Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : старейшины

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В ВЗ звание или → должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исх 18:21; Втор 1:13,15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (→ Колено.) Согласно Втор 31:9–13, С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей (Втор 19:12; Втор 21:19; Втор 22:15–18; Нав 20:4; Руф 4:2,4,9,11; 3Цар 21:8,11; 4Цар 10:1,5). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, которые рассматривались священниками и официальными судьями (Втор 17:8–13; ср. 2Пар 19:8–11). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согласно Исх 18:1, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согласно Чис 11:16, — по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Чис 11:25).

II. В ИУДАИЗМЕ

В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства — как в среде угнанных в плен (Иер 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иез 8:1; Иер 26:17). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (Лк 7:3).

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синодальном переводе — «пресвитеры»; от греческое пресбютерос, «старейший») для людей, которые руководят Иерусалимской церковью (Деян 11:30; Деян 15:2,4; Деян 21:18), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ.

А. НАЗНАЧЕНИЕ

В НЗ говорится о назначении С. (пресвитеров) → Павлом и → Варнавой (Деян 14:23) или Титом по поручению Павла (Тит 1:5). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изначально совершается Св. Духом (Деян 20:17,28; в Деян 20:28 С. одноврем. названы епископами, греческое эпископой; в Синодальном переводе — «блюстителями»). Назначение на пост С. может совершаться и посредством избрания. Были назначения, совершенные апостолами (см. выше). В Дeян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа «изведанных» назначаются в соотв. с определ. критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. здесь не применяется): «и избрали Стефана...» Их введение в предназнач. им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. в этой связи Деян 15:1, где после обсуждения значит. разногласий провозглашается: «Ибо угодно Святому Духу и нам...», Деян 15:28). Таким образом, Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч. решение. Облеченные полномочиями С. необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех «делателях на жатве» Божьей (Мф 9:38). В 1Тим 4 есть слова о «возложении рук пресвитерства» (в Синодальном переводе — «священства»). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении (2Тим 1:6; в Синодальном переводе — «чрез ... рукоположение»).

Б. СЛУЖЕНИЕ

С. вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. пророчествовали, проповедовали Евангелие или были пастырями и учителями. Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд. закону (Деян 15:6). В 1Тим 5 и в Тит 1 названы необходимые черты личности и требования, предъявляемые к поведению пресвитера (в Тит 1:5,7 пресвитер приравнен к епископу). Этот перечень приводится, конечно, не только для решения вопроса о том, кто достоин стать С., но и как вспомогательное средство для самоконтроля и духовного роста. В 1Пет 5:1–4 (Синод. пер. неточен, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) высказываются предостережения пресвитерам (и только затем следуют напоминания «младшим», чтобы они подчинялись им), здесь же идет речь о пастырском служении. Таким образом, С. должны были прежде всего заботиться о душах верующих. В задачу пресвитеров входило также и → исцеление больных посредством совместного возложения рук (Иак 5:14). В этой связи звучит призыв к взаимному исповеданию грехов (Иак 5:16). Упорядочение отношений между членами общины и устранение разного рода трудностей составляют основу служения С. Апостолы могли и сами исполнять служение С., как и другие церковные должности (1Пет 1 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Пресвитером или С. (в Синодальном переводе — «старцем») называет себя и автор 2-го и 3-го посланий Иоанна (в обоих случаях в 1 ст.), причем это обозначение следует понимать прежде всего как почетное звание носителя и продолжателя апостольской традиции. В данном случае перед нами не должностное лицо, а скорее, человек, высоко ценимый и почитаемый в христ. общинах, слово которого обладало высоким авторитетом.

Слово Старейшины найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

(в Новом Завете — «епископы»).

В ветхозаветном обществе.

Это мужи, которые, по своему возрасту и жизненному опыту, могли занимать руководящее положение и были к нему призваны:

Старейшины над всем народом. Исх 3:16. Иер 29:1.

Священнические старейшины. Иер 19:1, 4Цар 19:2 и др.

Старейшины отдельных колен. 2Цар 19:12.

Старейшины города. Иис. Нав 20:3. Втор 19:12; 1Цар 16:4 и др.

Старейшины над домом. 2Цар 12:17.

Они получают свое достоинство от Бога:

Уже ради их возраста. Лев 19:32.

Ради их обязанностей. Езд 5:5.

В особенности — ради их дарований. Чис 11:16.

Их задача:

Поучать народ и наблюдать за исполнением закона. Втор 31:9, Втор 32:7.

Участвовать в судопроизводстве. Втор 25:7.

При царях они как бы народные представители во время проведения каких-нибудь значительных правительственных мероприятий. 2Цар 5:3; 3Цар 8:1, 3Цар 20:7.

В новозаветном обществе — Церкви.

Это лица, уполномоченные руководить местною церковью, обычно поставляемые Апостолами, при которых они иногда носили название «епископов», т. е. «блюстителей». Деян 14:23, Деян 20:17, Деян 20:28.

В 1Пет 2:25 название «епископ» (греч.) или «блюститель» применено ко Христу.

Необходимые для старейшин качества. Тит 1:7; 1Тим 3:2.

Их задача. Деян 20:28; 1Пет 5:2; 1Тим 4:12.

Их положение в церкви. 1Тим 5:17. Евр 13:7.

В небесной Церкви.

24 старца перед престолом Всевышнего, славящие Его, как представители вселенской Церкви Божией. Откр 4:4, Откр 4:10, Откр 5:11, Откр 11:16 и др.

Словарь Никифорова :
Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и назначение старейшин в Еврейских государственных делах состоялось в пустыне, когда 70 из них были избраны помогать Моисею (Исх 18:26, Чис 11:16-30). Старейшины упоминаются почти в течение всей библейской истории, и, как кажется, они были в каждом городе. Был также синедрион или собор из 70 старцев, существовавший в продолжении долгого времени и на который указывается в Новом Завете, как на собрания или собор. Старейшины имели сильное влияние на народ и весьма уважались народом; их злобная деятельность особенно сказывалась в постоянном противлении Христу и Его апостолам. В первый раз старейшины церковные, как известно, упоминаются в Антиохии и потом в Иерусалиме. Затем мы встречаем их в Малой Азии и в других местах (Деян 11:30, Деян 15:2). Это были не по летам старейшины, но опытнейшие и прежде уверовавшие во Христа (1Кор 16:15,16), которые самими апостолами, с согласия общества, с молитвою и возложением рук избираемы и посвящаемы были на свое служение в Церкви (Деян 14:23, Тит 1:5, 2Кор 8:19, 1Тим 4:15). В Откровении упоминаемые старцы, по-видимому, суть представители всего человечества, всех племен и народов, искупленные и спасенные кровью Агнца (Откр 4:4-10, Откр 7:5-14 Откр 7:13, Откр 11:16 Откр 14:3, Откр 19:4).
Словарь Нюстрема :
евр. зкеним. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2Цар 12:17, Иез 27:9, Быт 50:7, Чис 22:7), где образ правления — патриархальный, там старейшина является представителем племени, как, например, еще и теперь у арабов, где верховная власть принадлежит шейху (старцу). Старейшины имели у евреев такое значение, что, как представители народа, они часто упоминаются вместо самого народа (Нав 24:1 и дал., 1Цар 8:4 и дал.). Их власть распространялась на все, что относилось к общему благу. Со временем стали отличать особыми названиями тех, которые были народными представителями, областеначальниками (Втор 31:28, 2Пар 19:11, евр. текст), или служили, как начальствующие лица, отправляющие правосудие в провинциальных городах (Втор 19:12, Руфь 4:9 и дал., 3Цар 21:8). Они удержали свое положение при всех политических переворотах во время судей (Суд 2:7, 1Цар 4:3); царей (2Цар 17:4); плена (Иер 29:1, Иез 8:1); после плена (Езд 3:5, Езд 6:7, Езд 10:8); во время Маккавеев (1Мак 7:33, 1Мак 12:6, 2Мак 1:10) и также в евангельское время (Лк 22:66, Деян 22:5). Срав. «Правосудие».

В христианских церквах с самого начала мы находим старейшин (пресвитеров) (Деян 11:30, Деян 21:18, Деян 14:23, Деян 15:2); обязанностью которых, как пастырей и блюстителей (греч. епископы) было печься о духовном благе стада (1Пет 5:2); учить всенародно и по домам (1Фес 5:12, Тит 1:9, 1Тим 5:17); посещать больных братьев и молиться о них (Иак 5:14), принимать странников (1Тим 3:2, Тит 1:8) и являть своей жизнью пример для других (1Пет 5:3). Первая церковь не знала никакого различия между пресвитером и епископом; первые были то же, что и последние, и последние то же, что и первые (Деян 20:17, Деян 20:28). Для того, чтобы быть верным старейшиною, по пастырским посланиям, требовалось вести безукоризненную жизнь, иметь доброе имя также и среди язычников, иметь дар учительства, быть кротким и страннолюбивым, мужем одной жены, хорошо управлять собою и своим домом, а также не быть из новообращенных.

Слово старейшины в симфонии
В Библии слово "старейшины" упоминается в 91 стихах.

Быт 36 : 15
Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ,
Быт 36 : 16
старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады.
Быт 36 : 17
Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой.
Быт 36 : 18
Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой.
Быт 36 : 19
Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.
Быт 36 : 21
Дишон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома.
Быт 36 : 29
Сии старейшины Хорреев: старейшина Лотан, старейшина Шовал, старейшина Цивеон, старейшина Ана,
Быт 36 : 30
старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан. Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир.
Быт 36 : 43
старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские, по их селениям, в земле обладания их. Вот Исав, отец Идумеев.
Быт 50 : 7
И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
Исх 3 : 18
И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
Исх 18 : 12
И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом.
Лев 4 : 15
и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом и заколют тельца пред Господом.
Чис 11 : 16
И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
Чис 11 : 30
И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.
Чис 16 : 25
И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.
Чис 22 : 7
И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.
Чис 22 : 8
И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама.
Втор 5 : 23
И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши,
Втор 19 : 12
то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер;