(Architecture) Наука и искусство планирования и строительства зданий, мостов и т. п. Архитектура — это умение сочетать строительство и искусство, задача которого совместить «прекрасное с полезным». Синтез творческого воображения и технических навыков архитектора ведет к созданию строений, отличающихся привлекательностью, единством образа, мощным воздействием и удобством. Когда мы смотрим на здание, памятник или гробницу, мы оцениваем не только собственно конструкцию, но и внешний облик. В Писании упоминаются разные типы архитектурных сооружений, как-то: дома, памятники разных городов и, конечно же, храмы. Державы, под властью которых находился Израиль, оказывали влияние на его архитектуру. Вот почему для того, чтобы понять палестинскую архитектуру, важно изучить архитектуру государств, связанных с ней в библейской истории. Подразделы статьиШумерская архитектура
Египетская архитектура
Ассирийская и хеттская архитектура
Греческая архитектура
Римская архитектура
Палестинская архитектура Шумерская архитектура. Архитектура впервые возникла у шумеров, народа несемитского происхождения. Вероятно, за тысячу лет до того, как перебраться к северу, на материк, они жили на острове Бахрейн в Персидском заливе. С самого начала своего существования шумерский народ ценил архитектуру как важное искусство. Это наиболее ярко проявилось в строительстве храмов. Шумерский зиккурат, ступенчатая башня, стал самым важным вкладом Месопотамии в развитие архитектуры, как светской, так и священной. Часто зиккурат сравнивают с собором средневековой Европы, вершина которого устремлялась ввысь, к Богу, что символизировало религиозные надежды людей. Однако шумеры при строительстве своих святилищ имели в виду другое. Для них зиккурат, стоящий на основании или фундаменте, представлял собой концентрированное выражение естественных жизнетворных сил природы. Бог уже спустился с небес в Свой дом, и верующий должен был общаться с Ним там. К 2000 г. до Р.Х. месопотамская храмовая зона включала в себя обычно зиккурат, несколько хранилищ, святилищ, лавок ремесленников и жилых помещений для жрецов. Зиккурат обычно состоял из трех частей; внутренние стены были сложены из высушенных на солнце глиняных кирпичей; внешние стены — из обожженных кирпичей, скрепленных смолой. На верхние ярусы попадали по лестницам, и на самом верхнем уровне иногда располагалось святилище какого-либо местного божества. Шумерские архитекторы изобрели украшенные стены и колонны, кроме того, они начали использовать арки и купола, придававшие строению величественный и просторный вид. При строительстве жилых домов шумеры использовали смешанный стиль. Многие дома представляли собой двухэтажные строения, ставившиеся фасадом на площадь и вокруг нее, узкие улицы проходили сзади. Дома богатых людей могли содержать до 20 комнат; к ним примыкали помещения для слуг. В домах был водопровод, который посредством труб соединялся с подземным резервуаром. В фундаменте многих домов находился фамильный склеп. Без сомнений, архитектурные новации шумеров были в какой-то степени переняты аккадцами, хеттами, египтянами и греками. Египетская архитектура. Египтяне возвели выдающиеся архитектурные памятники, несравнимые с памятниками других цивилизаций, причем многое из созданного ими сохранилось. Сюда относятся храмы, гробницы и пирамиды. Громадные камни, из которых построены эти сооружения, привозились с далекого расстояния. Египтяне использовали труд рабов и создавали строения в честь своих правителей. Выдающийся образец египетской архитектуры — это пирамиды, практически все они были созданы в период Древнего царства (ок. 2700-2200 до Р.Х.).
Для того чтобы уменьшить чудовищное давление громадных камней, использовался шумерский принцип углубленных ниш. Без этого невозможно было бы воздвигнуть такое гигантское строение, как Великая пирамида, которая весит почти 6 млн. тонн (5448 000 метрических тонн).
Великая пирамида — одно из наиболее точно сориентированных по сторонам света строений на земле, ее расположение отклоняется от линии север-юг только на несколько сотых градуса. Многие из каменных блоков подогнаны друг к другу настолько точно, что между ними невозможно вставить лист бумаги. Пирамиды были созданы как гробницы людей, велевших построить их, но сами по себе стали памятником человеческому гению. Основным архитектурным стилем Египта был стиль «столбов и перемычек», с горизонтальными перекрытиями, опиравшимися на колонны. В результате в зданиях любого размера было множество колонн. Поверхность стен покрывалась резьбой, живописью и иероглифами. Храмы располагались вдоль длинной оси и были практически симметричны по строению. Они создавались для проведения государственных церемоний и должны были внушать людям, что их правители обладают могуществом и властью. Ассирийская и хеттская архитектура. Ассирийцы переняли шумерский способ строительства храмов, но при этом увеличили размеры зиккуратов и увеличили количество ступеней. Великий зиккурат в Борсиппе — выдающийся образец храмового строительства семиэтажной храмовой конструкции. Его основание представляет собой квадрат со стороной ок. 272 футов (83 м), а высота его — ок. 160 футов (49 м).
Этажи расположены ступенчато и окрашены в разные цвета. Каждый этаж должен был символизировать одну из планет. Согласно поздней шумерской практике, на крыше верхнего этажа располагалось небольшое святилище, в котором, как считалось, жил бог Нево. Многие полагают, что вавилонская башня, разрушенная Богом, представляла собой зиккурат (Быт 11).
Ассирийские царские дворцы VIII — VII веков до Р.Х. были большими и элегантными, их украшали многочисленные барельефы, изображавшие разнообразную деятельность царя. Ассирийское искусство к тому моменту достигло своего расцвета, и внимание к мелким деталям придавало ассирийской архитектуре мужественный характер. У входа в общественные здания устанавливались гигантские статуи животных-стражей. Подобные статуи были характерны также для хеттской архитектуры Анатолии, восточного района Малой Азии. Хеттские здания, обнаруженные при раскопках в Богаскее и других местах, похожи на ассирийские своим величием и размерами. Высокие колонны, большие залы и просторные комнаты были типичными для хеттского дворца Бронзового века. Строение храма у хеттов также повторяло принятое в Вавилоне — несколько строений вокруг открытого двора. Единственное отличие заключалось в том, что попасть в главное святилище можно было только через ряд входов или портиков, тянувшихся вдоль прилегающих зданий. Вверху располагались маленькие окна, через которые в святилище поступал дополнительный свет. Греческая архитектура. В греческом мире архитектура достигла вершины развития. Многие факторы способствовали созданию прекрасных произведений, которые знамениты и много веков спустя. К ним относятся климат, обстановка, управление и народ. Вероятно, самым важным фактором был народ, обладавший свободным воображением и способный разрабатывать строения, которые продолжают и по сей день будоражить наше воображение. Греки стремились создавать прекрасные здания. Это стремление достигло своего апогея к V веку до Р.Х. Во времена Перикла (461-429 до Р.Х.) на основании более древних оригиналов были построены Парфенон и Пропилеи Акрополя, а также был воздвигнут Эрехтейон. Позже в Афинах были построены храм Гефеста, представляющий собой менее утонченный вариант Парфенона, и святилище Ареса. Фидий, скульптор, создавший проект Парфенона, и его ученики вложили большой вклад в создание статуй V века. Хотя шумеры первыми начали создавать достаточно стереотипные отдельно стоящие каменные статуи, они делали это прежде всего из богословских соображений. Для шумерских скульпторов статуя изображала человека, который предстает перед богом для суда. У греков же скульптура была более реалистической, они старались как можно точнее воспроизводить анатомию, и их скульпторы, как и ассирийские, изучали анатомию. Греки по сути дела стали самыми выдающимися скульпторами мира. Во многих греческих строениях мотив прекрасного сочетается с мотивами практической пользы. Например, театры строились на возвышенностях так, чтобы сидения для зрителей естественным образом располагались в наклонной плоскости и в то же время красиво смотрелись. Широко использовался мрамор. Здания ставились так, чтобы тень подчеркивала их красоту. Все это великолепие видел апостол Павел, когда посетил Афины, но «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян 17:16).
Многие прекрасные здания, такие как Парфенон, были построены в честь языческих богов греков. Павел произнес свою знаменитую проповедь на Ареопаге (Марсовом холме), возвышавшемся над афинскими храмами. Римская архитектура. Римляне были великими зодчими, оказавшими огромное влияние на архитектуру всего мира. Развитие римских архитектурных стилей обусловливается несколькими факторами. Во-первых, римляне заимствовали архитектурные стили у более ранних цивилизаций. Присутствует некоторое египетское влияние, но основным является чувство красоты и навыки использования мрамора, свойственные грекам. Другой фактор — это изобретение римлянами цемента, он изготавливался из вулканической лавы, которая, смешиваясь с песчаником, образовывала прочное связующее вещество. Цемент позволил римлянам возводить арки без поддерживающих колонн, а также строить многоэтажные здания, такие как Колизей. Римские архитекторы разбивали в центре городов центральные площади или форумы. Вокруг этих форумов возводились общественные здания, храмы, лавки и портики. На центральных площадях ставили также арки и памятники, увековечивавшие победы императоров. Римский принцип градостроительства распространился на всю Римскую империю, в том числе и Палестину. Нехватка воды во многих покоренных Римом странах побудила их изобрести средства для ее транспортировки на большие расстояния. Так возникли акведуки. Здесь римские архитекторы вынуждены были добиться определенного градуса понижения, чтобы вода текла под действием силы тяжести. Для решения этой проблемы создавались цементированные каналы, опирающиеся на каменные арки. Архитектурный принцип строения акведуков остался неизменным на протяжении всего существбвания империи. На фундаменте возводились круглые арки. По верху арок проходил каменный трубопровод, скрепленный цементом и часто покрытый изогнутой кровлей. Палестинская архитектура. В течение жизни целого поколения Израильтяне жили в шатрах и вели по меньшей мере полуоседлый образ жизни, поэтому не нуждались в постоянных строениях. Когда настало время им осесть, никаких строительных навыков у них не было. Археологические раскопки в таких местах, как Силом, Вефиль и Девир, показали, что Израильтяне пытались восстанавливать более ранние, ханаанские строения. Но их стандарты явно были ниже по сравнению с ханаанскими строителями, что в особенности видно из раскопок ханаанских царских столиц. До V века до Р.Х. здания, которые строили Израильтяне, были маленькими и тесными, отчасти потому, что единственным известным архитекторам типом кровли был следующий: через всю длину здания клались деревянные балки, на которые настилалось плоское покрытие. Первая арка, найденная в Палестине, относится к персидскому периоду, но для консервативных иудеев это решение было слишком новаторским, и этот архитектурный элемент не прижился. Только в римский период арка и свод нашли признание, в значительной степени благодаря влиянию Ирода Великого. Архитектура в ВЗ.
Египетская архитектура
Ассирийская и хеттская архитектура
Греческая архитектура
Римская архитектура
Палестинская архитектура Шумерская архитектура. Архитектура впервые возникла у шумеров, народа несемитского происхождения. Вероятно, за тысячу лет до того, как перебраться к северу, на материк, они жили на острове Бахрейн в Персидском заливе. С самого начала своего существования шумерский народ ценил архитектуру как важное искусство. Это наиболее ярко проявилось в строительстве храмов. Шумерский зиккурат, ступенчатая башня, стал самым важным вкладом Месопотамии в развитие архитектуры, как светской, так и священной. Часто зиккурат сравнивают с собором средневековой Европы, вершина которого устремлялась ввысь, к Богу, что символизировало религиозные надежды людей. Однако шумеры при строительстве своих святилищ имели в виду другое. Для них зиккурат, стоящий на основании или фундаменте, представлял собой концентрированное выражение естественных жизнетворных сил природы. Бог уже спустился с небес в Свой дом, и верующий должен был общаться с Ним там. К 2000 г. до Р.Х. месопотамская храмовая зона включала в себя обычно зиккурат, несколько хранилищ, святилищ, лавок ремесленников и жилых помещений для жрецов. Зиккурат обычно состоял из трех частей; внутренние стены были сложены из высушенных на солнце глиняных кирпичей; внешние стены — из обожженных кирпичей, скрепленных смолой. На верхние ярусы попадали по лестницам, и на самом верхнем уровне иногда располагалось святилище какого-либо местного божества. Шумерские архитекторы изобрели украшенные стены и колонны, кроме того, они начали использовать арки и купола, придававшие строению величественный и просторный вид. При строительстве жилых домов шумеры использовали смешанный стиль. Многие дома представляли собой двухэтажные строения, ставившиеся фасадом на площадь и вокруг нее, узкие улицы проходили сзади. Дома богатых людей могли содержать до 20 комнат; к ним примыкали помещения для слуг. В домах был водопровод, который посредством труб соединялся с подземным резервуаром. В фундаменте многих домов находился фамильный склеп. Без сомнений, архитектурные новации шумеров были в какой-то степени переняты аккадцами, хеттами, египтянами и греками. Египетская архитектура. Египтяне возвели выдающиеся архитектурные памятники, несравнимые с памятниками других цивилизаций, причем многое из созданного ими сохранилось. Сюда относятся храмы, гробницы и пирамиды. Громадные камни, из которых построены эти сооружения, привозились с далекого расстояния. Египтяне использовали труд рабов и создавали строения в честь своих правителей. Выдающийся образец египетской архитектуры — это пирамиды, практически все они были созданы в период Древнего царства (ок. 2700-2200 до Р.Х.).
Для того чтобы уменьшить чудовищное давление громадных камней, использовался шумерский принцип углубленных ниш. Без этого невозможно было бы воздвигнуть такое гигантское строение, как Великая пирамида, которая весит почти 6 млн. тонн (5448 000 метрических тонн).
Великая пирамида — одно из наиболее точно сориентированных по сторонам света строений на земле, ее расположение отклоняется от линии север-юг только на несколько сотых градуса. Многие из каменных блоков подогнаны друг к другу настолько точно, что между ними невозможно вставить лист бумаги. Пирамиды были созданы как гробницы людей, велевших построить их, но сами по себе стали памятником человеческому гению. Основным архитектурным стилем Египта был стиль «столбов и перемычек», с горизонтальными перекрытиями, опиравшимися на колонны. В результате в зданиях любого размера было множество колонн. Поверхность стен покрывалась резьбой, живописью и иероглифами. Храмы располагались вдоль длинной оси и были практически симметричны по строению. Они создавались для проведения государственных церемоний и должны были внушать людям, что их правители обладают могуществом и властью. Ассирийская и хеттская архитектура. Ассирийцы переняли шумерский способ строительства храмов, но при этом увеличили размеры зиккуратов и увеличили количество ступеней. Великий зиккурат в Борсиппе — выдающийся образец храмового строительства семиэтажной храмовой конструкции. Его основание представляет собой квадрат со стороной ок. 272 футов (83 м), а высота его — ок. 160 футов (49 м).
Этажи расположены ступенчато и окрашены в разные цвета. Каждый этаж должен был символизировать одну из планет. Согласно поздней шумерской практике, на крыше верхнего этажа располагалось небольшое святилище, в котором, как считалось, жил бог Нево. Многие полагают, что вавилонская башня, разрушенная Богом, представляла собой зиккурат (Быт 11).
Ассирийские царские дворцы VIII — VII веков до Р.Х. были большими и элегантными, их украшали многочисленные барельефы, изображавшие разнообразную деятельность царя. Ассирийское искусство к тому моменту достигло своего расцвета, и внимание к мелким деталям придавало ассирийской архитектуре мужественный характер. У входа в общественные здания устанавливались гигантские статуи животных-стражей. Подобные статуи были характерны также для хеттской архитектуры Анатолии, восточного района Малой Азии. Хеттские здания, обнаруженные при раскопках в Богаскее и других местах, похожи на ассирийские своим величием и размерами. Высокие колонны, большие залы и просторные комнаты были типичными для хеттского дворца Бронзового века. Строение храма у хеттов также повторяло принятое в Вавилоне — несколько строений вокруг открытого двора. Единственное отличие заключалось в том, что попасть в главное святилище можно было только через ряд входов или портиков, тянувшихся вдоль прилегающих зданий. Вверху располагались маленькие окна, через которые в святилище поступал дополнительный свет. Греческая архитектура. В греческом мире архитектура достигла вершины развития. Многие факторы способствовали созданию прекрасных произведений, которые знамениты и много веков спустя. К ним относятся климат, обстановка, управление и народ. Вероятно, самым важным фактором был народ, обладавший свободным воображением и способный разрабатывать строения, которые продолжают и по сей день будоражить наше воображение. Греки стремились создавать прекрасные здания. Это стремление достигло своего апогея к V веку до Р.Х. Во времена Перикла (461-429 до Р.Х.) на основании более древних оригиналов были построены Парфенон и Пропилеи Акрополя, а также был воздвигнут Эрехтейон. Позже в Афинах были построены храм Гефеста, представляющий собой менее утонченный вариант Парфенона, и святилище Ареса. Фидий, скульптор, создавший проект Парфенона, и его ученики вложили большой вклад в создание статуй V века. Хотя шумеры первыми начали создавать достаточно стереотипные отдельно стоящие каменные статуи, они делали это прежде всего из богословских соображений. Для шумерских скульпторов статуя изображала человека, который предстает перед богом для суда. У греков же скульптура была более реалистической, они старались как можно точнее воспроизводить анатомию, и их скульпторы, как и ассирийские, изучали анатомию. Греки по сути дела стали самыми выдающимися скульпторами мира. Во многих греческих строениях мотив прекрасного сочетается с мотивами практической пользы. Например, театры строились на возвышенностях так, чтобы сидения для зрителей естественным образом располагались в наклонной плоскости и в то же время красиво смотрелись. Широко использовался мрамор. Здания ставились так, чтобы тень подчеркивала их красоту. Все это великолепие видел апостол Павел, когда посетил Афины, но «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян 17:16).
Многие прекрасные здания, такие как Парфенон, были построены в честь языческих богов греков. Павел произнес свою знаменитую проповедь на Ареопаге (Марсовом холме), возвышавшемся над афинскими храмами. Римская архитектура. Римляне были великими зодчими, оказавшими огромное влияние на архитектуру всего мира. Развитие римских архитектурных стилей обусловливается несколькими факторами. Во-первых, римляне заимствовали архитектурные стили у более ранних цивилизаций. Присутствует некоторое египетское влияние, но основным является чувство красоты и навыки использования мрамора, свойственные грекам. Другой фактор — это изобретение римлянами цемента, он изготавливался из вулканической лавы, которая, смешиваясь с песчаником, образовывала прочное связующее вещество. Цемент позволил римлянам возводить арки без поддерживающих колонн, а также строить многоэтажные здания, такие как Колизей. Римские архитекторы разбивали в центре городов центральные площади или форумы. Вокруг этих форумов возводились общественные здания, храмы, лавки и портики. На центральных площадях ставили также арки и памятники, увековечивавшие победы императоров. Римский принцип градостроительства распространился на всю Римскую империю, в том числе и Палестину. Нехватка воды во многих покоренных Римом странах побудила их изобрести средства для ее транспортировки на большие расстояния. Так возникли акведуки. Здесь римские архитекторы вынуждены были добиться определенного градуса понижения, чтобы вода текла под действием силы тяжести. Для решения этой проблемы создавались цементированные каналы, опирающиеся на каменные арки. Архитектурный принцип строения акведуков остался неизменным на протяжении всего существбвания империи. На фундаменте возводились круглые арки. По верху арок проходил каменный трубопровод, скрепленный цементом и часто покрытый изогнутой кровлей. Палестинская архитектура. В течение жизни целого поколения Израильтяне жили в шатрах и вели по меньшей мере полуоседлый образ жизни, поэтому не нуждались в постоянных строениях. Когда настало время им осесть, никаких строительных навыков у них не было. Археологические раскопки в таких местах, как Силом, Вефиль и Девир, показали, что Израильтяне пытались восстанавливать более ранние, ханаанские строения. Но их стандарты явно были ниже по сравнению с ханаанскими строителями, что в особенности видно из раскопок ханаанских царских столиц. До V века до Р.Х. здания, которые строили Израильтяне, были маленькими и тесными, отчасти потому, что единственным известным архитекторам типом кровли был следующий: через всю длину здания клались деревянные балки, на которые настилалось плоское покрытие. Первая арка, найденная в Палестине, относится к персидскому периоду, но для консервативных иудеев это решение было слишком новаторским, и этот архитектурный элемент не прижился. Только в римский период арка и свод нашли признание, в значительной степени благодаря влиянию Ирода Великого. Архитектура в ВЗ.