Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : спасение

I. СПАСЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ

Божье С. особенно ярко высвечивает то погибельное состояние, в котором пребывает мир. В результате непослушания и отпадения человечество оказалось во власти греха и смерти (Рим 5:12,16,19; 1Кор 15:22). Наказание падшему человечеству простирается на все творение, все оно осуждено на «суету» (Рим 8:20), т.е. на бессмысленное и ничтожное существование. Таким образом, «спасение и избавление» означают устранение этого бедствия и восстановление первоначального состояния (Деян 4:28; Еф 1:4,11).

II. СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Всякая помощь Бога рассматривается в ВЗ как С.(Исх 14:13; Суд 15:18; Пс 17:3,36; Пс 117:14; Ис 60:18), но все отчетливее это понятие концентрируется на основополагающей, спасающей Божьей помощи (Пс 97:1–3), обетованной в → Мессии (Быт 3:15) и ожидаемой с надеждой (Быт 49:18; Пс 118:123,166). По Божьему промышлению, в этом преображении мира будут участвовать и язычники (Пс 71:11,17), и таким образомБожье С. будет простираться «до концов земли» (Ис 49:6).

III. СПАСЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Все высказывания о С. или о блаженстве в НЗ относятся к Иисусу Христу и Царству Божьему, которое явлено в личности Христа и Его деяниях и грядет в полноте в Его Втором пришествии (Лк 1:69; Деян 4:12; Деян 16:17; Еф 1:13; Флп 1:19; 1Пет 1:5). С. и блаженство в НЗ — понятия тождественные; в переводе М.Лютера «блаженство» больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда, в то время как слово «спасение» чаще употребляется при описании жизни в новом Божьем Царстве:

1) словом «С.» обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа. В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении, осуществились великие ветхозаветные обетования (2Кор 1:20): сатана лишился своей власти (Ин 12:31; Ин 16:11), грехи прощены (Еф 1:7), далекие от Бога приблизились к Нему (Еф 2:13), человек был освобожден от власти греха (Ин 8:36; Рим 1:24; Рим 6:14; Рим 8:2). Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени — времени С. (Гал 4:4). Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра, в которой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (Рим 3:21). Произошел коренной переворот, в результате которого мы навсегда избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына Божьего (Кол 1:13; ср. Рим 6:15). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил Божью волю к С. грешников (Ин 19:30; Флп 2:8) и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (Рим 1:16; Гал 1:4; Еф 2:5; 1Фес 5:9);

2) словом «С.» обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа, которое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием и которое превращает это время в «день спасения» (2Кор 6:2). Воскресший Господь и в настоящее время действует в мире (Ин 15:16; Еф 4:4–6), Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (Ин 10:27), избранную из всех народов (Мф 28:18) ко С. (1Пет 1:5). Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (Рим 10:17). Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их, а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою цар., Божеств. власть. Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия. Иисус Христос постоянно творит вечное С. человека от смерти и проклятия;

3) наконец, словом «С.» определяется полнота Царства Божьего на земле (Откр 7:10; Откр 12:10; Откр 19:1). Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (Рим 13:11). Вечное С., дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере, и когда-нибудь мы приобщимся к С., увидев Бога «как Он есть» (1Ин 3:2). Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откр 20:12). Нас ожидает «искупление тела нашего» (Рим 8:23), преображение его (1Ин 3:2), встреча с Иисусом «лицом к лицу» (1Ин 3:2; ср. 1Кор 13:12), последняя, окончат., победа Иисуса над всеми Его врагами (Откр 21), вечное блаженство без слез, без боли и смерти (Откр 21:4). Полное Божье С. наступит, когда все враги будут повержены (Откр 20:10,14) и честь будет воздаваться единому Богу (Откр 19:6), Которому принадлежат «царство, сила и слава вовеки».

Слово Спасение найдено в следующих словарях:
Словарь Вихлицкого :
Избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд 10:1; 1Цар 11:13; Евр 11:7), но в более важном — духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лк 1:77). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс 13:7; Пс 84:8, Пс 84:10; 118.81; Ис 46:13; Ис 56:1), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мк 1:15; Ин 3:16; Гал 4:4). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие. (см. грех, искупление)

Слово спасение в симфонии
В Библии слово "спасение" упоминается в 96 стихах.

Исх 14 : 13
Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте -- и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
Суд 15 : 18
И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных.
1Цар 11 : 13
Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.
1Цар 14 : 45
Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он.
1Цар 19 : 5
он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?
2Цар 23 : 5
не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?
1Пар 11 : 14
но они стали среди поля, сберегли его и поразили Филистимлян. И даровал Господь спасение великое!
1Пар 16 : 23
Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его.
2Пар 6 : 41
И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами.
2Пар 20 : 17
Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами.
2Пар 36 : 23
так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас -- из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. [МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного [а], сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев [б] прещения Твоего на грешников [в]! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего [г], ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние [д] и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным [е] Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами [з], так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое [и]: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости [к]. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не оссуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей [л], потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.]
2Езд 8 : 63
Тогда пришедшие из плена принесли жертвы Богу Израиля, двенадцать волов за всех Израильтян, девяносто шесть овнов, семьдесят два агнца, двенадцать козлов за спасение: все это - в жертву Господу, -
Иудифь 11 : 3
Скажи же мне: почему ты бежала от них и пришла к нам? Ты найдешь себе здесь спасение; не бойся: ты будешь жива в эту ночь и после,
Есф 8 : 12
в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара. [Список с этого указа следующий: великий царь Артаксеркс начальствующим от Индии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и властителям, доброжелательствующим нам, радоваться. Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость, покушаются строить козни самим благодетелям своим, не только теряют чувство человеческой признательности, но, кичась надменностью безумных, преступно думают избежать суда всё и всегда видящего Бога. Но часто и многие, будучи облечены властью, чтоб устроять дела доверивших им друзей, своим убеждением делают их виновниками пролития невинной крови и подвергают неисправимым бедствиям, хитросплетением коварной лжи обманывая непорочное благомыслие державных. Это можно видеть не столько из древних историй, как мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами злобою недостойно властвующих. Посему нужно озаботиться на последующее время, чтобы нам устроить царство безмятежным для всех людей в мире, не допуская изменений, но представляющиеся дела обсуждая с надлежащей предусмотрительностью. Так Аман Амадафов, Македонянин, поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости, быв принят у нас гостем, удостоился благосклонности, которую мы имеем ко всякому народу, настолько, что был провозглашен нашим отцом и почитаем всеми, представляя второе лицо при царском престоле; но, не умерив гордости, замышлял лишить нас власти и души, а нашего спасителя и всегдашнего благодетеля Мардохея и непорочную общницу царства Есфирь, со всем народом их, домогался разнообразными коварными мерами погубить. Таким образом он думал сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам. Мы же находим Иудеев, осужденных этим злодеем на истребление, не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живаго Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии. Посему вы хорошо сделаете, не приводя в исполнение грамот, посланных Аманом Амадафовым; ибо он, совершивший это, при воротах Сузских повешен со всем домом, по воле владычествующего всем Бога, воздавшего ему скоро достойный суд. Список же с этого указа выставив на всяком месте открыто, оставьте Иудеев пользоваться своими законами и содействуйте им, чтобы восстававшим на них во время скорби они могли отмстить в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, в самый тот день. Ибо владычествующий над всем Бог, вместо погибели избранного рода, устроил им такую радость. И вы, в числе именитых праздников ваших, проводите сей знаменитый день со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение для нас и для благорасположенных к нам Персов и погубление строивших нам козни. Всякий город или область вообще, которая не исполнит сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною.]
Иов 5 : 11
униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.
Пс 3 : 9
От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
Пс 13 : 7
[Кто даст с Сиона спасение Израилю!] Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Пс 26 : 1
Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
Пс 34 : 3
обнажи мечь и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: "Я - спасение твое!"
Пс 36 : 39
От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;