Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : веельзевул

Веельзевул: 1) в НЗ В. — это глава злых духов (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:18). Враги Иисуса говорили, что Он имеет в Себе В. (Мк 3:22), а фарисеи и книжники утверждали, что Он «изгоняет бесов силой бесовского князя» (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:15). В ответ Иисус указывал, что В. — это сам сатана, демонстрируя тем самым всю несостоятельность подобных обвинений (Мф 12:26; Мк 3:23,26; Лк 11:18; эти утверждения Иисуса предполагают существование единого царства демонов; подобные идеи можно встретить и в Кумранских рукописях). В семитских языках слово «В.», вероятно, означало «хозяин дома»; если это так, то Мф 10 ожно толковать двояко;

2) имя В. трактуется неоднозначно: некоторые ученые, вслед за Иеронимом, отождествляют В. с филистимским божеством (Ваал — «господин мух», см. 4Цар 1:3) из Аккарона. Имя Баал-Зевув, упомянутое в 4Цар 1 (МТ), вероятнее всего, является насмешливым прозвищем аккаронского божества баал-зевула («князя Ваала»), у которого искал совета смертельно больной царь Израиля Охозия (4Цар 1:1–6,16). Другие считают, что имя В. означает «господин небесного жилища». Вольц идентифицирует Зевула с дьяволом, в доказательство чего приводит имя Забулюс, которым назван сатана в апокрифич. книге «Успение Моисея» (10:1). Учитывая, что в сочинениях раввинов слово завал («удобрять», «унавоживать») употребляется для обозначения идолопоклонства, можно предположить, что имя В. означает «бог нечистот, навоза».

Слово Веельзевул найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(BAAL-ZEBUB; BEELZEBUL) Языческое божество филистимского города Аккарон. Когда царь Израиля Охозия упал с балкона (852 до Р.Х.), он послал гонцов к Веельзевулу, прося об исцелении (4Цар 1:2).

Пророк Илия упрекнул его за это и объявил, что такое оскорбление, нанесенное Богу Израиля, приведет к смерти Охозии. Не совсем ясно, что за бог «Ваалзевув» («повелитель мух»).

Возможно, предсказатели распознавали его волю, прислушиваясь к жужжанию мух или наблюдая за их полетом, или же он защищал своих поклонников от болезней, переносимых мухами. При раскопках в филистимских городах были обнаружены золотые изображения мух. Большинство ученых считает, что это имя — искаженное Ваалзевул («князь Ваал»).

Возможно, это искажение было намеренным и носило уничижительный характер. Также этот эпитет, означающий «господин мух» или «господин навозной кучи», относится к сатане. Враги Иисуса применяли его к Нему (Мф 10:25; Мф 12:24; Лк 11:15).

Смотрите: хананейские божества и религия.
Люди в Библии :

ВЕЕЛЬЗЕВУЛ (бог мух) — идол или божество Аккаронское, охранявшее от мух. Под именем Веельзевула следует понимать начальника злых духов, князя бесовского, которого Сам Господь называет сатаною (4 Цар. 1:2, 3, 6, 16; Матф. 10:25; Марк. 3:22; Лук. 11:15, 18).

Словарь Вихлицкого :
(Господин Ваал) (4Цар 1:2, 4Цар 1:3, 4Цар 1:6, 4Цар 1:16; Мф 10:25; Мф 12:24, Мф 12:27; Мк 3:22; Лк 11:15, Лк 11:18, Лк 11:19) — божество в Аккароне, к которому царь Охозия посылал за советом, когда заболел. Поклонение ему встречалось и в древнем Ханаане. Его имя евреи иронически изменили на Веельзевув, что значит: господин мух. Этим же именем Господь назвал князя бесовского. (см. Ваал, а, сатана)
Словарь Никифорова :
(Бог мух; 4Цар 1:2,3,6,16. Мф 10:25, Мк 3:22, Лк 11:15,18) — идол или божество Аккаронское, охранявшее от мух. Это божество особенно почиталось в Аккароне без сомнения потому, что здесь, как и вообще в низменных приморских местах, между различными насекомыми особенно много водилось мух, сильно досаждавших городским жителям. Впрочем из 4Цар 1:2 видно, что Веельзевул считался божеством нс только защищающим от мух, но и покровителем врачебной науки. Так Охозия, царь Израильский, послал спросить сего идола о своем выздоровлении от тяжкой болезни. Под именем Веельзевула, упоминаемого в Новом Завете (Мф 10:25, Мф 12:24-27, Мк 3:22, Лк 11:15-19) должно разуметь начальника злых духов, князя бесовского, которого сам Господь называет сатаною.