В языч. капищах наряду с маццебами, освящ. камнями, стояли и ашеры, освящ. С. (Исх 34:13; Втор 7:5; 3Цар 14 — в Синодальном переводе — «капища»; 4Цар 17:10 — в Синодальном переводе — «изображения Астарт»). Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, С. — богиню → Ашеру (Суд 6:25,28,30 — в Синодальном переводе — «священное дерево»; 3Цар 16 — в Синодальном переводе — «дубраву»; 2Пар 17 — в Синодальном переводе — «дубравы»; Ис 17 — в Синодальном переводе — «кумиры Астарты»). Нельзя с полной уверенностью сказать, стали ли называть С. по имени богини или богиню — по этому предмету культа, но первое предположение кажется более вероятным. Такие С. (сначала это были, вероятно, освящ. деревья) стояли вплотную к жертвенникам.
Словарь Брокгауза и Ефрона : столбы
Для поддержки зданий. Суд 16:29.
В воспоминание чего либо. Быт 31:51.
Из мрамора. Есф 1:6.
Из дерева. 3Цар 10:12.
Из железа. Иер 1:18.
Из меди. 3Цар 7:15.
Из серебра. Песн 3:10.
Завеса скинии поддерживалась ими. Исх 26:32, Исх 26:37, Исх 36:36, Исх 36:38.
Два столба в притворе храма. 3Цар 7:15−21.
Иногда из цельного камня. Быт 28:18.
Иногда из кучи камней. Иис. Нав 4:8−9, Нав 4:20.
В память обета. Быт 28:18, Быт 31:13.
В память договора. Быт 31:52.
Над могилами. Быт 35:20.
В память замечательных событий. Исх 24:4. Иис. Нав 4:20, Нав 4:24.
Для увековечения имен. 2Цар 18:18.
В честь идолов. Лев 26:1. Втор 7:5.
Нередко возливался на них елей. Быт 28:18, Быт 31:13.
Снабжались надписями. Иов 19:24.
Слава Господня явилась евреям в образе столпа. Исх 13:21−22. Чис 12:5.
Жена Лота превратилась в соляной столб. Быт 19:26.
В переносном смысле о:
Устойчивости небес. Иов 26:11.
Устойчивости земли. 1Цар 2:8. Пс 74:4.
Церкви. 1Тим 3:15.
Христе. Песн 5:15. Откр 10:1.
Служителях Божиих. Иер 1:18. Гал 2:9.
Святых, крепких во Христе. Откр 3:12.
В некоторых местах Библии говорится о памятниках и столбах, поставленных в память какого-нибудь события или в знак исполнения данного обещания и т.д. Так поступал Иаков (Быт 28:18, Быт 31:46, Быт 35:14). Моисей тоже поставил у Синая 12 камней по числу колен Израилевых (Исх 24:4). Иисус Навин поставил 24 камня (Нав 4:8, Нав 4:9). Иаков поставил памятник над гробом Рахили (Быт 35:20). Авессалом еще при жизни своей «поставил себе памятник в царской долине» (2Цар 18:18). Саул поставил себе памятник в честь победы (на Кармиле) (1Цар 15:12). «Рукою» называется тот знак, который Иезекииль должен был начертать при начале двух дорог (Иез 21:19).
Иногда ставили столбы (истуканы) в честь идолов, с языческими изображениями и украшениями (см. Лев 26:1, Втор 7:5, Втор 12:3, Втор 16:22) и т.д. Иегова шел впереди народа «днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы итти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх 13:21, Исх 13:22). Также в Песн 3:6 и в Откр 10:1 говорится о столпах дыма и столпах огненных.
В символическом смысле говорится о столпах земли (Пс 74:4, срав. 1Цар 2:8). В кн. Иов 26:11 говорится о столпах небес; само небо уподобляется распростертому шатру в Пс 103:2, Ис 40:22, Иер 51:15. То же указание на столп, как на опору, встречается в 1Тим 3:15, где говориться, что церковь Бога живого есть «столп и утверждение истины», равно как и в Гал 2:9 Иаков, Петр и Иоанн упоминаются, как «столпы Церкви». В Пс 143:12, где дочери уподобляются искусно изваянным столпам в чертогах, имеется ввиду не опора, а красота. Так и Христос обещает сделать побеждающего столпом в храме Бога Его (Откр 3:12).