Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : волосы

Волосы: 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт 41:14). Израильтяне — мужчины (Иез 8:3) и женщины (ср. 1Кор 11:5,15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Чис 6:5), либо вообще никогда (Суд 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2Цар 14:26), пользуясь «острым ножом, бритвой брадобреев» (Иез 5:1). Законом запрещались некоторые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Лев 19:27; Лев 21:5; Втор 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иер 9:26; Иер 25:23; Иер 49:32);

2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Чис 8:7), при очищении прокаженного (Лев 14:8), а также по окончании обета назорейства (Чис 6:18; Деян 18:18; Деян 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была «остричь голову» (Втор 21:12). В остальных случаях быть «плешивым» считалось постыдным (4Цар 2:23). → Плешивый (лысый) → Плач, оплакивать;

3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (→ Масть (мазь); Пс 22:5; Мф 6:17). Археол. раскопки свидетельствуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исх 38 — в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песн 5:11; Песн 7:6). В Ис 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1Тим 2:9; 1Пет 3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода «плетением волос». При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (→ Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Чис 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1Кор 11:6). → Женщина (IV,Б,2,б);

4) выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» предполагает гарантию полной безопасности (1Цар 14:45; 2Цар 14:11; 3Цар 1:52; Лк 21:18; Деян 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. «на голове все волосы сочтены» (Мф 10:30; Лк 12:7).

Слово Волосы найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
(Чис 6:5) — у Евреев было в обычае стричь волосы также часто, как и у других народов, но они употребляли для стрижки волос бритву, или нож, а не ножницы (Ис 7:20, Иез 5:1). Вследствие обета растить и отпускать себе волосы, даваемого например Назареями, волоса на голове оставались нестриженными (Суд 13:5). Запрещалось стричь голову кругом и обрезывать концы волос на бороде (Лев 19:27), и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы (Иер 9:25, Иер 25:23 и др.); от священников требовалось не брить волос, ни отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины (Иез 44:20), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от Назореев, вовсе не стригших волос. Главною красотою волос считались кудри (Песн 4:1, Песн 5:2). Волосы, особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств, или в других радостных случаях (Пс 22:5, Еккл 9:8, Руфь 3:3). Плешивыми гнушались (4Цар 2:23). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями (1Тим 2:9, 1Пет 3:3). Волосы Самсона были сплетены в семь кос (Суд 16:14). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости (Притч 16:31). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия (Дан 7:9, 1Кор 11:14). О волосах женщин ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь (1Кор 11:15). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях Азиаток и женщин других стран. В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как Египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистою пудрою. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в Свящ. Писании порицаются. В 1Тим 2:9 ап. Павел осуждает плетение волос, женщинами; также и ап. Петр (1Пет 3:3) неодобрительно отзывается о внешнем плетений волос и золотых уборах для головы. Впрочем здесь следует заметить, что ап. при этом длинные волосы считает честию для женщины (1Кор 11:15). Обычай стричь, или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах, существовал еще во времена Иова (Иов 1:20), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию (Иер 7:29). Вырывание волос из головы и бороды было также знаком печали (Езд 9:3). Изменение цвета волос служило одним из первых признаков проказы, и потому особенно повелевалось в сих случаях стричь волосы на голове, как главном месте болезни (Лев 14:8-9). У Ис 7:20 волос служит образом растительности в земле Иудейской. Стояние волос дыбом изображало сильный страх и ужас (Иов 4:15), как и в наше время употребляется подобное же выражение для обозначения сильной степени страха и испуга. Во время земной жизни Господа у Евреев было в обычае клясться головою покрытою волосами (Мф 5:36), подобно тому как Египетские женщины и теперь клянутся своими косами, а мужчины бородами.
Словарь Нюстрема :
евр. сеар. Евреи вообще носили короткие волосы (1Кор 11:14, Иез 44:20); исключение составляли назореи, которые не стригли волос по обету (Чис 6:5, Чис 6:9, Деян 18:18), или некоторые отдельные личности, как, напр., Авессалом (2Цар 14:26). Волосы старательно умащивались мазями и елеем (Пс 22:5, Еккл 9:9, Лк 7:46). В знак горя не заботились о волосах, иногда совершенно сбривали их, или вырывали (Иер 7:29, Езд 9:3). В этом отношении закон имел ограничения Втор 14:1). Иметь лысину считалось постыдным (4Цар 2:23). Украшением женщин были длинные волосы, искусно заплетенные и завитые (Ис 3:17, Ис 3:23, 1Кор 11:15, 1Тим 2:9, 1Пет 3:3). Сбривать волосы на теле было предписано для прокаженных, а также и для левитов, при их посвящении на служение (Лев 14:8 и дал., Чис 8:7).

На символическом языке волос является чем-то незначительным у человека (1Цар 14:45, 2Цар 14:11, Деян 27:34), иногда волосы обозначают многочисленность (Пс 39:13, Пс 68:5) или нечто особенно нежное и тонкое (Суд 20:16). Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мф 10:30, Лк 12:7), Который создал все в порядке и мере (Иов 28:25 и дал., Притч 8:29, Ис 40:12); о тех, кто страдает за имя Христа, сказано, что ни один волос с головы их не пропадет (Лк 21:18).

Слово волосы в симфонии
В Библии слово "волосы" упоминается в 38 стихах.

Лев 13 : 3
священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
Лев 13 : 4
А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;
Лев 13 : 40
Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист;
Лев 13 : 41
а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист.
Лев 14 : 8
Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
Лев 14 : 9
в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;
Чис 6 : 5
Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
Чис 6 : 18
и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою;
Суд 16 : 22
Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены.
1Езд 9 : 3
Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.
2Езд 8 : 68
Как скоро услышал я об этом, разодрал на себе одежды и священное облачение, и рвал волосы на голове и бороде, и сидел озабоченный и печальный.
Иудифь 10 : 3
Здесь она сняла с себя вретище, которое надевала, сняла и одежды вдовства своего, омыла тело водою и намастилась драгоценным миром, причесала волосы и надела на голову повязку, оделась в одежды веселия своего, в которые она наряжалась во дни жизни мужа своего Манассии;
Иудифь 13 : 7
и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день.
Иудифь 16 : 8
украсила волосы свои головным убором, надела для прельщения его льняную одежду.
Иов 4 : 15
И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
Песн 4 : 1
О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;
Песн 6 : 6
Волосы твои - как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои - как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними;
Песн 7 : 6
голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
Сир 27 : 14
Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы, а спор их заткнет уши.
Иер 9 : 26
Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.