Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : стоики

В Деян 17 говорится о дискуссии Павла со «стоическими философами» (→ Эпикурейцы) в Афинах. Термин С. происходит от названия портика (Stoa) в Афинах, в котором учил основатель этой философ. школы Зенон из Китиона (310 г. до Р.Х.). Основное внимание С. уделяли этике, которую они считали учением о жизни. Целью человеч. существования считалось счастье, а его могли обеспечить только праведные поступки. К праведным действиям С. относили прежде всего проявление справедливости, благоразумия, мужества, исполнение долга по отношению к другим людям, власть рассудка над чувствами и влечениями. Бога С. представляли в виде некого предопределения или рока (Логос в значении всемирного разума), который создал и поддерживает вселенную. Образ мышления С. оказал большое влияние на рим. общество, особенно на государств. мужей и политиков (Сенека, современник Павла и воспитатель Нерона; имп. Марк Аврелий). Сторонники стоицизма нередко обращались к народу с проповедью стоической этики, чтобы указать ему путь к лучшей, по их мнению, и более счастливой жизни.

Слово Стоики найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
Стоические философы (Деян 17:18) — философская школа, основанная Зеноном, уроженцем о. Кипра, за 300 лет до Р.Х. Говорят, что Зенон заимствовал многие из своих мнений из Еврейских свящ. книг, но, как известно, Сократ и Платон развивали некоторые из них еще до времен Зенона. Философы оной получили название стоиков от греческого слова στοα (портик), вследствие того, что Зенон учил своих последователей в известном Афинском портике. Они вообще учили, что только мудрость делает людей счастливыми, что бедствия жизни суть только воображаемые бедствия и что мудрый человек вообще не должен увлекаться ни радостью, ни печалью. В практической жизни стоики оказывали много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям. Стоическая секта существовала долгое время по смерти своего основателя. Почти во всех главных городах Греции и Римской империи находились последователи Зенона, готовые всегда противостоять всякому несогласному с их странным учением. Вот почему, когда ап. Павел прибыл в Афины, эти надменные философы, считавшие его суесловом, стали спорить с ним, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение (Деян 17:18).
Словарь Нюстрема :
(Деян 17:18), представители филосовского учения, возникшего в Греции и основанного философом Зеноном из города Ситиума на Кипре (род. в 340 г. до Р. Хр.) и получившего свое название от крытой колоннады или портика (стоа), украшенного картинами кисти художника Полигнота. Учение Зенона получило дальнейшее развитие благодаря его последователям: Клеанфу из Асе (около 260 года до Р. Хр.), а еще более Хризиппу из Киликии (около 240 г. до Р. Хр.), который и оформил его. Стоики считали всю вселенную в целом живым существом, тело которого — материя, и душа которого — Бог. Бог, или мировая душа, есть блаженное, святое и совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное, попечитель и отец всего, наказывающий нечестивых и награждающий добрых. Из Своего собственного Существа, которое представляет субстанцию огня или горящего воздуха, Он создал мир, прекрасный и совершенный, как и Он сам; зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро. Подобно тому, как мир имел начало, он также будет иметь и конец, вследствие всеобщего пожара вселенной, во время которого все погибнет, кроме самого Бога. После этого пожара начнется новая эпоха, подобная предыдущей, которая опять окончится всеобщим пожаром, после которого начнется новая эра и т.д. без конца. Душа человека продолжает свою жизнь после смерти, но только до пожара вселенной; после пожара она вновь входит в мировую душу или Бога; в этом мире ее величайшей задачей является жизнь в согласии с природой, т.е. следование тем законам, которые даны ей и ее положением во вселенной. Она должна жить, во-первых, как часть целого, приноравливаясь к определенному порядку вещей, во-вторых, жить как член общества, состоящего из разумных существ. Такая жизнь в согласии с природой является добродетелью, а добродетель есть единственное добро.