исх 36:14), затем еще двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или еще каких-то, в оригинале не ясно) (Исх 26:24; Исх 36:19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии (Исх 26:15-25; Исх 36:20). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75м и высотой 5м и если они устанавливались вплотную один к другому то скиния в плане имела размеры 15м х 6м. Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20м х 14м натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20м х 14м и это соответствовало бы Исх 26:12-13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22м х 15м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх 26:12-13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал.

Все брусья были покрыты золотом (Исх 26:1). Каждый брус (весом около 360 кг) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца (Исх 26:26-29; Исх 36:31). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела еще завесу, укрепленную на пяти столбах (Исх 26:36-37; Исх 36:37). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырех столбах (Исх 26:31-32; Исх 36:35). Первое помещение называлось святое и в нем устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева — светильник, прямо перед завесой — жертвенник для курений (Исх 26:35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег (Исх 26:33-34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом; жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота; завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов.

Во святое могли входить только священники, во Святое-святых — только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним (Исх 25:22).

Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии — Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях.

Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5м. Размер двора был 50м в длину и 25м в ширину (Исх 27:9-19; Исх 38:9). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша (Исх 30:18-21; Исх 38:8), а между ней и воротами двора — жертвенник всесожжений (Исх 27:1-8; Исх 38:1). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока.

Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода евреев из Египта (Исх 19:1; Исх 40:17).

В Исх 33:7 скинией собрания назван личный шатер Моисея, у которого он судил народ (ср. Исх 18:7; Исх 18:12). В последующих стихах (ст. 8 и дал.) говорится снова о скинии для богослужения. Но в какое-то время скиния, видимо, находилась также и вне стана (ср. Чис 11:24-27, Чис 11:30). В Исх 38:21; Чис 1:50, Чис 1:53; Чис 9:15; Чис 10:11 она называется скинией откровения.

На устройство скинии и двора было истрачено: 1053 кг золота (Исх 38:24), 3621 кг серебра (Исх 38:25) и 2549 кг меди (Исх 38:29-31) — всего 7223 кг металлов. 48 брусьев и 69 столбов весили около 25600 кг. Ткани на завесы двора пошло 350 кв.м, на покрывало скинии первое — 280 кв.м, на второе (шерстяное) — 330 кв.м и на три завесы — 85 кв.м ткани из крученой шерсти. На два кожаных покрывала пошло около 700 кв.м кожи. Общий вес всех покрывал и завес равнялся, по-видимому, около 1600 кг. Таким образом, вес всех элементов скинии и двора составлял более 32 т (что в среднем составляло Втор 4:1 кг на каждого левита — см. далее).

Каждый раз, когда стан отправлялся в путь, скиния разбиралась и шла в строго определенном порядке вместе со своим народом. Ковчег, стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, а также завесу Святого-святых и служебные сосуды переносили на своих плечах левиты из рода Каафа (Чис 3:31-32; Чис 4:4). Их было исчислено у Синая 2750 человек старше 30 лет и они при остановке стана располагались с южной стороны скинии.

Скиния и ее покрывала, две завесы и завесы двора со всеми веревками и кольями перевозили на повозках левиты из рода Гирсона, которых было исчислено 2630 человек (Чис 3:25-26; Чис 4:24). Они при остановке располагались с западной стороны скинии.

Самые тяжелые и громоздкие вещи — брусья, столбы, шесты и подножия перевозили на повозках левиты из сынов Мерари, которых было 3200 (Чис 3:36-37; Чис 4:31). Они располагались у скинии с северной стороны.

С восточной стороны скинии напротив входа в нее располагались Моисей, Аарон и его сыновья — священники (Чис 3:6-10, Чис 3:38).

От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав 4:19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав 18:1; Нав 19:51; Суд 18:31; 1Цар 1:3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Цар 21:1-6) и в Гаваоне (1Пар 21:29; 2Пар 1:3-5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа, в).

Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Цар 6:17; 2Цар 7:2; 2Цар 12:20; 3Цар 1:39; 3Цар 2:28; 1Пар 15:1; 1Пар 16:1; 2Пар 1:4). Как видно из 1Пар 16:1, 1Пар 16:4; 1Пар 16:39 богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенес в храм и новую скинию (3Цар 8:1-4, 3Цар 8:6; 2Пар 5:1-5, 2Пар 5:7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (см. Гаваон, жертвенник, жертвенник для курений, завеса, ковчег, Массифа, в, светильник, святилище, святое, Святое-святых, Силом, стан, умывальник, хлебы предложения, храм)
Словарь Никифорова :
(Исх 25:9) — собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов 11:14, Иов 22:23, Мф 17:4, но вообще в Свящ. Писании оно прилагается к священному зданию, устроенному Моисеем по повелению Божию для служения в оном Господу. Скиния собрания (Исх 33:7) была воздвигнута Моисеем для собственного употребления. В ней он давал аудиенции народу, выслушивал и решал различные тяжбы и споры и просил Божественных откровений. В ней также, вероятно, отправлялись общественные богослужения, и отсюда она получила свое наименование. Другая Скиния была устроена Давидом для поставления в оной Ковчега Завета (2Цар 6:17); но Скиния, преимущественно так называемая, была построена, как замечено выше, Моисеем для богослужения, частью для того чтобы служить местом пребывания, Иеговы, как царя Израилева, а частью, как место для отправления торжественнейшего общественного богослужения. Она была устроена с необыкновенным великолепием во всех частях своих, по особенному повелению Господа, и очевидно имела таинственное и иносказательное значение (Евр 9:1-8). Средства для сооружения оной составлялись в обилии из добровольных пожертвований народа (Исх 35:4-9, Исх 36:3-7). Наблюдение за построением Скинии было поручено Веселиилу и Аголиаву, которые были одарены особенным высокохудожественным дарованием для совершения означенного деда. Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или святилище, или первая Скиния, а самая внутренняя часть оной называлась второю Скиниею, или Святое Святых (Евр 9:2,3). Что касается до сооружений во дворе Скинии, то в ней находились, во первых, жертвенник всесожжении; стоявший посреди, во вторых — медный умывальник, соответствовавший медному морю (3Цар 7:23), который стоял между жертвенником и Скиниею и, по своему образцу, походил на урну. В ней находилась вода для омовения рук и ног священников, когда они готовились приступать к священнодействию. Что касается до принадлежностей самой Скинии, то в ней находилось следующее: во первых, золотой седмисвещник, стоявший налево от входа, в лампадах коего непрестанно горел елей; направо — стол, или трапеза, из дерева акаций, обложенный золотом, с лежащими на нем хлебами предложения, переменяемыми каждую субботу, и к з. жертвенник или алтарь кадильный из того же дерева, обложенный золотом, для курения фимиама. В самой внутренней части Скинии — Святое Святых — отделенной от святилища внутреннею завесою, находился Ковчег Завета, сделанный из дерева ситтим, или акаций, и покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Закона, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд, или золотая стамна с манною и прозябший жезл Ааронов. Скиния и двор ее были окончены совершенно точно по плану, указанному Богом Моисеею, на горе Синае. Что касается до ценности постройки Скинии, то пошло на оную одного только серебра и золота, не считая меди, железа, дерева, завес, балдахинов и проч., почти на двести тысяч ф. стерлингов, что по настоящему курсу составляет 2 миллиона рублей. По окончании сооружения, Скиния была освящена для служения Богу с весьма торжественными, величественными обрядами (Исх 30:23-33, Исх 40:9-11, Евр 11:21). Во время странствования Израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась среди стана. Шатры священников и левитов окружали ее в указанном порядке (Чис 2:2-29), а в некотором расстоянии от нее ставили шатры колен Израилевых, разделенных на четыре великих отдела, состоящих каждый из трех колен и каждый отдел имел свое собственное наименование и знамя (Чис 2:2-29). Скиния и ее принадлежности были устроены так, что их удобно было снимать, переносить с места на место и восстановлять снова. На особенные лица, или на особенные разряды лиц была возложена обязанность перенесения Скинии и смотрения за ее принадлежностями. Остановка каждого стана, подъем в путь, даже порядок самого пути, указывались непосредственно Самим Господом. В тот день, когда была окончена постройка Скинии, Господь открылся в облаке, которое покрыло Скинию собрания и Слава Божия так наполнила ее, что сам Моисей на этот раз не мог войти в оную. С этих пор облако покрывало Скинию в продолжении всего странствования Иудеев. Каждый раз, как поднималось облако от Скинии, сыны Израилевы снимали свои шатры и отправлялись в путь и где оно останавливалось, там они снова располагали свой стан. Ночью это облако делалось блестящим, как огненный столп, и предшествовало им, как дневное облако (Чис 9:15-23, Исх 40:39,40). По окончании странствования Евреев и по вступлении их в Обетованную землю. Скиния была поставлена в Галгалах (Нав 4:19), а по совершенном завоевании и разделении ее, была перенесена в Силом, как средоточие земли Обетованной, и оставалась здесь от 300 до 400 лет. Затем отсюда ее перенесли в Номву (1Цар 21:1-9) и после в царствование Давида — в Гаваон (1Пар 21:28), где она и находилась еще в начале царствования Соломона (2Пар 1:1-13). По создании храма Соломонова, Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был перенесен сюда в новосозданный храм (3Цар 8:3-4). С этого времени о Скинии ничего более не говориться. В одно время совершалось двойное богослужение: первосвященник Садок священнодействовал в Гаваоне, а другое богослужение совершалось в Иерусалиме, где находился Ковчег Завета. Скиния, как мы уже заметили выше, имела высшее иносказательное духовное значение, как до объясняет ап. Павел в послании к Евреям (Евр 9:24): «Ибо Христос, говорит ап. Павел, вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас, пред лице Божие» и в другом месте он говорит: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, т.е. не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но с Своею кровью, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление» (Евр 9:11,12).
Словарь Нюстрема :
евр. мишкан. Скиния или шатер (Евр 11:9) — слово, которое преимущественно употреблялось для обозначения той палатки, которую Моисей, по повелению Божию, устроил в пустыне в качестве помещения для богослужений. Эта скиния называется также «скинией откровения» (Исх 38:21) и «скинией собрания», потому что народ собирался вокруг нее для богослужения.

По образцу, указанному Господом Моисею (Исх 25:9, Исх 25:40, Исх 26:30, Деян 7:44, Евр 8:5), скиния была построена в пустыне у Синая под руководством Веселиила и Аголива (Исх 31:2, Исх 31:6, Исх 35:30, Исх 35:34) из драгоценных материалов, большую часть которых народ вынес из Египта (Исх 3:21, Исх 12:35 и дал.); одного только золота было 29 талантов и 730 сиклей, а серебра 100 талантов и 1775 сиклей (Исх 38:24 и дал.), всего, приблизительно, на сумму около 2 миллионов рублей (срав. деньги»). Дары израильтян для скинии были так обильны, что собранного было более, чем нужно (Исх 25:1, Исх 35:1, Исх 36:3 и дал.). Скиния представляла продолговатый прямоугольник, 15 метров длины, 5 м ширины и 5 м вышины (Исх 26:15, Исх 36:20 и дал.). Продольные стороны были обращены на юг и север, вход был с восточной стороны. Продольные и задние стены были сделаны из дерева ситтим, обложенны тонкими листами золота и прикреплении шипами к литым серебрянным подножиям. Наверху они были соединены шестами из того же дерева, обложенными золотом; эти шесты вкладывались в золотые кольца на концах вертикально стоявших брусьев. На восточной стороне не было брусьев, а только пять столбов из дерева ситтим, обложенных золотом, снабженных золотыми крючками и утвержденных на медных подножиях. Составленный таким образом остов покрывали четырьмя различными покрывалами. Первое и самое внутренее состояло из тонкой льняной ткани, искусно вышитой изображениями херувимов с отливом голубого, пурпурного и червленого цвета. Следующие покрытие было из лучшей козьей шерсти, третье из красных бараньих кож и четвертое или верхнее из более грубых и поэтому менее подверженных порче синих кож, см. «Сафьян». На пяти столбах, которые стояли перед входом с восточной стороны, висела богато вышитая завеса шириною в 20 локтей из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и белого виссона (Исх 27:16).

Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, подобно первым, но утвержденными на подножиях из серебра, вместо меди (Исх 26:32, Исх 36:36); на этих столбах висела такая же завеса, как только что упомянутая (Исх 26:31, Исх 36:35, Евр 9:3). Оба внутренние помещения, вероятно, были разделены так, как и в храме: 2/3 скинии были заняты передним помещением, называемым Святое, а одна треть — задняя — Святое Святых; следовательно, Святое было длиною 10 метров, шириною 5 метров и высотою 5 метров. Святое Святых представляло помещение в форме куба с одинаковой длиной, шириной и высотой в 5 метров. Ни Святое, ни Святое Святых не имели окон, чем объясняется постоянная необходимость в освещении во время богослужения.

Скиния была окружена двором в 50 метров длины и 25 ширины, расположенным с запада на восток и окруженным завесами или полотнищами, повешенными на столбах, обложенных медью в 7,5 м вышины, с перекладинами и крючками из серебра. Эти столбы были утверждены на медных подножиях по 20 на продольных сторонах и по 10 на поперечных (Исх 27:9, Исх 38:9 и дал.). Завесы двора были сделаны из такой белой крученой пряжи, кроме завесы у входа, на восточной стороне, которая была сделана из голубой, червленой и пурпурной шерсти и крученого виссона (Исх 27:16, Исх 38:18). На этом дворе в западном направлении стояла скиния; ближе ко входу — жертвенник всесожжения, а между жертвенником и скинией — умывальник (Исх 40:6, Исх 40:7, Исх 40:29, Исх 40:30).

В скинии находились различные священные предметы. За первой завесой, в Святом, куда было позволено входить только священникам (Евр 9:6), помещались жертвенник курения, стол для хлебов предложения и светильник. Жертвенник курения стоял посредине перед завесою (Исх 30:6, Исх 40:26 и дал.). На северной стороне от жертвенника курения, т.е. направо от входа, стоял стол для хлебов предложения (Исх 26:35, Исх 40:22 и дал.); на южной стороне, т.е. налево — золотой светильник (Исх 26:35, Исх 40:24). За второй завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник и, притом, однажды в год (Евр 9:7), стоял ковчег завета.

В первый день первого месяца второго года после выхода из Египта Скиния была воздвигнута (Исх 40:17) и вместе со всеми принадлежностями торжественно помазана священным елеем (ст. 9 и дал.), после чего слава Господня в облаке опустилась и наполнила скинию (Исх 40:34). О ее освящении кровью (Евр 9:20) упоминается в Исх 29:36 и дал., Лев 8:15, Лев 8:18.
д) Умывальник
е) Жертвенник всесожжения

Предназначенная для того, чтобы странствовать с Израилем по пустыне, скиния имела такое устройство, что ее легко было разбирать и носить, и также легко ставить снова. Попечение о ней и ее переноска были доверены левитам. Облачный столп был водителем по пустыне и, когда он поднимался, израильтяне отправлялись в путь (Исх 40:36, Чис 9:17 и дал.); когда столп останавливался, израильтяне воздвигали скинию посреди своих шатров, которые разбивались вокруг нее четырехугольником под различными знаменами колен (Чис 2:1). см. «Лагерь».

После того, как израильтяне осели в стране обетованной, скиния была поставлена в Силоме (Нав 18:1), где она и оставалась во все время Судей (19:51). Изредка о ней упоминается под названием дома Божия (Суд 18:31), дома Господня (1Цар 1:24, 1Цар 3:15) или храма Господня (1Цар 1:9, 1Цар 3:3). Во время Самуила ковчег был взят оттуда и перенесен в Кириафиарим (1Цар 7:1), а во время Саула скиния стояла в Номве (1Цар 21:1 и дал.). Когда Давид взял ковчег в Иерусалим, то он устроил для него новую скинию (2Цар 6:17, 1Пар 15:1). Давидова скиния упоминается в нескольких местах (2Цар 7:2, 2Цар 12:20, 2Цар 15:25, 3Цар 1:39, 3Цар 2:28); в то же время в царствование Давида и Соломона древняя скиния находилась в Гаваоне, где регулярно приносились жертвоприношения (1Пар 21:29); следовательно, богослужение одновременно совершалось в двух святилищах. Так, например, в 1Пар 16:1 говорится, что Давид приносил жертвы в той скинии, которую он поставил в Иерусалиме, где и совершалось богослужение (ст. 1 и дал.), но также, что он установил жертвоприношение на жертвеннике перед Господом в скинии в Гаваоне (ст. 39 и дал.). В 3Цар 3 рассказывается, что Соломон, принесши жертву в Гаваоне, «где был главный жертвенник», и получивши там откровение от Господа (ст. 4 и дал.), пошел в Иерусалим и совершил жертвоприношение перед ковчегом (ст. 15, срав. 2Пар 1:3 и дал.). Когда был построен храм, Соломон повелел принести старую скинию вместе с ее принадлежностями в Иерусалимский храм (3Цар 8:4, 2Пар 5:5), где все это хранилось, как священное воспоминание, по всей вероятности, до самого разрушения города Навуходоносором.

О символическом значении скинии см. Евр 9:1.

Слово скиния в симфонии
В Библии слово "скиния" упоминается в 18 стихах.

Исх 26 : 6
и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно целое.
Исх 36 : 13
и сделал пятьдесят крючков золотых, и крючками соединил одно покрывало с другим, и стала скиния одно целое.
Исх 40 : 17
В первый месяц второго года [по исшествии их из Египта], в первый день месяца поставлена скиния.
Чис 2 : 17
Когда пойдет скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своем месте при знаменах своих.
Чис 3 : 25
хранению сынов Гирсоновых в скинии собрания поручается скиния и покров ее, и завеса входа скинии собрания,
Чис 4 : 16
Елеазару, сыну Аарона священника, поручается елей для светильника и благовонное курение, и всегдашнее хлебное приношение и елей помазания, -- поручается вся скиния и все, что в ней, святилище и принадлежности его.
Чис 9 : 15
В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра.
Чис 10 : 17
И снята была скиния, и пошли сыны Гирсоновы и сыны Мерарины, носящие скинию.
Чис 10 : 21
Потом пошли сыны Каафовы, носящие святилище; скиния же была поставляема до прихода их.
Нав 22 : 19
если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего;
1Пар 21 : 29
Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находились в то время на высоте в Гаваоне.
2Пар 1 : 3
И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне.
Тов 13 : 10
Славь Господа усердно и благословляй Царя веков, чтобы снова сооружена была скиния Его в тебе с радостью, чтобы Он возвеселил среди тебя пленных и возлюбил в тебе несчастных во все роды века.
Деян 7 : 44
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.
Евр 9 : 2
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
Евр 9 : 3
За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
Евр 9 : 8
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
Откр 21 : 3
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.